А) Словарная работа. -Объясните значение слова «кузнец». (Кузнец-мастер, который занимается обработкой металла.) Б) Первичное восприятие произведения. Чтение по ролям. Читают подготовленные дети, слова автора читает учитель. После прочтения 1 части (Лежит, словно мертвый, не дышит, не слышит) Учитель задает вопрос: -А что произошло дальше? (Ребята высказывают свои предположения) -А хотите узнать как написано в сказке? В) Беседа по выявлению эмоционального восприятия. -Какие чувства вы испытываете? (В начале сказки - тревога, в конце – радость) -Понравилась ли вам сказка? -Как вы можете оценить чтение своих одноклассников? Г) Беседа по содержанию сказки. - Почему так называется эта сказка? -Кто действующие лица в этой сказке ?(перечисляют) -Что случилось с петушком? ( он подавился бобовым зернышком) -Почему это случилось?(он торопился) -Кто заметил? (курочка) -К кому она обращалась за помощью? -Чем закончилась сказка? Д) Вторичное чтение по смысловым частям. Аналитическая беседа, составление плана сказки. (чтение сказки по частям) 1 часть «Жили-были…..» -С каких слов начинается сказка? Начало сказки называется « ЗАЧИН». От слов-начало, начинать. (повесить табличку) -Каким был петушок? (торопливым) -Какой была курочка? (заботливая) Она понимала, что торопиться опасно. Значит рассудительная, спокойная. -Как можно озаглавить эту часть и рисунок который к ней относится? «С Петушком приключилась беда»-записывается учителем на доске. 2часть «Клевал как - то петушок бобовые зернышки …не слышит». -Почему с петушком случилась беда? (он торопился) -Сочувствуете ли вы петушку? -Какие слова заставляют нас пожалеть его? («словно мертвый лежит») -Что могло помочь петушку? (маслице) -Кто мог помочь петушку? (курочка) -Что сделала курочка? (она побежала за маслицем к хозяйке) -Для чего оно ей нужно? -Дала маслица хозяйка? - А как вы думаете могли события по -другому происходить?( предположения детей) -Рассмотрите рисунок и соотнесите его с текстом. -Как озаглавите эту часть? «Петушок подавился» В сказках эта часть называется «ОСНОВНАЯ» (появляется табличка).В ней рассказывается о многих событиях .Она состоит из нескольких эпизодов. 3 часть «Испугалась курочка..» -К кому обращалась курочка? (к хозяйке, корове, хозяину, кузнецу) -Почему курочка сразу не получила помощь? -С какими словами она обращалась ко всем?- найдите в тексте. - Как можно озаглавить эту часть? «Курочка ищет помощь». -Где переломный момент в сказке и курочка получает помощь? 4часть «Смазала курочка петушку горлышко…» -Какое настроение вызвала у вас эта часть? -За кого вы радовались? -Как озаглавим последнюю часть? «Петушок спасен». Это «КОНЦОВКА»- карточка выставляется на доску Учитель обобщает: мы прочитали эту сказку по частям и каждую часть озаглавили - это и есть план сказки. -А как вы думаете для чего нужно составлять план к тексту? (Чтобы легче вспомнить о чем этот текст) -Вам понравился урок? -Какой эпизод в сказке тебя заставил волноваться? -Вы помните выражение «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? -Какой же урок дает нам эта сказка? -Какие выводы мы могли бы сделать после знакомства со сказкой? (высказывания детей) -Какое качество петушка казалось курочке очень опасным? (торопливость) -Всегда ли плохо торопиться? Когда же можно торопиться, а когда не стоит? (примеры из жизни) Что плохо в одной ситуации, может быть полезным в другой. Когда друг в беде, нужно торопиться на помощь. -Верно ли утверждение «Петушка спасла курочка?» (нет. В его спасении участвовали многие.) Вывод. (чтение пословиц на экране) «Друзья познаются в беде» «Доброе братство - лучшее богатство» . |