Конспект урока литературы в 11 классе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»
Конспект урока литературы в 11 классе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»
Конспект урока литературы в 11 классе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»
Тема урока: «Крыша дома твоего».
Цели урока:
- на материале повести В. Распутина "Прощание с Матерой" содействовать формированию у ребят умения разбираться в психологии личности (на образе бабки Дарьи);
- продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно - следственные связи;
- способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно - проблемных вопросов;
- ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;
- способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;
- чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.
Используемое оборудование: мультимедиапроектор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» »
Конспект урока литературы в 11 классепо повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»
учителя русского языка и литературы
муниципального бюджетного учреждения
Архангельская общеобразовательная школа имени А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галины Сергеевны Никулиной
Четыре подпорки у человека в жизни:
дом с семьей, работа, люди, с кем
вместе править праздники и будни, и
земля, на которой стоит твой дом.
В. Г. Распутин
Тема урока: «Крыша дома твоего».
Цели урока:
- на материале повести В. Распутина "Прощание с Матерой" содействовать формированию у ребят умения разбираться в психологии личности (на образе бабки Дарьи); - продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно - следственные связи;
- способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно - проблемных вопросов;
- ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев; - способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе; - чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.
Используемое оборудование: мультимедиапроектор.
Слово учителя:
Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать… Но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Ее сменить нельзя.
У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается на вечную память в сердце человека. Такой "кусочек" есть и у Распутина - это родная его деревня Аталанка, которую писатель воплотил в повести "Прощание с Матёрой", где легко прочитывается ее судьба в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.
Матёра – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью.
Но однажды случилось печальное событие не только для жителей этой деревеньки, но и для самой Матёры. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Но как это не парадоксально, остров попал в зону затопления, и всю деревню надо было переселять в новый поселок на берегу реки Ангара. Какое же это горе для стариков. Прожив всю жизнь в родной Матере, теперь им нужно покидать свою родину, оставить все то, с чем они жили столько лет. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла.
Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. А другим, чужим, неужели не понять чувство потери родного, любимого местечка на всей планете? Нет, для них этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище, потеряв при этом все человеческое уважение не только к умершим, но и к жителям деревни, ведь это их место преклонения перед своими предками.
Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. “Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же…, наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про совесть ежели этакое твориться!” К великому сожалению Матёре остались преданны лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Печально, что совесть так легко испаряется, утрату которой герои Распутина связывают напрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций, от своего родного. Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?
Словарная работа:
Прощание - расставание
Проститься- 1) с кем-либо обменяться приветствиями при расставании;
2) покинуть что-нибудь, расстаться.
Существительное прощание,
образованное от глагола проститься, относиться к обоим значениям глагола, следовательно, прощание здесь понимается как "расстаться с одушевленным лицом". Остров Матера и одноименная деревня, находящаяся на нем, для писателя и для многих персонажей произведения суть одушевленные лица. Матера - живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Для её жителей она - первооснова, "стержень", не котором держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее.
Матера - матерый
- мать
- материк
Матёра. Здесь корень и от слова мать, и от слова материк – вечное, прочное, родовое. (Мать-земля, мать-Родина), материк – земля, окружённая со всех сторон водой. Матёра – это и остров, и одноимённая деревня.
Матерый - 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;
2) опытный, знающий;
3) неисправимый, отъявленный.
Все эти значения реализуются в тексте повести. Матера полна сил, крепка, опытна и ... неисправима, да, именно неисправима: нельзя на ней жить не по совести, не задумываясь о смысле бытия.
2) Слово Матера семантически связано со словом мать. Суффикс -ер- в русском языке указывает на название лиц по действию. Следовательно, Матера- это лицо, чье назначение быть матерью. Матера для всех её жителей родная, первоосновная. "И тихо, покойко лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она четкие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделившись от материка, держала она в достатке, не потому ли и называлась громким именем Матёра?"
- Какой нам видится Матёра?
(Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, "встречая и провожая годы").
(Описание Матёры)
Поэтический откликСтанислава Куняева на “Прощание с Матерой”.
Валентину Распутину
На родине, как в космосе, не счесть Огня и леса, камня и простора, Все не вместишь, не потому ли есть У каждого из нас своя Матера, Своя Ока, где тянет холодок В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок Крупнозернистый и заиндевевший… Прощай, Матера! Быть или не быть Тебе в грядущей жизни человечьей – Нам не решить, но нам не разлюбить Твоей судьбы непостижимо вещей. Я знаю, что необозрим народ, Что в нем, как в море, света или мути, Увы, не счесть… Да будет ледоход, Да будут после нас иные люди! Прощай, Матера, боль моя, прощай, Прости, что слов заветных не хватает, Чтоб вымолвить все то, что, через край Переливаясь, в синей бездне тает…
- Гибель Матеры – это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время - это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто.)
