Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Тема: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» (2 часа)
Цели: Знакомство с новым произведением, творчеством писателя, развитие
правильного, осознанного, беглого чтения, умения ориентироваться в
тексте, анализировать его, воспитание ответственности за распределе-
ние своего времени;
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме
(проверка домашнего задания)
III. Постановка целей и задач урока
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации:
1) вводное слово учителя об авторе (портрет)
чтение статьи об авторе в учебнике: с.97
Петя Зубов – главный герой сказки – один из тех, кто все дела отклады-вал на «потом».
2) первичное чтение учителем:
- Почему же отставал Петя?
- Огорчало ли его это?
- Есть ли среди нас те, кто походит на Петю?
- Какую пословицу можно напомнить таким ученикам, как Петя?
(«Кончил дело – гуляй смело»)
3) чтение «цепочкой» учащимися I части:
- Что же произошло однажды утром в школе с Петей Зубовым?
Чтение в лицах диалога Пети и тёти Наташи (выборочное чтение)
- Какие чувства испытывал мальчик, увидев себя в зеркале?
Подтвердить текстом (выборочное чтение)
(«Чуть не упал, затряслась его седая борода, крикнул басом: «Мама!», чуть не плачет, прошептал, пошёл куда глаза глядят»)
4) озаглавливание I части:
«Стал дедушкой»
«Странное превращение»
«Злосчастное утро» и т. п.
5) чтение «цепочкой» учащимися II части:
- Понял ли Петя, почему с ним такое случилось?
Подтвердить текстом (выборочное чтение)
(«Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться…»)
6) чтение «цепочкой» учащимися III части
II урок:
7) чтение «цепочкой» учащимися IV части:
- Как Петя догадался, что он увидел свою подругу по несчастью?
(Старушка: перестала вдруг плакать, сидит, ногами болтает, читает «Пионерс
кую правду»)
- А вторую «бабушку» как они нашли? (Стала играть в трёшки, прыга-ет на одной ножке, гоняет камешек)
- По каким приметам они узнали старичка? (На трамвае на «колбасе» висит, едет, посвистывает)
Прочитать эпизод в трамвае (выборочное чтение)
- Почему смутились, покраснели и отказались дети-старики от предло-жения школьников?
- Какие чквства они испытали, видя заботу детей?
8) чтение «цепочкой» учащимися V части:
Найти слова, в которых выражена главная мысль (II часть)
«Вот как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теря-ет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну»
- Но можно ли спастись от этого несчастья?
- Как?
В сказке оказалось можно, если переставить стрелки часов.
- А в реальной жизни?
- Можно ли вернуть прошедшее время?
- Если нет, то какой вывод для себя должен сделать каждый ребёнок?
Запись в тетрадях:
Чтение хором последнего абзаца:
- Какая основная мысль выражена?
Подумайте о себе:
Не теряете ли вы время понапрасну?
- Какой вывод вы сделали для себя, прочитав сказку?
V. Домашнее задание:
I урок: с.94 – 102 выр.чит.
II урок: с.101 – 106 перес.
VI. Итог урока
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт