kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 7 классе. "Только любовью держится жизнь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 7 классе, выполненный по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".Тема: И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе "Воробей". "Только любовью держится жизнь". В конспекте урока используются приемы технологии: "Кластер", "Чтение с остановками", "Толстые и тонкие вопросы", "Синквейн".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе. "Только любовью держится жизнь" »

Конспект урока литературы в 7 классе, составленный по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Тема: И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Воробей».

«Только любовью держится и движется жизнь».

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, его жизненном и творческом пути, помочь проникнуть в художественный мир стихотворений в прозе писателя.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

познавательная сфера: иметь знания о жизни и творчестве И. С. Тургенева как великого русского писателя, мастере написания стихов в прозе; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

развивать мыслительные навыки учащихся.

ценностно-ориентационная сфера: уметь адекватно оценивать жизненную ситуацию, анализировать ее, принимать взвешенные решения; формулировать собственное отношение к произведениям И. С. Тургенева;

Личностные: дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.

Метапредметные:

познавательные: отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различной справочной литературе;

регулятивные: овладеть способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: уметь произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Методы и формы обучения: технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», приемы «Кластер», «Верите ли вы, что…», «Чтение с остановками», «Синквейн», «Толстые и тонкие» вопросы».

Оборудование: портреты И. С. Тургенева, выставка рисунков «Мы – художники - иллюстраторы стихов в прозе И.С. Тургенева», у каждого учащегося зеленый, красный и синий лист бумаги.

Основные понятия и термины: стихотворение в прозе.

Сценарий урока.

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

Учитель: - Сегодня мы будем вновь говорить о творчестве Ивана Сергеевича Тургенева, великого русского писателя, жившего в далеком 19 веке. Он удивил нас с вами чудесными небольшими рассказами с глубоким смыслом, занимающими промежуточное положение между лирикой и прозой, названными стихами в прозе.

Чтобы проверить домашнее задание, вспомним, что собой представляют «Толстые и тонкие вопросы». (Прием «Толстые и тонкие вопросы» предполагает односложные ответы на вопрос – «тонкие вопросы», пространные, аргументированные ответы – «толстые вопросы»).

«Толстые» вопросы:

- Чем отличаются «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева от известных вам других стихотворений? А что их сближает?

- Почему стихотворение в прозе «Два богача» заканчивается словами: «Далеко Ротшильду до этого мужика?»

- Какие чувства вызвало у вас произведение «Как хороши, как свежи были розы...»?

1. Вызов. Прием «Кластер» (в центре листа записывается слово, вокруг с помощью стрелок оформляются понятия, явления, пришедшие на ум в связи с этим центральным словом). Запишите свои ассоциации к слову воробей.

Ответы детей:

прожорливый хитрый

чирикает юркий

Воробей

драчун маленькая птица

шустрый не улетает на зиму

Прием «Верите ли вы, что…».

(Учащимся предлагается несколько утверждений, в достоверности которых можно убедиться, только прочитав произведение).

1. Маленькая птица сумеет испугать большую собаку?

2. В схватке слабого и сильного может победить слабый?

3. Любовь творит чудеса?

(Ученики высказывают свое мнение, обосновывая его).

2. Этап осмысления произведения. Работа с художественным текстом.

Прием «Чтение с остановками». (Когда учитель останавливается, учащимся предлагается высказать свои предположения о дальнейшем развитии событий в произведении.)

Стихотворение в прозе «Воробей» И. С. Тургенева.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собой дичь.

Первая остановка. - Что могло заинтересовать собаку?

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.

Вторая остановка. - Как события будут развиваться дальше?

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Третья остановка. - Какие чувства мог испытывать воробей – спасатель?

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище, но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все – таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Четвертая остановка. - Что же за сила сбросила воробья с ветки?

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.

Пятая остановка. - Почему автор испытывает благоговение перед этой маленькой птицей?

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1878год.

Словарная работа:

благоговеть – испытывать величайшее почтение.

Учитель: - Согласны ли вы с последней мыслью автора?

(Ученики высказывают свое мнение по данному вопросу, приводят примеры храбрых поступков животных и птиц).

3. Рефлексия. Возвращаемся к вопросам «Верите ли вы, что…».

Выясняем, изменилось ли мнение учащихся после знакомства с текстом.

Учитель: - Что бы вы добавили к кластеру, составленному в начале урока?

(Ответы учащихся: Самоотверженный, бесстрашный, храбрый, любящий).

Составление синквейна. Ответы учащихся:

  1. любовь

самоотверженная, сильная

окрыляет, делает храбрым, облагораживает

любовью держится и движется вся жизнь

счастье

2) воробей

маленький, беззащитный, храбрый

жертвует, спасает, любит

самопожертвование во имя любви

герой

В обращении «К читателям» И. С. Тургенев писал:

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое - нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Учитель: - Что «заронило в душу» вам стихотворение в прозе «Воробей»?

4. Домашнее задание дифференцированное.

1). Сочинение-миниатюра «Любовью держится жизнь» (по личным наблюдениям учащихся, произведениям русской литературы). Первая группа учащихся.

2). Нарисовать иллюстрацию к произведению. Вторая группа.

3). Составить три «толстых» вопроса по тексту стихотворения в прозе

« Воробей». Третья группа учеников.

Учитель: - Ребята, в начале урока вы получили по три цветных листка, на доске изображение дерева, в зависимости от того, как вы оцениваете сегодняшний урок, развесьте листья.

Зеленый цвет – все понял на уроке, все понравилось; красный цвет – что-то осталось непонятным, есть затруднения; синий цвет – все не понравилось.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы в 7 классе. "Только любовью держится жизнь"

Автор: Енина Тамара Васильевна

Дата: 26.07.2015

Номер свидетельства: 223586

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект урока литературы в 6 классе  «Родная природа и произведениях А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой» "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-litieratury-v-6-klassie-rodnaia-priroda-i-proizviedieniiakh-a-bloka-s-iesienina-a-akhmatovoi"
    ["file_id"] => string(6) "197231"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428220529"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока на тему "Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. «Каждый труд благослови, удача!»"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekturokanatiemusierghieialieksandrovichiesieninzhiznitvorchiestvokazhdyitrudblaghosloviudacha"
    ["file_id"] => string(6) "259575"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448794897"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(27) "konspiekt-uroka-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "260319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943195"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-1"
    ["file_id"] => string(6) "260320"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943202"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-2"
    ["file_id"] => string(6) "260321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943209"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства