kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока чтения и развития речи "Былины" (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока : урок изучения новых знаний

Цель урока: познакомить обучающихся с былинами, как с жанром устного народного творчества.

Задачи урока:

1. Обучающие:

1.1. Формирование навыков выразительного осознанного чтения.

1.2. Обогащение словарного запаса детей.

2. Коррекционно-развивающие:

2.1. Развитие мышления, памяти, речи, воображения и др.

2.2. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой.

2.3. Расширение кругозора.

3. Воспитательные:

3.1. Воспитание уважения к ответу одноклассников, внимательного отношения к товарищам.

3.2. Формирование интереса и воспитание уважительного отношения к устному народному творчеству.

3.3. Обогащение обучающихся знаниями об истории России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения и развития речи "Былины" (7 класс)»

Конспект урока чтения и развития речи (7 класс)



Тема урока: «Устное народное творчество. Былины.»



Тип урока : урок изучения новых знаний



Цель урока: познакомить обучающихся с былинами, как с жанром устного народного творчества.

Задачи урока:

1. Обучающие:

1.1. Формирование навыков выразительного осознанного чтения.

1.2. Обогащение словарного запаса детей.

2. Коррекционно-развивающие:

2.1. Развитие мышления, памяти, речи, воображения и др.

2.2. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой.

2.3. Расширение кругозора.

3. Воспитательные:

3.1. Воспитание уважения к ответу одноклассников, внимательного отношения к товарищам.

3.2. Формирование интереса и воспитание уважительного отношения к устному народному творчеству.

3.3. Обогащение обучающихся знаниями об истории России.

Оборудование: компьютер, мультимедиа установка, презентация, аудиозапись былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»



Основные понятия и термины: былина, гусли.







Структура урока



1

Организационный момент.

1 мин.

2

Сообщение темы, постановка цели урока.

2 мин.

3

Проверка домашнего задания.

16 мин.

4

Организация домашнего задания.

1 мин.

5

Физкультминутка.

2 мин.

6

Изучение нового материала.

17 мин.

7

Подведение итогов.

1 мин.



План урока



  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Сообщение темы, постановка цели урока.

  4. Проверка домашнего задания. Повторение и закрепление знаний учащихся.

  5. Домашнее задание и его инструктаж.

  6. Физкультминутка.

  7. Изучение нового материала.

  8. Подведение итогов урока.





Оборудование урока:

Презентация «Былины», мультимедийный проектор, интерактивная доска, аудиозапись былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», толковый словарь С.И. Ожегова, дневники, учебник, ручки.











Ход урока

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять,

Многое хочу узнать!

Обобщение имеющихся знаний (фронтальный опрос)


Ребята, мы с вами изучали устное народное творчество в 5 и 6 классах.

Давайте вспомним, что такое фольклор?

Какие жанры фольклора мы знаем?

Какие личностные качества воспеваются в произведениях устного народного творчества?

Как вы думаете, кто на Руси являлся символом храбрости, силы, мужества и отваги?

Конечно же, богатыри. А как называются произведения, рассказывающие нам о богатырях? (былины)


Изучение нового материала (На слайде тема урока).

- Тема нашего сегодняшнего урока «Былины». Сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение темы «Устное народное творчество» и познакомимся с новым жанром былиной.

Как вы думаете, что такое былина?

- Былина, это какое-то событие, которое происходило в давние времена.

- Правильно, само слово «былина» происходит от слова «быль», то есть в этих произведениях говорится о том, что происходило на самом деле в далекие времена.

Давайте уточним определение этого слова в толковом словаре С.И. Ожегова:

«Былина – это русская народная эпическая песня - сказание о богатырях».


Былины возникли на Руси в стародавние времена(слайд 2), часто их исполняли на пирах, используя гусли, поэтому для былины характерны мелодичность и напевность. Давайте представим, что мы оказались на княжеском пиру, и послушаем отрывок из былины об Илье Муромце и Соловье разбойнике. ( фрагмент аудиозаписи)

В чём особенности языка былины?

Какие средства выразительности речи использует рассказчик?

Каким предстает герой былины?

А каких еще героев былин вы знаете?

Ребята, давайте посмотрим на картину Васнецова «Три богатыря (работа со слайдом 3) Какие чувства рождаются у вас при взгляде на эту картину? А как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий богатырь?

Как вы думаете, почему образ богатыря, защитника Родины, так значим для русской литературы?(ответы учащихся)

Из курса истории мы знаем, что в давние времена наша страна претерпела множество вражеских нападений (слайд 4), и надежда о спасении родной земли возлагалась на богатырей.

А какой город являлся столицей Древней Руси? (слайд 5). Киевский цикл былин был посвящен воспеванию мужества, силы и непобедимости богатырей. (слайд 6) Но помимо Киева огромное значение в Древней Руси имел и Новгород.(слайд 7) Почему?(это крупный торговый центр Древней Руси) Былины новгородского цикла были посвящены, в основном, восхвалению мирного труда и описанию путешествий. (слайд 8).

Ребята, в течение урока мы убедились, что уже знаем многое о былинах, систематизировать наши знания нам поможет составление опорного конспекта

Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника с опорой на пункты плана (слайд 9)

Обобщение знаний, подведение итогов урока (ответы учащихся по пунктам плана)

Домашнее задание: подготовить устное выступление на тему «Былина как жанр устного народного творчества» с опорой на составленный конспект. Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович», составить портретную характеристику главных героев былины.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока чтения и развития речи "Былины" (7 класс)

Автор: Губа Елизавета Васильевна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 259056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Конспект урока по теме: «Понятие о былине как о героическом эпосе. Былина « Илья Муромец и Соловей - Разбойник»» "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-po-tiemie-poniatiie-o-bylinie-kak-o-ghieroichieskom-eposie-bylina-il-ia-muromiets-i-soloviei-razboinik"
    ["file_id"] => string(6) "223121"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437299349"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока литературного чтения на тему: "Как Илья из Мурома богатырём стал" по УМК  " Планета Знаний". "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-kak-il-ia-iz-muroma-boghatyriom-stal-po-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "243700"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445788907"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(27) "konspiekt-uroka-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "260319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943195"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-1"
    ["file_id"] => string(6) "260320"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943202"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-2"
    ["file_id"] => string(6) "260321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943209"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства