kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока внеклассного чтения «Тема Родины в народном творчестве»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок углубляет знания детей о родном Казахстане. Создаёт условия для развития умений самостоятельной работы политературному произведению заданной тематики.создаёт условия по обогащению словарного запаса учащихся, усилению комуникативных свойств  речи. Знакомит с красотами "жемчужены" Казахстана- курортного места Бурабай

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока внеклассного чтения «Тема Родины в народном творчестве» »

Урок внеклассного чтения

Класс: 2

Тема: «Тема Родины в народном творчестве»

Цель: формирование потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать литературу посвященную теме «Родина»

Задачи:

-образовательная: создать условия для развития умений самостоятельной работы по литературному произведению заданной тематики.

-воспитательная: обратить внимание на эстетическое воспитание школьников через знакомство с литературными произведениями о Родине, содействовать формированию основных мировоззрений (нравственному воспитанию, патриотизму)

-развивающая: продолжить работу по обогащению и усложнению словарного запаса учащихся, по усилению коммуникативных свойств речи(выразительности), развивать умение выделять главное в художественном произведении.

Тип урока: смешанный (комбинированный)

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. (И. Я.Лернер, М. Н. Скаткин)

Приемы: разъяснение, рассказ, беседа, демонстрация, изложение, рассуждение.

Оборудование: интерактивная доска

Методическое обеспечение: презентация к уроку, выставка книг с произведениями о Родине

Рекомендательный список литературы по теме «Родина»

1 Н. Сладков «Разноцветная земля»

2 С. Мауленов «О, степь моя»

3 По М. Абылкасымовой «Родная земля»

4 М. Ауэзов «Возвращение»

5 По М. Ауэзову «Степной пейзаж»

6 У. Турманжанов «Родина-дом матери твоей»

7 Легенда «Или и Каратал»

8 Пословицы и поговорки о Родине

Тезис урока:

Родина (уголок, где родился, живёт каждый из нас. Это родной дом, мать, твои близкие,поля, леса, степи, горы ).


.

Ход урока:


IОрганизационный момент

( на стенде выставка книг о Родине)

1 Психологический настрой

Каждый день-всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Начинаем мы опять

Думать рассуждать, смекать

И учить, и играть

И рассказы сочинять


2Сообщение цели

- Сегодня у нас первый урок внеклассного чтения. Обычно на уроках литературного чтения произведения читала вам я, а теперь каждый из вас будет самостоятельно подбирать и читать книги по определенной тематике из моего рекомендательного списка. Это произведения о Родине, о временах года, о детях, о дружбе и о многом другом.

-О чем же сегодня пойдет речь на уроке, я думаю, вы уже догадались, рассмотрев нашу выставку книг на перемене.

-Итак, чему посвящен наш урок внеклассного чтения? (Родине)

-Молодцы, ребята. А сейчас произнесите тихо, но с вдохновением это слово.

-Что почувствовали, проговорив это слово? (теплоту, гордость, доброту)


II Работа с выставкой прочитанных к уроку книг

-Что вы прочитали об этом дома?

1 Н. Сладков «Разноцветная земля»

2 С. Мауленов «О, степь моя»

3 По М. Абылкасымовой «Родная земля»

4 М. Ауэзов «Возвращение»

5 По М. Ауэзову «Степной пейзаж»

6 У. Турманжанов «Родина-дом матери твоей»

7 Легенда «Или и Каратал»

8 Пословицы и поговорки о Родине

-Что еще вы читали о родном крае?

(ответы детей:

-Рассказ «Наша Родина – Казахстан».

-Кто автор этого произведения? (М. Алимбаев)

-Стихотворение «Моя Республика» Автор Т. Айбергенов

(демонстрация дополнительных источников)

-К каким литературным жанрам они относятся? (стихотворения, рассказы, легенда)


IIIОбобщающая беседа о содержании прочитанных книг

  1. Составление кластера

-Скажите, какие ассоциации возникают у вас со словом Родина?

(ответы детей:

Родина: юрта, река (озеро),ковыль, кони, дом, простор, мать, горы, степь)

-Каждый человек под словом «Родина» понимает что-то свое. С чем ассоциируется слово «Родина» у наших авторов?

Пример:

ЮРТА- М. Ауэзов «Возвращение»

МАТЬ-У. Турманжанов «Родина-дом матери твоей»

КОНИ- По М. Абылкасымовой «Родная земля»

КОВЫЛЬ- По М. Ауэзову «Степной пейзаж», Н. Сладков «Разноцветная земля»

ОЗЕРО- Легенда «Или и Каратал»

СТЕПЬ- Сладков «Разноцветная земля», М. Ауэзов «Возвращение»

  1. Художественное слово учителя

-Огромную территорию Казахстана занимают бескрайние степи. Для кого-то это просто сухая трава, где растет невзрачный ковыль и горькая полынь.

-А я хочу вам напомнить как поэтично описывает красоту степи МухтарАуэзов

«…Сочная тучная степь вся колышется от этого ветерка, и волнами переливается ковыль. Да нет, не степь это- бескрайнее море, сказочное море… Абай не может оторвать от него глаз. Он безмолвно погружается взором в вольную ширь. Она ничуть не пугает его. Если бы он смог, он охватил бы её всю, прижался бы к ней и шептал: я так соскучился по тебе! Может быть, другим ты кажешься страшной- только не мне! Родная моя, милая степь!...»

-Захотелось ли вам очутиться на бескрайних просторах наших степей?