Как писатель выявляет, кто есть кто в повести?
- Через отношение к родной земле, к “малой” родине.
- И к родной избе, и к могилам тоже! Через отношение к родным могилам и жителей, и начальства, для которого эти могилы ничего не значат.
Наука и техника, которые были возвеличены у нас на недосягаемую высоту, добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица земли: так надо, и с этим ничего не поделать, распроститься с Матёрой всё равно придётся. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. Естественно, что все по-разному относятся к этому событию.
Главная героиня повести – старая Дарья Пинигина, патриарх деревни, обладающая « строгим и справедливым» характером. Она самая старая из старух, самая благополучная в отношении семьи и детей, самая уважаемая. У Дарьи могучий, несгибаемый характер. К ней тянутся люди, потому что от нее веет силой и уверенностью. Основа сильного характера героини – в чувстве сопричастности со всем, что происходит на Матере. Она винит себя и в том, что землю ее предков затопят. Она пытается уговорить сына и внука перевезти родные могилы, но это не удается, и старуха винит себя и в этом. Дарья и представить себе не может, что уедет жить в город, покинет избу своих предков, которая для нее все равно, что родная душа. Старуха готовит свой дом к смерти: перед сожжением она обряжает его, как обряжают покойника. Смерть не страшна Дарье. Гораздо страшнее для нее предать Матеру, свою основу, свою душу. Поэтому героиня, собрав вокруг себя «единомышленников», остается с островом до последнего, скрываясь вместе с ним под водой.
- Как вы думаете, в чём видит Дарья причины происходящего?
(Причины происходящего, по мнению Дарьи, с болью наблюдающей за уничтожением Матёры, заключаются в душе человека: человек «запутался, вконец заигрался», мнит себя царём природы, думает, что перестал быть «маленьким», «христовеньким», слишком возомнил о себе. Рассуждения Дарьи лишь с виду наивны. Они выражены простыми словами, но, по сути, очень глубоки. Она считает, что Бог молчит, «устав спрашивать с людей», и на земле воцарилась «нечистая сила». Люди, размышляет Дарья, потеряли совесть, а ведь главный завет прадедов – «совесть иметь и от совести не терпеть».)
- Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?
(Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки... изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат её слова: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".)
- Что такое дом, изба для Дарьи? (Эпизод из книги)
(Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.)
Дарья белит избу, подмазывает печь, моет подоконники, пол. Окна. Всю ночь оплакивала Дарья свою избу, и изба словно понимала, что с нею делают. "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".
- Анализируя эпизод прощания бабки Дарьи с избой, о чём вы думали, к какому выводу пришли?
Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья, думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого нет памяти, нет жизни".
Дарья до слова помнит завет своего отца: “Живи, на что тебе жизнь выпало. В горе, в зле будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь – нет, живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ем, что мы были”. Она свято чтит память об ушедших.
Богодул - старик, выговаривающий всего несколько слов, приносит весть пьющим чай старухам: “Мёр-ртвых гр-рабют!”.
(Вспомним эти страницы)
(Наверное, многое могли бы старухи перенести молча, но не это.) Кладбище. Когда старухи добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты в кучу, чтобы сжечь их одним огнем». Для них это чужое, приказали – выполняют. Им и в голову не приходит, что для старух – это святое. Не зря даже сдерживающаяся Дарья «задыхаясь от страха и ярости, закричала» и ударила одного из мужиков палкой и снова замахнулась: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит! Её поддерживает вся деревня. “Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности”. (Пушкин)
Случай на материнском кладбище - это действительно глубокая рана, тем более она углубляется пошлым объяснением: мол, по будущему морю поедут интуристы, а тут плавают вымытые водой кресты. Это надругательство, самое настоящее. О туристах вспомнили, а о людях, которые здесь родились и жизнь прожили, нет).
- Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов?
( У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. "Обсевки")
- Как показана нравственная красота Дарьи?
(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").
- Какую характеристику вы дадите другим персонажам повести?
