конспект урока внеклассного чтения «Тема Родины в народном творчестве»
Конспект урока внеклассного чтения «Тема Родины в народном творчестве»
Данный урок углубляет знания детей о родном Казахстане. Создаёт условия для развития умений самостоятельной работы политературному произведению заданной тематики.создаёт условия по обогащению словарного запаса учащихся, усилению комуникативных свойств речи. Знакомит с красотами "жемчужены" Казахстана- курортного места Бурабай
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока внеклассного чтения «Тема Родины в народном творчестве» »
Урок внеклассного чтения
Класс: 2
Тема: «Тема Родины в народном творчестве»
Цель: формирование потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать литературу посвященную теме «Родина»
Задачи:
-образовательная: создать условия для развития умений самостоятельной работы по литературному произведению заданной тематики.
-воспитательная: обратить внимание на эстетическое воспитание школьников через знакомство с литературными произведениями о Родине, содействовать формированию основных мировоззрений (нравственному воспитанию, патриотизму)
-развивающая: продолжить работу по обогащению и усложнению словарного запаса учащихся, по усилению коммуникативных свойств речи(выразительности), развивать умение выделять главное в художественном произведении.
Тип урока: смешанный (комбинированный)
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. (И. Я.Лернер, М. Н. Скаткин)
Методическое обеспечение: презентация к уроку, выставка книг с произведениями о Родине
Рекомендательный список литературы по теме «Родина»
1 Н. Сладков «Разноцветная земля»
2 С. Мауленов «О, степь моя»
3 По М. Абылкасымовой «Родная земля»
4 М. Ауэзов «Возвращение»
5 По М. Ауэзову «Степной пейзаж»
6 У. Турманжанов «Родина-дом матери твоей»
7 Легенда «Или и Каратал»
8 Пословицы и поговорки о Родине
Тезис урока:
Родина (уголок, где родился, живёт каждый из нас. Это родной дом, мать, твои близкие,поля, леса, степи, горы ).
.
Ход урока:
IОрганизационный момент
( на стенде выставка книг о Родине)
1 Психологический настрой
Каждый день-всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Начинаем мы опять
Думать рассуждать, смекать
И учить, и играть
И рассказы сочинять
2Сообщение цели
- Сегодня у нас первый урок внеклассного чтения. Обычно на уроках литературного чтения произведения читала вам я, а теперь каждый из вас будет самостоятельно подбирать и читать книги по определенной тематике из моего рекомендательного списка. Это произведения о Родине, о временах года, о детях, о дружбе и о многом другом.
-О чем же сегодня пойдет речь на уроке, я думаю, вы уже догадались, рассмотрев нашу выставку книг на перемене.
-Итак, чему посвящен наш урок внеклассного чтения? (Родине)
-Молодцы, ребята. А сейчас произнесите тихо, но с вдохновением это слово.
-Что почувствовали, проговорив это слово? (теплоту, гордость, доброту)
II Работа с выставкой прочитанных к уроку книг
-Что вы прочитали об этом дома?
1 Н. Сладков «Разноцветная земля»
2 С. Мауленов «О, степь моя»
3 По М. Абылкасымовой «Родная земля»
4 М. Ауэзов «Возвращение»
5 По М. Ауэзову «Степной пейзаж»
6 У. Турманжанов «Родина-дом матери твоей»
7 Легенда «Или и Каратал»
8 Пословицы и поговорки о Родине
-Что еще вы читали о родном крае?
(ответы детей:
-Рассказ «Наша Родина – Казахстан».
-Кто автор этого произведения? (М. Алимбаев)
-Стихотворение «Моя Республика» Автор Т. Айбергенов
(демонстрация дополнительных источников)
-К каким литературным жанрам они относятся? (стихотворения, рассказы, легенда)
IIIОбобщающая беседа о содержании прочитанных книг
Составление кластера
-Скажите, какие ассоциации возникают у вас со словом Родина?
(ответы детей:
Родина: юрта, река (озеро),ковыль, кони, дом, простор, мать, горы, степь)
-Каждый человек под словом «Родина» понимает что-то свое. С чем ассоциируется слово «Родина» у наших авторов?
Пример:
ЮРТА- М. Ауэзов «Возвращение»
МАТЬ-У. Турманжанов «Родина-дом матери твоей»
КОНИ- По М. Абылкасымовой «Родная земля»
КОВЫЛЬ- По М. Ауэзову «Степной пейзаж», Н. Сладков «Разноцветная земля»
ОЗЕРО- Легенда «Или и Каратал»
СТЕПЬ- Сладков «Разноцветная земля», М. Ауэзов «Возвращение»
Художественное слово учителя
-Огромную территорию Казахстана занимают бескрайние степи. Для кого-то это просто сухая трава, где растет невзрачный ковыль и горькая полынь.
-А я хочу вам напомнить как поэтично описывает красоту степи МухтарАуэзов
«…Сочная тучная степь вся колышется от этого ветерка, и волнами переливается ковыль. Да нет, не степь это- бескрайнее море, сказочное море… Абай не может оторвать от него глаз. Он безмолвно погружается взором в вольную ширь. Она ничуть не пугает его. Если бы он смог, он охватил бы её всю, прижался бы к ней и шептал: я так соскучился по тебе! Может быть, другим ты кажешься страшной- только не мне! Родная моя, милая степь!...»
