kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока политературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения позволит формировать навыки правильного и осознанного чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную  мысль произведения, формировать функциональную грамотность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока политературному чтению»



Тема урока: В.А. Осеева «Хорошее».

Цель: создать условия для полноценного восприятия и осознания художественного текста через чтение рассказа Осеевой «Хорошее».

Задачи.

Обучающая: формировать навыки правильного и осознанного чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную мысль произведения, формировать функциональную грамотность;

Развивающая: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;

Воспитывающая: воспитывать нравственные качества: честности, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям.

Ожидаемые результаты:

- умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста;

- умение находить главную мысль произведения;

- осознание детьми важности использования в речи вежливых слов и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.


Оборудование: учебник с текстом В. Осеевой «Хорошее»; выставка книг В. Осеевой; компьютер; мультимедийный проектор; лента самооценки.

Приёмы: чтение рассказа учителем, обращение к личному опыту учащихся, лента Успеха, прогнозирование по названию, кластер.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Чтобы делать добрые дела.

2. Актуализация знаний.

Работа со скороговоркой (работает ученик с классом)


-Сегодня вы себя весь урок будете оценивать по ленте. Если справляетесь, ставите плюс в кружочек. (слайд).


Игровое задание «Книжная полочка» фронтальная работа

На доске иллюстрации из прочитанных произведений, на карточках имена главных героев, определите из какого рассказа каждый герой.

Аня и Катя герои какого произведения?

Д. Николай Булгаков «Анна, не грусти»

У. Найдём главную мысль этого произведения у себя в Ленте самооценки, который у вас у всех лежит на столах в виде таблице. Соедините главную мысль с названием произведения.

У. Проверим, что у нас получилось. (Николай Булгаков «Анна, не грусти» - умению переживать за других, доброте) У кого так поставьте плюс, если выполнено не так – ставим знак вопроса.слайд
Юрий Ермолаев «Два пирожных»;

Ю.Ермолаев. «Два пирожных» - вовремя приходить на помощь, помогать взрослым Лента самооценки

Валентина Осеева «Волшебное слово».

В.Осеева. «Волшебное слово» - вежливости, доброжелательности Лента самооценки


-Нам знаком герой Юра?

- Нет. Этот герой нам не знаком.

-Ребята, это герой из рассказа В.А .Осеевой «Хорошее».

-Вы можете сказать, чему учит нас это произведение? (нет)

-Почему?

Д. Мы не изучали данное произведение.

У.Верно. Мы незнакомы с данным произведением, поэтому и герой Юра нам тоже незнаком. И, конечно, мы не можем сказать, чему учит нас это произведение. Что же нужно сделать?

Д. Познакомиться с произведением


3. Сообщение темы и цели урока.

У. Значит, какова тема нашего урока?

Д. Валентина Осеева. «Хорошее».


Тема урока В.А.Осеева «Хорошее»

У.- С чего начинается знакомство с произведением?

Д. С чтения.

У.- Как мы должны научиться читать произведение?

Д.- Выразительно.

У.-А чтобы понять, о чём произведение, что хотел сказать автор, что мы должны сделать?

Д- Ответить на вопросы, проанализировать.

У.Да, сегодня мы будем читать ещё один рассказ Валентины Александровны Осеевой с очень приятным названием «Хорошее».

У.- Чтобы, ответить на вопрос: «Чему учит нас это произведение?» , нам необходимо проанализировать текст, научится бегло и осознано его читать (слайд с задачами)

У.- «Прогнозирование» - скажите о чём может быть рассказ с таким названием? (случилось что-то хорошее, кому подарили подарок, кто-то сделать доброе дело, у кого-то хорошее настроение, кто-то получил хорошую оценку и Т.Д) слайд


4. Работа по теме урока.

Первичное чтение рассказа (у детей учебник закрыт)

Чтение текста учителем с остановками

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

-Предположите, что будет дальше?

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

-Чтобы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

-Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Проверка первичного восприятия.

- Понравился вам рассказ?

- Наши предположения совпали? Какое из них оказалось более точным?

- Скажите, о чем это произведение? (ответ: «Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)

Физминутка.

По тропинкам доброты

Доброты вместе мы шагаем,

И про добрые дела мы не забываем.

Всем всегда поможем дружно

Потому что – это нужно

Добрым быть веселей,

Улыбнись всем поскорей.

5. Закрепление

Вторичное восприятие. Чтение с пометками.

а) Словарная работа.


- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить? Почему?

-Чтобы понять это, нам необходимо повторно внимательно и вдумчиво прочитать произведение.

У. Ребята, скажите, когда я читала рассказ, вам встретились слова, значение которых было непонятно? ( )

У.Где мы можем узнать значение непонятных слов? (в словаре, интернете)

У.Мне бы хотелось, чтобы вы нашли значение слова «колодец»

(Одна парта) работа со словарём Ожегова – находят значение слова

«колодец» (картинка), с остальными

-А мы с вами поучимся читать слова, в которых вы иногда допускаете ошибки: на слайде

солнце

что-нибудь

что, его, у него

-Итак, каково значение слова «колодец».


У. Сейчас проведём небольшое исследование

б) Выборочное чтение.

-Самостоятельно шёпотом прочитайте рассказ и, отметьте карандашом в тексте предложения, о чём мечтал Юра.

У. Проверим.

Найдите предложения о первой мечте Юры?

1-я «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас?».

-Ребята, поднимите руки у кого так?

У.А какая была у Юры 2 мечта?

2-я мечта: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

-Ребята, поднимите руки у кого так?

3-я мечта: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»).

У.Ребята, кто согласен- поднимите руки.