Павел Пинигин – сын Дарьи Пинигиной 50-ти лет. Павел – представитель среднего поколения в повести. Он не может так же безоглядно, как Андрей, оторваться от Матеры, от ее жизненных принципов, усвоенных с молоком матери. Павел страдает от переселения, но пытается приспособиться, вжиться в городской быт. Он чувствует, что каждый день заставляет себя жить: после войны он так и не пришел в себя. С героем происходят странные затмения: иногда он не помнит, что делал и где был. Образ Павла - знак того, что люди, покинувшие Матеру, покинули и жизнь. И только те, кто остался на острове, живут по-настоящему.
Павел хотел бы спасти Матёру, помочь Дарье, но он бессилен. Он из тех, кто пытается докопаться до истины, оглядывается вокруг и задумывается о жизни. Но у Павла нет основательности, твёрдости. Это чувствует и Дарья, и сам Павел. Он признается, что слишком широко раскинулась для него правда: и Клавка с Андреем правы по-своему, и мать. Позиция Павла в итоге сводится к смирению: надо - значит надо, жить везде можно.
Андрей Пинигин – внук Дарьи Пинигиной, главный представитель молодого поколения в повести. Узнав о затоплении острова, он уехал в город, где устроился на завод. Теперь же нашел себе другое место – на той самой ГЭС, которая должна затопить Матеру. Андрей всё торопится и не видит многое вокруг. Многое он воспринимает поверхностно. Такое отношение у него и к Матере. Он как бы занимает промежуточное место между Петрухой и Дарьей: он и избу сжигать не будет, но и остров ему не дорог. Он что-то потерял в своей жизни. И здесь, и на заводе у него нет пристанища, нет ему покоя, он всё ищет, где интереснее. Тревожно за него. "Он душу свою не подвинул", - говорит о нём Дарья. Вот это и есть главная потеря Андрея.
Богодул – приблудившийся к Матере старик. Очень любил русский мат, за что его и прозвали «богохулом» («богодулом»).Летом герой иногда отлучался с Матеры, зимой же жил здесь безвылазно, все больше у старух, иногда ночевал в бане.Все время до снега Богодул ходил босиком, медленно, ступая широко и тяжело. Из копны нестриженых волос выглядывал кончик крючковатого носа и светились налитые кровью глаза. Старухи любили Богодула, а старики ревновали. Они называли героя бесполезным, зловредным человеком. В повести Богодул выступает в роли хранителя Матеры. Он спасает кладбище от варварского разграбления, держит в страхе прибывших «помощников» по уборке хлеба. В финале Богодул остается со старухами на острове и вместе с ними уходит под воду. Он до конца не покидает родной земли, отрицая суету и «бестолковщину» новой, современной жизни.
Воронцов – председатель поссовета в новом поселке. Отвечает за санитарное состояние Матеры перед затоплением. Первое его столкновение с жителями острова происходит по поводу разорения санитарной бригадой кладбища. Старик Карпов разъясняет герою разницу между ним и стариками с Матеры: «Ты сам тутока без году неделя. Сам турист…А я родился на Матере… Я тутока хозяин». В этой схватке Воронцов терпит поражение. Позже он опять появляется на острове по поводу задержки сенокоса из-за дождя. Воронцов убеждает всех, что, несмотря на непогоду, сенокос нужно закончить во время. Для этого на подмогу он присылает городскую «банду», которая наводит ужас на жителей Матеры. Последний раз Воронцов пытается попасть на остров, чтобы вывести оттуда оставшихся стариков. Но герой не находит острова, потерявшись в тумане.
Настасья Карпова – подруга и соседка Дарьи Пинигиной, моложе ее возрастом и слабее характером. Сначала переселяется с мужем в город, но потом возвращается и погибает вместе со всеми.У героини нелегкая судьба: все ее дети умерли или погибли. После этого Настасья начала чудить, наговаривать на мужа Егора. Ей очень тяжело далось расставание с Матерой. Собираться она начала в среду, «чтобы какой-то чудесной судьбой прибило когда-нибудь обратно, к этому же берегу». Героиня заговаривает с каждой вещью, объясняя ей, почему берет ее с собой в город или не берет.
Настасье очень важно ощущать, что она не зря прожила свою жизнь. Поэтому у каждого героиня ищет подтверждения тому, что у нее действительно были дети. Когда, после возвращения на Матеру, она не получает ответа на свой вопрос, то начинает рыдать так, как будто жизнь ее перечеркнута молчанием старух.
Егор Карпов – муж Настасьи Карповой. На Матере все знали, что расшевелить Егора трудно, но уж если удастся, то держись.Герою, с помощью Богодула, удается прогнать очистительную бригаду, приехавшую разорять кладбище. Он ведет себя достойно: спокойно, с ощущением своей силы. «Ты, парень, не шибко,…Он у нас на выселке. Вот также одного обухом погладил», - говорит он одному из разорителей. «Ну, тогды спытай. Мы поглядим». Перед переездом на материк, чтобы отвыкнуть от людей, Егор почти перестал выходить из дома. Он скрывает свои переживания по поводу разлуки с Матерой. Но в городе не выдерживает, первым умирает, так и не привыкнув к новым условиям.