-Захотелось ли вам очутиться на бескрайних просторах наших степей?
Выводится тезис урока:
-Что же такое Родина? (Родина -уголок, где родился, это наши родные и близки, это земля, реки, озера, степь)
Работа по пословицам
а)-Еще издревле народ передавал из уст в уста пословицы и поговорки.
-Что такое пословица? (мудрое краткое изречение).
-Я приготовила дл вас пословицы и предлагаю сыграть в игру «Доскажи словечко»
Закончите пословицы (на доске):
«Одна у человека мать, одна у него и … »(Родина)
«Сладок даже дым над очагом …»(родным)
«Родная земля щедра, как мать: кто о ней помнит, тому она отдает всю …»(силу)
б)- Можно ли объединить прочитанные вами произведения и эти пословицы. Докажите.
(Предполагаемые ответы детей)
С. Мауленов «О, степь моя»,У. Турманжанов «Родина-дом матери твоей»(пословица «Одна у человека мать, одна у него и Родина»)
М. Ауэзов «Возвращение» (пословица «Сладок даже дым над очагом родным»
-А содержание пословицы «Родная земля щедра, как мать: кто о ней помнит, тому она отдает всю силу»встречается в словах дедушки в произведении М. Абылкасымовой «Родная земля». Он говорит это своей внучке.
- Какие пословицы и поговорки о Родине вы приготовили дома?
Обращение к тезису урока
-Так что же для поэтов и писателей значит Родина? (любовь к матери, гордость за красоты земли, родной аул, голубые реки, прозрачные озера, шелковистый ковыль)
Физминутка
III Дополнение, расширение и уточнение читательского опыта детей учителем
1Просмотр слайдов
–В нашем Казахстане есть много замечательных мест, которыми мы вправе гордиться. Давайте обратим внимание на экран и насладимся увиденным.
(Презентация слайдов о красоте родного края)
-На севере Казахстана, в 73 км от Кокшетау находится удивительный район, настоящий оазис – Боровое.
-Кто из вас был в Боровом?
-Какие чувства вы испытали побывав там?(радость, восторг, восхищение, гордость за родной край)
-Действительно Бурабай (Боровое)-край удивительных песен и легенд. Именно об этой замле сказано: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
- Существует легенда о создании этого удивительного края.
2 Чтение легенды учителем( хорошо читающим ребенком)
«Когда аллах создавал мир, - говорится в старой легенде, - то одним народам достались богатые леса, тучные поля и широкие реки, другим красивые горы и голубые озера. Казах же получил только степи. Обидным это показалось казаху, и он попросил Создателя уделить и ему частицу великолепия природы. И вот Аллах выскреб со дна своего коржуна (сумки) и рассыпал посреди безбрежной ковыльной степи остатки живописных гор, скал и озер с хрустально-чистой голубоватой водой, разбросал щедрой рукой изумрудные луга, покрытые цветами, ключи со студеной водой и весело журчащие ручьи. Прикрыл горы пестрым ковром из разнообразных деревьев и кустарников, населил леса зверями и птицами, озера – рыбой, луга – насекомыми и бабочками, каких не встретишь в степи на сто верст кругом. Так и возникло Боровое».
3 Презентация книги «Легенды древнего Казахстана»
-Это не единственная легенда о Казахстане. Посмотрите на эту книгу.
-Как она называется?(«Легенды древнего Казахстана».
-Ее составитель-наш земляк ,житель г. Кокшетау, профессор университета О. Жанайдыров
Он долгое время путешествовал по нашей бескрайней прекрасной казахстанской земле. Он встречался с аксакалами (старцами), которые поведали ему легенды о нашем крае.
Если она вас заинтересовала, вы можете взять ее для чтения в библиотеке.
-Сегодня на уроке мы увидели, как описывают родную землю поэты и писатели в своих произведениях. Но ведь рассказать о Родине можно и с помощью других средств языка.
- Как еще можно воспеть родную землю?
(ответы детей: музыкальные произведения, художественные полотна)
-Верно. Любой человек, рассказывая о своей родной земле, может представить это по-своему.
IVТворческая работа
1 Рисование
-Дома было предложено каждому нарисовать то, что для вас является Родиной.
-Своими рисунками вы передали любовь к Родине.
2 Инсценировка «Встреча с иностранцем»
В класс входит «иностранец».
-Ребята, сегодня у нас необычный гость. Он впервые посетил нашу казахстанскую землю.
-Что вы можете рассказать ему сейчас о том, какая она, наша Родина.
(устные мини-сочинения детей)
V Итог
-Так что же такое «Родина»? (это Земля со своими реками, озерами, полями, степями…)
-Что вы считаете соей Родиной? (место, где родился и вырос)
- Почему мы гордимся нашей Родиной?
- Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть своя Родина. Каждый любит её, любит место, где он родился и живёт. Любит свой родной зык, танцы, книги. Без Родины и без своего народа человек не может жить.
VIЗадание на дом
-Тему «Родина» мы будем продолжать рассматривать на следующем уроке внеклассного чтения. Вам предлагается дополнительный список произведений о красотах родного края.