Конспект урока литературы "В гостях у Николая Некрасова"
Конспект урока литературы "В гостях у Николая Некрасова"
Урок знакомит обучающихся с краткой биографией и творчеством Николая Алексеевича Некрасова. Материал поможет систематизировать изученную тему, проводится с интерактивной доской,чтобы ярче и доступнее проиллюстрировать материал. Урок построен таким образом, чтобы у обучающихся была возможность показать знания, полученные самостоятельно. В ходе урока создаются условия для формирования коммуникативной компетенции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "В гостях у Николая Некрасова" »
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»
Конспект урока литературы в 10 классе
«В гостях у Некрасова»
Подготовила:
преподаватель литературы
Нечипоренко Л.Н.
Цели:
обобщить знания обучающихся по теме: «Начало биографии и творчества Н. А. Некрасова»;
развивать коммуникативные компетенции;
воспитывать уважение к прошлому отечественной литературы,
к русскому языку;
Оборудование:
интерактивная доска
Аудитория представляет импровизированный Литературный салон, в котором находятся почитатели таланта великого русского поэта –
Н. А. Некрасова.
На столах горят свечи, в окно пробиваются лучи восходящего солнца, шелестят страницы невидимой книги о судьбе удивительного человека, который многое поведал нам о жестоком времени России 19 века через свои поэтические произведения.
Обучающиеся читают стихотворения Н. А. Некрасова.
(На интерактивной доске один текст меняет другой).
Обучающийся в роли Некрасова сидит в кресле, держа томик своих стихотворений, и прислушивается к разговору.
Обучающийся - 1:
скажите, пожалуйста, господин Некрасов, что означают написанные когда-то Вами строчки?
«Родился я в большом дому,
Напоминающем тюрьму,
В котором грозный властелин
Свободно действовал один,
Держа под страхом всю семью
И челядь жалкую свою».
(Ответ обучающегося, исполняющего роль Некрасова)
Лилась словесными ручейками беседа гостей.
Одно задание сменялось другим.
На интерактивной доске появляются географические названия мест России: Украина, Россия, село Грешнево, река Волга
Ведущий:
уважаемые гости, Николай Алексеевич Некрасов предлагает нам посетить его родное село Грешнево.
Мы пересекаем пространство и время и оказываемся на берегу Волги.
( На интерактивной доске Волга)
Многое в жизни поэта было связано с этими местами. По селу когда-то проходил в то время знаменитый Владимирский тракт, который соединял Москву с Сибирью. В свое время поэт назвал эту дорогу своим первым университетом, широким окном в мир интересный и пока еще малопонятный.
(Обучающиеся дают пояснения, что это была за дорога, и почему Некрасов называл ее школой).
А что еще связано у Некрасова с рекой Волгой?
( Речь пойдет о бурлаках)
Обучающийся - 2:
В жизни Н.А. Некрасова особое место занимал образ матери, которую он очень любил.
(На доске портрет родителей Н.А. Некрасова)
Это была удивительная женщина, добрая, нежная, любящая своих детей и очень терпеливая.
(Дается информация присутствующих о матери Николая Некрасова)
((Обучающиеся при этом обращают внимание на то, как подчас бывают жестоки дети в отношении своих матерей, как часто заставляют их плакать).
Некрасов писал:
«Повидавшись со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг.
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других…
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты, - грудью своей
Защищая любимых детей».
Обучающийся – 3:
Некрасову исполнилось 16 лет, отец, желая видеть сына в офицерском мундире, отправляет в Петербург.
(На экране фотография Петербурга)
Вместе с ним в дорогу собираемся и мы. Мимо мелькают убогие русские деревни, широкие раздольные луга.
(На экране изображение русских деревень того далекого времени)
А что ждет Некрасова в Петербурге?
(Обучающиеся вспоминают, каким был петербургский период жизни поэта).
… Воображение.
В столицу юношу манит,
Там слава, там простор, движенье.
И вот он в ней! Идёт, глядит –
Как чудно город изукрашен!
Шпили его церквей и башен
Уходят в небо; пышны в нем
Театры, улицы, жилища.
Ведущий:
(На экране появляется портрет В.Г. Белинского).
Вопросы к присутствующим:
1. Какую роль сыграл В.Г. Белинский в судьбе Некрасова?
2. Почему Некрасов назвал В.Г. Белинского своим учителем?
3. Что сделал этот человек для будущего поэта?
4. Необходимо назвать стихотворение Н.А. Некрасова, которое принесло ему славу.
Как уже выяснили обучающиеся, стихотворение, принесшее славу Некрасову, называется «В дороге».
(На экране текст стихотворения Некрасова «В дороге»)
Студенты объясняют смысл названия этого произведения и комментируют его содержание, попутно объясняя, почему оно так понравилось читателям.
Обучающийся – 4:
итак, тематика произведений Некрасовым частично определена. Он будет писать о судьбе русского простого человека. Мы теперь знаем, что волновало поэта, что тревожило, что возмущало, а теперь объясним, что означают понятия «русская душа», «русская природа».
Обучающийся - 5:
А почему Некрасова называют народным поэтом?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы следуем за Некрасовым на Литейный проспект, где жил поэт, и где одновременно находилась редакция знаменитого журнала.
На доске появляются названия журналов: «Современник»,«Отечественные записки», «Искра».
Обучающиеся из предложенных названий журналов должны назвать тот, редактором которого был Некрасов.
Затем они дают полную информацию о работе Некрасова в журнале «Современник»
Обучающийся в роли Некрасова:
господа, я предлагаю Вам сыграть в лото, где номер бочонка будет соответствовать номеру вопроса, на который Вы должны обязательно дать ответ.
Вопросы к игре «Лото»
Какое историческое событие 19 века часто упоминается Н.А. Некрасовым в его произведениях?
На какой реке проходило детство Некрасова?
Как назывался тракт, проходивший через село Грешнево?
Чем занимался в своей жизни отец Некрасова?
Какие дороги в России назывались столбовыми?
Что означало выражение «на долгих»?
Кто был основателем журнала «Современник»?
В каком городе находилась Сенная площадь?
Кто из русских царей «освободил крестьян»?
Как называлось произведение Некрасова, которое он писал 14 лет?
Где родился Некрасов?
Как называлось учебное заведение в России, где учились будущие офицеры?
Что означает слово «Лира»?
Где первый раз Некрасов увидел бурлаков?
В какое учебное заведение поступал Некрасов, находясь в Петербурге?
За что отец наказал Некрасова, лишив его средств существования?
Далее в импровизированный Литературный салон вносится «Черный ящик»
По описанию предмета, находящегося в нем, необходимо догадаться, что лежит в данном ящике.
Ведущий:
«С этой вещью простые русские люди рождались и умирали. Они носили его всегда с собой, надеясь, что это защитит их от боли, болезней, голода и холода, люди боялись потерять это, дорожили этим и берегли».
Что же лежит в «Черном ящике»?
Ответ: крест.
Обучающиеся дают информацию о том, что значит в жизни верующих людей этот предмет, и объясняют, как относился к религии Николай Некрасов и читают стихи данной тематики.
Ведущий:
В нашем Литературном салоне можно приобрести книги Некрасова, презентацию, которых представляют сами студенты.
Презентация сборников стихов Н.А Некрасова
Кто из присутствующих по описанию произведения называет его название, получает сборник стихов Николая Алексеевича Некрасова в подарок.
Далее.
Обучающийся в роли Некрасова приглашает гостей за чайный стол, угощаясь, присутствующие делятся мнением, чему учит поэзия Некрасова, можно ли стихи поэта назвать злободневными, как сегодня молодежь вообще относится к поэзии.
И под тихую мелодию снова звучат стихи Некрасова
Догорали свечи. Добрыми и ясными глазами смотрел с портрета на лица ребят Н.А. Некрасов. Он слушал их взволнованный разговор и как будто говорил:
(на доске портрет Некрасова)
(Включается запись)
«Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте, спасибо вам скажет сердечное
Русский народ».
Урок подходит к своему завершению
Используемая литература:
Н. Г. Чернышевский о Некрасове
Ф. М. Достоевский. Поэт и гражданин. Общие толки
о Некрасове как о человеке
B. Я. Брюсов. «Н. А. Некрасов как поэт города»
В. В. Розанов. «Некрасов в годы нашего ученичества»