Катерина – мать Петрухи Зотова. Никогда не была замужем, сына прижила от местного женатого мужика Алеши Звонникова, который погиб на войне. Только его она любила всю жизнь. Когда родился Петруха, Алеша стал открыто заботиться о новой семье. Со временем на Матере к этому привыкли и принимали как должное.Катерина несла свой горький крест - грехи и позор беспутного сына Петрухи. Героиня всегда старалась заступиться, оправдать сына, но очень страдала от его беспутства. В Катерине жила вечная надежда на исправление сына. С этой надеждой на исправление не только Петрухи, но и всех искореженных людей, она и уходит вместе с Матерой.
Петруха (Никита Алексеевич Зотов) – беспутный сын Катерины, «несчастный пьяница». Никто не называл его по имени, а все кликали по прозвищу Петруха, данное ему за простоватость и никчемность.Он очень хочет покинуть Матеру и начать новую жизнь на материке. У него нет ничего дорогого здесь: ни деревня, ни родная изба, которую он хочет поджечь, чтобы получить за это деньги, не греют Петрухе душу. Герой был первым на острове, кто расправился со своим домом собственными руками. Стыдясь материнцев, он утверждал, что изба загорелась сама, да только ему никто не верил. Герой находит себе работу – он сжигает дома на другой земле, готовящейся к затоплению. Даже положительные качества героя (доброта) объясняются его легкомыслием и слабостью. Так, он добавляет сена корове, не думая о том, что его не хватит до весны, и зимой скотине придется голодать.
Сима – приблудная старуха на Матере. Она была чистенькая, аккуратненькая, немного знала грамоту и пела тоскливые песни о горькой судьбе.У самой Симы судьба тоже была несладкой: сначала у нее родилась немая дочь Валька. А на старости лет она и вовсе осталась одна, с маленьким внуком Колькой на руках. Не насладившись семейной жизнью, героиня до сих пор мечтает о семейном счастье с каким-нибудь старичком, за которым она могла бы ухаживать. Именно по этой причине Сима перебралась на Матеру: она узнала, что дед Максим остался бобылем. Но жених заупрямился, материнские бабы его не уговорили, и осталась Сима опять одна. Так и мечтает она о счастливой семье до самого ухода вместе с Матерой в неизвестность.
Колька – 5-летний внук Симы, дикий, боязливый, не отходящий от бабкиной юбки мальчик. Говорит плохо и мало. Колька смотрел на мир недетским, горьким и кротким взглядом, как будто предчувствовал свою близкую смерть. В финале повести Дарья хотела выпихнуть мальчика с утопающей Матеры. Но Колька погибает вместе со всеми – в мире, который остается, нет места не только старикам, но и беззащитным детям.
Соня Пинигина – невестка Дарьи Пинигиной. Она быстро освоилась в городе, в новой квартире со всеми благами цивилизации: электроплитой, ванной с горячей водой и т.д. В городе Соня быстро отошла от крестьянского труда, стала работать в конторе. На примере этого образа видно пагубное влияние города на человека: Соня потолстела, одрябла, коротко постриглась, от чего лицо ее сделалось больше и круглей. Соня научилась разбираться в болезнях и лекарствах, тогда как на Матере ей это не требовалось: там никто на здоровье не жаловался.
Царский листвень, ему отведена отдельная глава в повести. Это глава-притча. Огромная лиственница. Но это ОН – листвень, без него нельзя представить Матёру, “так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми”. С ним связана вся жизнь Матёры. Вот и до него добрались люди, которым приказано очистить остров. Они рубили листвень топором – но топор отскакивал обратно, пытались пилить – не брала его пила, обливали бензином и поджигали – но огонь не приставал. Люди вошли в азарт, им хотелось победы, злились, придумывали новые способы. Но на голой и обезображенной уже в этом месте Матере продолжал властвовать “царский листвень”.На Матере существовало поверье, что листвень своими корнями держит остров. Поэтому пока будет жив он, будет стоять и Матера.
Хозяин острова – маленький, чуть больше кошки, ни на кого не похожий зверек. Он является добрым духом острова. Никто его не видел и не встречал, кроме Дарьи Пинигиной. Когда Дарья, отдав свою избу на сожжение, уходит, чтобы не видеть этого, рядом с ней бежит и заглядывает ей в глаза маленький, ни на кого не похожий зверек. Хозяин знает все, что происходит в его владениях. Видит он и будущее: что Петруха сожжет свою избу, что Богодул закончит свою жизнь на Матере, что скоро оборвется исконный порядок вещей. Хозяин кружит над островом в надежде заворожить его и защитить от беды. Трудная ему досталась доля: зная, что будет, он не может ничего изменить. Он последний хозяин. Последний. Он знал, “что скоро одним разом всё изменится настолько, что ему не быть хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился…ещё и потому смирился, что после него здесь не будет никакого хозяина, не над чем станет хозяйничать”.. В конце повести и Хозяин вместе с Матерой уходит в неизвестность.
Матера – остров и деревня. Название означает «мать», «материнская земля». Для ее жителей Матера символизирует весь мир, обеспечивает нормальный естественный ход жизни. В земле Матеры лежат предки ее жителей, которые передали эту землю детям в пользование, а эти дети должны передать своим и т. д. В повести показаны те времена, когда деревня «повяла, …откоренилась, сошла с привычного хода». Ниже по Ангаре строили электростанцию. От этого вода в реке поднималась и постепенно должна была затопить Матеру. Жителей острова переселяли на «большую землю», в город. Матера показана как ковчег, хранительница нравственных законов, человеческой души: «…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке». В финале повести Матера исчезает в глубине вод вместе с верными ее жителями – старухами, Богодулом и Колькой. Эти люди не смогли «вписаться » в новую жизнь, бесплодно суетную, не дающую человеку возможности оглянуться и побыть наедине с собой.
Жизнь сурова и итог печален…Вот и исчезло с карты Сибири целоеселение, а вместе с ним – традиции и обычаи, которые на протяжении столетийформировали душу человека, его неповторимый характер.
- Какие общечеловеческие проблемы поднимает автор в этой повести?
(О совести, о вечных ценностях, о родине, о смысле человеческой жизни)
Каждый из нас выбирает ценностные ориентации из наличной культуры. Но это не означает вовсе, будто наши предпочтения жестоко сопряжены с тем, что принято в данной культуре. Напротив, многие люди обращаются к арсеналу общечеловеческих идеалов, радикально отличаются ценности, принятые, скажем, сегодня.
- Как вы понимаете ценности современного человека? Что означает понятие ценность?
(Ценность- представление о том, что свято для человека, его убеждений и предпочтения, выраженные в поведении).
Ценности - родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжёлых жизненных испытаний.
Меняется образ жизни, меняются нравы, а с изменением нравов – всё тревожнее за человека. Старая мудрость гласит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть. Самый главный вывод, который можно сделать, прочитав эту повесть, заключается в том, что нужно беречь не только свою душу, но и сохранять духовные ценности народа.
Может возникнуть предположение отом, что Распутин против перемен. Но это ошибочное мнение. В своей повестиписатель не пытается протестовать против всего нового, прогрессивного.Напротив, он заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые быне истребили человеческого в человеке.
Распутин убеждает, что все в силахлюдей. Люди способны сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, бытьна ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытыватьперед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоемусердцу. Да и самим быть счастливыми на своей малой родине, на которой ониродились, выросли, жили и хранили свой очаг…
- Подведя итог нашей дискуссии, мы постараемся ответить на вопрос: что дала нам встреча с Матёрой?
- В чём смысл конфликта повести?
(Этот конфликт относится к категории вечных: конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?)
- Какие проблемы ставит Распутин в повести?
(Эти проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно0технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества - сохранить жизнь на земле.
Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами "экологии души". Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести ставятся и проблемы противоречий между городом и деревней, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.)
Вывод: Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием с во все века накопленными духовными ценностями, да и самой жизнью. Недаром автор всех их устами персонажа называет "утопленниками", что символизирует нравственную, духовную смерть материнцев.
- Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную им в "Прощании с Матерой"?
(Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования: "К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом...". Но надежда все же преобладает: "Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине..."
Человеку, считает Распутин, "озлиться нельзя", он "на острие многовекового клина", которому "нет конца". Народ, как показывает писатель, требует "все нетерпеливей и яростней" от каждого нового поколения, чтобы оно не составило без надежды и будущего все "племя людей". Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.)
Вот высказывания В. Распутина
“Как бы хотелось призвать к старому нравственному правилу: нельзя мне поступать дурно, ибо я русский. Когда-нибудь, будем надеяться, русский человек возведет эти слова в свой главный жизненный принцип и сделает их национальным путеводителем”.