У.Если вы нашли все 3 мечты Юры, то в карте самооценки поставьте плюс.


в) Продолжим беседу по рассказу.

У. Хорошие ли были мечты у Юры?

Д. Да.

У. Хотел ли он что-то сделать для себя?

Д. Нет.

У. Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

(Словарная работа: героический поступок – это поступок, который можно совершить, проявив смелость, поборов свой страх).

Д. Да.


У. Представьте себе, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он её спасает. Спасает он и няню, и Трезора. О ком думает Юра на самом деле?

Д. Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.


У. В каком случае можно сделать что-то хорошее?

Д. Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.

- Значит вот почему так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить, потому что думал только о себе, а не о людях.


У. Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра?

Д. Он был эгоистом, невнимательным к другим.

-Посмотрите, каким Юра изображён на иллюстрации в учебнике. Соотнесите её с текстом.

У.-А на иллюстрации он изображён задумчивым, мечтательным.


г) Заполнение кластеров:

-Охарактеризуем, Юру составив кластер.

-Для этого возьмём круг, на котором написано имя нашего главного героя. Приклеим с левой стороны синие карточки с качествами, характеризующими Юру, как показано на слайде.

-Итак, какой у нас получился Юра?

Самолюбивый (думающий только о себе)

Эгоистичный

Грубый

Резкий

Хмурый


-Хотели бы вы иметь такого друга? (Нет)


Приём «Фантограмма» (творческое воображение)

- Как бы вы продолжили рассказ, чтобы его герой соответствовал названию - «Хорошее»?


-А какими качествами нам хотелось, чтобы обладал Юра? Возьмите красные карточки и выберите качества, которые соответствуют «новому» Юре и приклейте с правой стороны кластера?




-Каким же стал Юра?

внимательный

заботливый

добрый

любящий

вежливый

У.-А такого друга вы хотели бы иметь?(ДА)

-Проверьте по слайду правильность выполненной работы с кластером. Кто не допустил ошибок, поднимите кластеры, оцените и занесите результат в свою лента самооценки.


6. Обобщение по теме. Работа над выразительностью чтения.

а) У. Как автор относится к своему герою? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте.

Д. Автор не осуждает Юру, а советует исправиться, так как в тексте написано: «Погладила мама Юру по голове:

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.»


б) У.Сейчас вы будете работать в парах. Перед вами пословицы, прочитайте, обсудите с товарищем и выберите - какая из них подходит к нашему рассказу:

«Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить»;

«Мудрым никто не родился, а научился»;

«Вежливости открываются все двери».


У.Итак, ребята вы обсудили и пришли к какому выводу: какая же пословица подходит к рассказу В.Осеевой «Хорошее»?

Д. «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить».

У. Кто считает так же - поднимите руки.

У.Кто считает по-другому.( )

У.Да, действительно, ребята «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить».

-Оцените свою работу в ленте самооценке.

в) Чтение по ролям.

У:Сейчас поработаем над выразительностью чтения, прочитаем рассказ по ролям.

Сколько действующих лиц в рассказе?

Д. Автор, Юра, мама, няня, сестрёнка, Трезор.

У. Как надо читать слова автора?

Д. Спокойно.


У. С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?

Д. Ласково, с просьбой.


У. Слова Юры мы будем одинаково читать?

Д. По-разному.


У. Как нужно читать мысли Юры?

Д. Мечтательно.

У. А слова, обращенные к сестре, няне, собаке?

Д. Грубо.

-Теперь распределим роли. (Выдёргивают карточки с названием роли).

-Читают по ролям. Все оставшиеся оценивают

-Молодцы, ребята. Старались, прочитали все хорошо. Вы достойны награды.

-Оценим свою работу на уроке, возьмите карту самооценки, посчитайте плюсы

У. Посмотрите на вашу Ленту Успеха, кто заработал 5 «+». Вы – молодцы! На листе самооценки за урок поставьте «5».

У. Посмотрите на вашу Ленту Успеха, кто заработал 4 «+». Вы тоже постарались! За урок поставьте «4».

А остальные ребята не расстраивайтесь, ваши победы впереди, я желаю вам успехов в учёбе.


7. Подведение итога урока.

У. С каким произведением мы сегодня познакомились?

Д.Сегодня мы познакомились с рассказом В. Осеевой «Хорошее».

У. Над чем заставил вас задуматься этот рассказ? Чему же учит нас он. Отметим в бортовом журнале

Д. Лучше реально чем-то помочь близким, чем об этом только говорить.

У. Давайте вернёмся к нашему дереву предсказаний. Оправдались ли ваши предположения?

8.Домашнее задание.

У.1) Вы продолжите работать над выразительностью чтения рассказа В. Осеевой «Хорошее», стр. 93-94.

2)пересказать рассказ от имени главного героя Юры

Начните так:

Проснулся я утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мне что-нибудь хорошее сделать.
3) сделайте сами что-нибудь хорошее

9. Рефлексия.

– Выберите предложение, которое вам хочется закончить.

Я узнал (а), что …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

Меня удивило, что …

Мне захотелось, что …

У. Ребята В.А. Осеева написала очень много произведений о детях и для детей. Посмотрите на выставку книг. Я призываю почитать книги В. Осеевой! Её книги повествуют о вечных ценностях – дружбе, порядочности, взаимовыручке.

У. Вы – молодцы! Спасибо за урок!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока политературному чтению

Автор: Валеева Жанна Климовна

Дата: 19.05.2025

Номер свидетельства: 670116

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока внеклассного чтения «Тема Родины в народном творчестве» "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-vnieklassnogho-chtieniia-tiema-rodiny-v-narodnom-tvorchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "159279"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421863535"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства