общая - подвести учащихся к тому, что Соловей-образ свободного певца, аллегорический образ искусства, который говорит языком самой природы обо всём на свете; только оно способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе самого человека; искусство делает человека лучше, чище, красивее; частные – ответить на вопросы:
Что входит в понятие «красота», «красивость»?
Всегда ли люди оценивают настоящую красоту?
Как отвечает на вопрос: «Что есть красота?» Х.-К.Андерсен в этой сказке?(«Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде»?)
Ход урока.
I.Фаза урока : «Вызов».
Чтение заранее подготовленным
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Х.-К. АНДЕРСЕН «СОЛОВЕЙ» »
Х.-К. АНДЕРСЕН «СОЛОВЕЙ»
Урок по литературе в 5 классе
Цели урока:
общая - подвести учащихся к тому, что Соловей-образ свободного певца, аллегорический образ искусства, который говорит языком самой природы обо всём на свете; только оно способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе самого человека; искусство делает человека лучше, чище, красивее; частные – ответить на вопросы:
Что входит в понятие «красота», «красивость»?
Всегда ли люди оценивают настоящую красоту?
Как отвечает на вопрос: «Что есть красота?» Х.-К.Андерсен в этой сказке?(«Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде»?)
- Мы начали сегодня урок со стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка». Почему автор назвал так стихотворение вы сразу ответите. Но у меня к вам другой вопрос: действительно ли девочка так некрасива?
- А что скрывается под этой внешностью?
-Что красиво в этой девочке?
(Душа, поступки, она радуется чужому счастью, не завидует.)
- Ребята, как вы думаете, что такое красота? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим понятием?
Составление кластера №1.
Что есть красота?
(Радость, улыбка, душа, доброта, теплота)
Несколько ассоциаций записывается на доске, а потом каждый записывает ещё 3-4. затем обсуждение в парах.
-Какое же определение даётся в словаре? Обратимся к нему.
Обращение к словарю.
Красота.1.Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
- Но у нас в русском языке есть ещё одно слово «красивость». Как вы думаете, красота и красивость это одно и то же?(Нет.)
Красивость. Чисто внешняя красота, украшения, с притязаниями на красоту.
- О чём мы с вами будем говорить на уроке? (О красоте.)
-А о какоё красоте?(Истинной.)
-Да, действительно, сегодня на уроке мы с вами затронем понятие «красота». Итак тема урока: «…Что есть красота и почему её обожествляют люди?» Записываем тему урока, и обратите внимание на вопросы, на которые нам предстоит ответить:
1.Что входит в понятие «красота», «красивость»?
2.Всегда ли люди оценивают настоящую красоту?
3.Как отвечает на вопрос: «Что есть красота?» Х.-К.Андерсен в этой сказке?(«Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде»?)
- Сегодня на уроке для чтения и обсуждения мы возьмём сказку Х.-К.Андерсена «Соловей», с которой вы уже познакомились дома.
II.Фаза урока «Осмысление».
«В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все подданные – китайцы…»
-С чего начинается действие в сказке?
(С изображения дворца и сада императора)
-Вспомним описание дворца китайского императора.
-Хорошо ли жить во дворце, сделанном из самого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «…что страшно было до него дотронуться?»
Вокруг дворца располагался прекрасный сад.
-А какая деталь в описании цветника обращает на себя внимание?
(К цветкам были привязаны колокольчики.)
-Почему жители дворца «забывали» нюхать цветы?
-Зачем колокольчики?
(Чтобы в который раз восхититься красотой цветов, звоном серебра, сиянием фарфора – словом, великолепием, внешней красотой императорского сада.)
(Сколько вокруг «слепых» и «глухих», для которых, чтобы они заметили красоту, нужно «звонить» во все колокола.)
- Прочитайте внимательно фрагмент, в котором автор рассказывает о том месте, где жил Соловей. Почему он живёт «в дремучем лесу, который начинается за садом?» Не кажется ли вам, что Соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Опишите эти миры хотя бы так: что слышит и что видит Соловей, а что император и его придворные?
(Соловей видит, как рыбак ловит рыбу и слышит, как он восхищается его пением. А обитатели дворца видят только то, что в стенах сада и дворца.)
-Откуда Император узнал о маленькой птичке по имени Соловей?
(Из толстой иностранной книжки.)
-Почему для автора так важно, чтобы Император узнал о Соловье именно из книги?
(Почему ничего не слышали о нём придворные?)
(Знати автор противопоставляет народ, с его близостью к природе. Простолюдины очень любят искусство пернатого виртуоза. Так «бедный удручённый заботами рыбак» до того заслушивался соловья, что «забывал о своём неводе».
«Господи, как хорошо!- вырывалось у рыбака, но потом рыбак снова принимался за своё дело и забывал о соловье, а на следующую ночь снова заслушивался им и снова повторял то же самое: «Господи, как хорошо!» Девочка-кухарка говорит о соловушке как о добром друге: «Господи, соловей! Я его хорошо знаю! Как он удивительно поёт! Слёзы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, словно матушка целует меня!..»)
-Что смешного в сцене поисков придворными Соловья?
Чтение по ролям эпизода, когда придворные отправляются в лес на «экскурсию».
(«И вот все отправились в лес, где обыкновенно распевал Соловей; отправилась туда чуть не половина всех придворных…»)
-«И вот запел Соловей…» А вы слышали пение соловья? А как оно называется? Давайте послушаем соловьиные трели.
Прослушивание записи с пением соловья.
-Вам понравилось?
-Что удивило придворных, когда они увидели Соловья? С чем они сравнивают его пение?
(Удивила самая простая наружность. Сравнивают со стеклянными колокольчиками)
-Как воспринял пение соловья Император? Перечитайте эту сцену. Почему Соловей отказался от награды Императора? Найдите ответ на этот вопрос в тексте сказки.
(Самая большая награда для соловья – это слёзы, которые появились у Императора.)
-Расскажите о том, что произошло во время состязания двух соловьёв? Куда девался настоящий соловей?
-Найдите в тексте ответ на вопрос: в чём видит «придворный поставщик соловьёв» преимущества искусственного соловья? Зачем автор изображает его так подробно? Почему портрет натурального Соловья такой короткий?
(Главное не внешность, а что под этой внешностью.)
-Прочитайте, что говорили бедные рыбаки об искусственном соловье? А чем особенно понравился искусственный соловей придворным? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.
III. Фаза урока «Рефлексия».
-Перескажите эпизод «Болезнь Императора». Как Соловью удалось спасти Императора? Почему Соловей отказывается от всех наград, и какую награду он считает для себя самой ценной? Найдите ответ в тексте.
-Как вы считаете, почему выздоровел Император?
-О чём же поёт Соловей и будет петь всегда? Перечитайте этот фрагмент.
-О чём же эта сказка Андерсена?
- На доске записаны понятия. Какие из них относятся к красоте, а какие - к красивости?
Составление таблицы.
Красота Красивость
Натуральное искусственное
Природа механизм
Настоящее поддельное
Живое красота внешняя
Красота духовная, живая (украшенность)
-Как вы теперь понимаете слово «красота»?
Составление кластера №2.
-Итак, что же такое настоящая красота – «сосуд, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде»?
Составление синквэйнов и их обсуждение.
Красота.
Истинная, внутренняя.
Спасает, радует, живёт.
Счастье дарит всем вокруг.
Животворящая сила.
Прочитайте афоризмы и подумайте, какой из них кажется самым верным , и выберите эпиграф к сегодняшнему уроку:
Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях.
Фалес.
При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства.
И.Шмелёв.
Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца.
М.Сервантес.
Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.
В.Гюго.
Красота хороша, только когда она сама себя не замечает.
В.О.Ключевский.
Домашнее задание: сочинить письмо китайского императора японскому после выздоровления.