Проработка содержания темы | П.: Не хотел Иван-Царевич брать замуж лягушку-квакушку, но заметил, что лягушка горько заплакала, как человек. Завернул её в платочек и принёс во дворец. Вспомним, что же сказал Царь-Батюшка Иванушке? У.: Бери квакушку, видно, судьба твоя такая. П.: Не посмел ослушаться Иванушка наказа отца. Ведь в древности лягушка воспринималась как животное, воплощающее дух воды. Значит, Иван-царевич связывает свою жизнь с существом божественным и могущественным, обещавшим интересные события и превращения. А Василиса выше всяческих похвал оказалась – и красавица, и труженица, и на все руки мастерица, и её помощницы чудеса творят, но почему отец держит дочь в лягушачьем теле и Кощеем ей угрожает? У.: Морской царь превратил свою дочь Василису Премудрую в лягушку за то, что «умнее отца своего уродилась». П.: Любовь царевича преобразила лягушку в жену Василису. В лице Василисы Иван-царевич обретает Божественную часть своей души (жену, ту, которая даёт жизнь детям). Историко-лингвистический анализ слов превращение и преображение. Превращение и преображение - пара близких по звучанию и значению слов. Одинаковая приставка «пре» означает высшую, превосходную степень начального действия. Одинаковое окончание «ение» означает общее конечное действие. В разных корнях «вращ» и «ображ» есть общая часть – слог «ра», который переводится как азъ реку (я говорю). Это древнейшее имя бога. В сказке запечатлён огромный опыт познания человеком Божьего мира – как видимого (в момент превращения), так и незримого (в момент преображения). П.: Нарушение неизвестного Ивану запрета привело к несчастьям и испытаниям. Зачем же Иван лягушечью кожу спалил? У.: Поторопился. Раньше времени обрадовался своему счастью – вот какая ему жена досталась. П.: Молодой человека был излишне самонадеян. В поисках Василисы Иван преодолевает долгий путь лишений и страданий: три пары железных сапог надо сносить и три железных хлеба сглодать. Кто же помогает Ивану найти Василису? У.: Ему помогают старичок, Баба-Яга и животные. П.: Старик всегда возникает в тот момент, когда герой пребывает в безнадёжно отчаянной ситуации. Старичок намечает цель пути, даёт путеводный клубок. И что это за послание такое, переданное для Бабы-Яги? Культурно-исторический анализ выражений «намотал на ус», «завязать разговор», «наплёл с три короба», «завязать узелок на память» и др. Всем нам известны такие выражения как – «намотал на ус», «завязать разговор», «наплёл с три короба», «завязать узелок на память» и другие. Ведуны и ведуньи плели вязаные послания с помощью так называемого «Устя», вырезанного из дерева. На Усть наматывали нить и вязали сотни узелков самыми разными способами. Затем послание сматывалось в клубок и доставлялось по адресу. Некоторые лингвисты считают, что именно так произошла азбука, называемая глаголицей. Буквальный смысл слова складывается из значений слогов, читаемых справа налево. Так сказку читаем как указка. Вспомним пушкинскую строку: Идёт направо – песнь заводит, Налево сказку говорит. П.: Так кто же такая Баба-Яга и какой её рисует сказка. У.: Баба-Яга лежит на печи, у неё одна костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос – настолько он безобразен и длинен. П.: Образ Бабы-Яги очень интересен. Во-первых, это старая женщина, то есть представитель древнего матриархального мира, во-вторых, она обладает необходимой информацией, и, в-третьих, она просто добра к герою. Есть и четвёртый вариант, вытекающий из буквенного смысла слова. Она родственница лягушки. Как она встречает гостя? У.: Накормила, напоила, в бане выпарила героя и сообщила важную информацию, как Кощея одолеть. Правда, вначале была с ним неприветлива. П.: Человек, вошедший в дом, должен был получить от хозяина кров, пищу и защиту. Старуха нарушила закон гостеприимства, поэтому юноша с полным основанием её ругает и требует исполнения общепринятых правил. Представляете, как скверно бы закончилась эпопея Ивана, если бы он ринулся в бой со злодеем: наверняка бы погиб. Отсюда вывод – не всегда открытый бой ведёт к победе, сказка учит искать уязвимое место врага, ту заветную иголку, переломив которую, побеждаешь. П.: А что это за избушка на курьих ножках без окон и дверей, которую никогда не минует герой? У.: Избушка на курьих ножках стоит у дремучего леса, она поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом. Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе черепа. Культурно-исторический комментарий. Обряд инициации. По представлению древних, силу мужество и мудрость юноша мог получить только от предков. Потому он и стремится проникнуть в их царство. Стоит избушка к тебе задом – она смотрит в волшебное царство, повернулась передом – находится в твоём, обычном мире. Лишь через стены этой избушки и можно попасть в другой мир. В древности существовал специальный обряд посвящения юношей в полноправные члены рода. Они уходили в лес, жили в особом доме, выполняли задания и подвергались суровым испытаниям. Только после их успешного прохождения юношу признавали взрослым и разрешали жениться. Поэтому избуха означало «из Божественного уха». У: А ещё интересно, почему жизнь заключена в иголке? А иголка находится в зайце, а заяц – в кованом ларце, спрятанном в вершине огромного дуба? П.: Древние люди считали, что если небо не держать, то оно может упасть на землю, и придумали, что в центре мира (Земли) стоит гигантское дерево и держит небо на своих ветвях. Могучий дуб – это символ мироустройства, древо жизни, связующее высший мир с низшим, небесное и земное, прошлое и будущее. Повалить дуб и, следовательно, изменить устои мира помогает друг-медведь. Зайца догоняет и рвёт пополам другой быстроногий заяц – помощник героя. Утку догоняет селезень, а яйцо, упавшее в море, достаёт щука. Животные воплощают духовные силы человека и напоминают нам, что все мы вышли из одного теремка – третьей планеты от солнца. Дом человека состоит, как бы из иголочек всех мини-домов. И без дома лягушки на болоте человек был бы не полным. Человек может обращаться к животным по надобности, помня о своём родстве. В сказке Иван отказывается от еды, голодает, но оставляет животным жизнь. Герой следует советам животных и достигает цели. У.: А почему жизнь Кощея находится в игле, игла в яйце, яйцо в утке? П.: В древнейшей мифологии золотое яйцо заключает в себе весь будущий мир, в свёрнутом виде. В русском фольклоре смутные воспоминания о золотом космическом яйце закодированы в сказке про курочку рябу и снесённое ею волшебное золотое яйцо. По русскому космогоническому мифу, творцом Вселенной был селезень. Он долго плавал по безбрежному океану, потом нырнул, достал со дна песок и сотворил из него весь мир. Кто же такой Кощей? Какова его роль в сказке? У.: Он хранитель сокровищ и опасный похититель красавиц. Имя связано с костью. А вот прозвище Бессмертный оттого, что душу свою он спрятал, отделил от тела. Но зачем? П.: После того как утвердилось представление о том, что душа есть основная сущность жизни, у людей возникла идея спрятать её куда-нибудь и самим сделаться бессмертным. Так произносилось заклинание, и душа переводилась в какой-либо предмет – например, в камень, растение, животное или птицу. Человек, «спрятавший» свою душу, был бесстрашным в бою, так как не сомневался в своём бессмертии. Как же удалось уничтожить Кощея? У.: Подавлен морально и сражён. | Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. |
Подведение итогов (рефлексия, оценка) | П.: Сломав иглу и уничтожив Кощея, Иван, наконец-то, теперь уже заслуженно, получает в награду Василису. Каким событием завершается сказка? У.: Свадьбой. П.: Свадьба – это этап, завершающий становление человека и начало нового цикла жизни, воплощённого в детях. Именно поэтому многие сказки заканчиваются свадьбой: герой проявил себя, победил, получил в награду жену и теперь достоин возродить себя в потомстве. Так о чём же эта сказка? Какой урок мы выучили вместе с добрым молодцем, который женился на лягушке? У: И о том, как человек познаёт себя, осуществляет намеченное. П.: При этом он обязательно чем-то жертвует, чего-то лишается: но то, что он получает, с лихвой окупает его страдания. Он побеждает зло, только оно находится не вне человека, а в нём самом. А Василиса, как кожу, меняет девичью фамилию на фамилию мужа. И вершит она семейные чудеса: детей растит, хозяйство ведёт и ждёт царевича из похода, если царь-отец пошлёт его на войну. Культурно-исторический комментарий. В те далёкие времена люди не отделяли себя от природы, видели в животных и растениях себе подобных – защитников и союзников. Таких – «тотемных» - живых существ нельзя было убивать и даже обижать. Принадлежность конкретного тотема какому-либо племени проявляется в особенностях одежды, головного убора, украшений. Девушки из фино-угорского племени, например, носили украшения в форме утиных лапок. За это их и звали лягушками. Сейчас говорят: «Вышла замуж за русского». А в те времена говорили: «Вышла замуж за сокола, лебедя и т.д.». А Иван-царевич женился на лягушке. | Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. |