Конспект урока литературы в 7 классе. "Только любовью держится жизнь"
Конспект урока литературы в 7 классе. "Только любовью держится жизнь"
Конспект урока литературы в 7 классе, выполненный по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".Тема: И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе "Воробей". "Только любовью держится жизнь". В конспекте урока используются приемы технологии: "Кластер", "Чтение с остановками", "Толстые и тонкие вопросы", "Синквейн".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе. "Только любовью держится жизнь" »
Конспект урока литературы в 7 классе, составленный по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Тема: И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Воробей».
«Только любовью держится и движется жизнь».
Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, его жизненном и творческом пути, помочь проникнуть в художественный мир стихотворений в прозе писателя.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: иметь знания о жизни и творчестве И. С. Тургенева как великого русского писателя, мастере написания стихов в прозе; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
развивать мыслительные навыки учащихся.
ценностно-ориентационная сфера: уметь адекватно оценивать жизненную ситуацию, анализировать ее, принимать взвешенные решения; формулировать собственное отношение к произведениям И. С. Тургенева;
Личностные: дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.
Метапредметные:
познавательные: отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различной справочной литературе;
регулятивные: овладеть способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: уметь произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Методы и формы обучения: технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», приемы «Кластер», «Верите ли вы, что…», «Чтение с остановками», «Синквейн», «Толстые и тонкие» вопросы».
Оборудование: портреты И. С. Тургенева, выставка рисунков «Мы – художники - иллюстраторы стихов в прозе И.С. Тургенева», у каждого учащегося зеленый, красный и синий лист бумаги.
Основные понятия и термины: стихотворение в прозе.
Сценарий урока.
Организационный момент. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.
Учитель: - Сегодня мы будем вновь говорить о творчестве Ивана Сергеевича Тургенева, великого русского писателя, жившего в далеком 19 веке. Он удивил нас с вами чудесными небольшими рассказами с глубоким смыслом, занимающими промежуточное положение между лирикой и прозой, названными стихами в прозе.
Чтобы проверить домашнее задание, вспомним, что собой представляют «Толстые и тонкие вопросы». (Прием «Толстые и тонкие вопросы» предполагает односложные ответы на вопрос – «тонкие вопросы», пространные, аргументированные ответы – «толстые вопросы»).
«Толстые» вопросы:
- Чем отличаются «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева от известных вам других стихотворений? А что их сближает?
- Почему стихотворение в прозе «Два богача» заканчивается словами: «Далеко Ротшильду до этого мужика?»
- Какие чувства вызвало у вас произведение «Как хороши, как свежи были розы...»?
1. Вызов. Прием «Кластер» (в центре листа записывается слово, вокруг с помощью стрелок оформляются понятия, явления, пришедшие на ум в связи с этим центральным словом). Запишите свои ассоциации к слову воробей.
Ответы детей:
прожорливый хитрый
чирикает юркий
Воробей
драчун маленькая птица
шустрый не улетает на зиму
Прием «Верите ли вы, что…».
(Учащимся предлагается несколько утверждений, в достоверности которых можно убедиться, только прочитав произведение).
1. Маленькая птица сумеет испугать большую собаку?
2. В схватке слабого и сильного может победить слабый?
3. Любовь творит чудеса?
(Ученики высказывают свое мнение, обосновывая его).
2. Этап осмысления произведения. Работа с художественным текстом.
Прием «Чтение с остановками». (Когда учитель останавливается, учащимся предлагается высказать свои предположения о дальнейшем развитии событий в произведении.)
Стихотворение в прозе «Воробей» И. С. Тургенева.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собой дичь.
Первая остановка. - Что могло заинтересовать собаку?
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.
Вторая остановка. - Как события будут развиваться дальше?
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Третья остановка. - Какие чувства мог испытывать воробей – спасатель?
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище, но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все – таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Четвертая остановка. - Что же за сила сбросила воробья с ветки?
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.
Пятая остановка. - Почему автор испытывает благоговение перед этой маленькой птицей?
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1878год.
Словарная работа:
благоговеть – испытывать величайшее почтение.
Учитель: - Согласны ли вы с последней мыслью автора?
(Ученики высказывают свое мнение по данному вопросу, приводят примеры храбрых поступков животных и птиц).
3. Рефлексия. Возвращаемся к вопросам «Верите ли вы, что…».
Выясняем, изменилось ли мнение учащихся после знакомства с текстом.
Учитель: - Что бы вы добавили к кластеру, составленному в начале урока?
«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое - нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
Учитель: - Что «заронило в душу» вам стихотворение в прозе «Воробей»?
4. Домашнее задание дифференцированное.
1). Сочинение-миниатюра «Любовью держится жизнь» (по личным наблюдениям учащихся, произведениям русской литературы). Первая группа учащихся.
2). Нарисовать иллюстрацию к произведению. Вторая группа.
3). Составить три «толстых» вопроса по тексту стихотворения в прозе
« Воробей». Третья группа учеников.
Учитель: - Ребята, в начале урока вы получили по три цветных листка, на доске изображение дерева, в зависимости от того, как вы оцениваете сегодняшний урок, развесьте листья.
Зеленый цвет – все понял на уроке, все понравилось; красный цвет – что-то осталось непонятным, есть затруднения; синий цвет – все не понравилось.