Выводится тезис урока:

-Что же такое Родина? (Родина -уголок, где родился, это наши родные и близки, это земля, реки, озера, степь)


  1. Работа по пословицам

а)-Еще издревле народ передавал из уст в уста пословицы и поговорки.

-Что такое пословица? (мудрое краткое изречение).


-Я приготовила дл вас пословицы и предлагаю сыграть в игру «Доскажи словечко»

Закончите пословицы (на доске):

«Одна у человека мать, одна у него и … »(Родина)

«Сладок даже дым над очагом …»(родным)

«Родная земля щедра, как мать: кто о ней помнит, тому она отдает всю …»(силу)

б)- Можно ли объединить прочитанные вами произведения и эти пословицы. Докажите.

(Предполагаемые ответы детей)

С. Мауленов «О, степь моя»,У. Турманжанов «Родина-дом матери твоей»(пословица «Одна у человека мать, одна у него и Родина»)

М. Ауэзов «Возвращение» (пословица «Сладок даже дым над очагом родным»

-А содержание пословицы «Родная земля щедра, как мать: кто о ней помнит, тому она отдает всю силу»встречается в словах дедушки в произведении М. Абылкасымовой «Родная земля». Он говорит это своей внучке.

- Какие пословицы и поговорки о Родине вы приготовили дома?


Обращение к тезису урока

-Так что же для поэтов и писателей значит Родина? (любовь к матери, гордость за красоты земли, родной аул, голубые реки, прозрачные озера, шелковистый ковыль)

Физминутка

III Дополнение, расширение и уточнение читательского опыта детей учителем

1Просмотр слайдов

–В нашем Казахстане есть много замечательных мест, которыми мы вправе гордиться. Давайте обратим внимание на экран и насладимся увиденным.


(Презентация слайдов о красоте родного края)

-На севере Казахстана, в 73 км от Кокшетау находится удивительный район, настоящий оазис – Боровое.

-Кто из вас был в Боровом?

-Какие чувства вы испытали побывав там?(радость, восторг, восхищение, гордость за родной край)

-Действительно Бурабай (Боровое)-край удивительных песен и легенд. Именно об этой замле сказано: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

- Существует легенда о создании этого удивительного края.

2 Чтение легенды учителем( хорошо читающим ребенком)

«Когда аллах создавал мир, - говорится в старой легенде, - то одним народам достались богатые леса, тучные поля и широкие реки, другим красивые горы и голубые озера. Казах же получил только степи. Обидным это показалось казаху, и он попросил Создателя уделить и ему частицу великолепия природы. И вот Аллах выскреб со дна своего коржуна (сумки) и рассыпал посреди безбрежной ковыльной степи остатки живописных гор, скал и озер с хрустально-чистой голубоватой водой, разбросал щедрой рукой изумрудные луга, покрытые цветами, ключи со студеной водой и весело журчащие ручьи. Прикрыл горы пестрым ковром из разнообразных деревьев и кустарников, населил леса зверями и птицами, озера – рыбой, луга – насекомыми и бабочками, каких не встретишь в степи на сто верст кругом. Так и возникло Боровое».


3 Презентация книги «Легенды древнего Казахстана»

-Это не единственная легенда о Казахстане. Посмотрите на эту книгу.

-Как она называется?(«Легенды древнего Казахстана».

-Ее составитель-наш земляк ,житель г. Кокшетау, профессор университета О. Жанайдыров

Он долгое время путешествовал по нашей бескрайней прекрасной казахстанской земле. Он встречался с аксакалами (старцами), которые поведали ему легенды о нашем крае.

Если она вас заинтересовала, вы можете взять ее для чтения в библиотеке.


-Сегодня на уроке мы увидели, как описывают родную землю поэты и писатели в своих произведениях. Но ведь рассказать о Родине можно и с помощью других средств языка.

- Как еще можно воспеть родную землю?

(ответы детей: музыкальные произведения, художественные полотна)

-Верно. Любой человек, рассказывая о своей родной земле, может представить это по-своему.


IVТворческая работа

1 Рисование

-Дома было предложено каждому нарисовать то, что для вас является Родиной.

-Своими рисунками вы передали любовь к Родине.


2 Инсценировка «Встреча с иностранцем»

В класс входит «иностранец».

-Ребята, сегодня у нас необычный гость. Он впервые посетил нашу казахстанскую землю.

-Что вы можете рассказать ему сейчас о том, какая она, наша Родина.

(устные мини-сочинения детей)


V Итог

-Так что же такое «Родина»? (это Земля со своими реками, озерами, полями, степями…)

-Что вы считаете соей Родиной? (место, где родился и вырос)

- Почему мы гордимся нашей Родиной?

- Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть своя Родина. Каждый любит её, любит место, где он родился и живёт. Любит свой родной зык, танцы, книги. Без Родины и без своего народа человек не может жить.

VIЗадание на дом

-Тему «Родина» мы будем продолжать рассматривать на следующем уроке внеклассного чтения. Вам предлагается дополнительный список произведений о красотах родного края.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗДЕЛУ « »

Найди и прочитай эти произведения:

  1. Абай Кунанбаев «Осень».

  2. Максим Зверев «Волшебный полет».

  3. Мухтар Ауэзов «Возвращение».

«Стенный пейзаж».

  1. М.Алимбаев «Когда листопад».







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
конспект урока внеклассного чтения «Тема Родины в народном творчестве»

Автор: Самойлова Валентина Дмитриевна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 159279


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства