Тип урока: урок открытия нового знания |
Педагогические задачи: помочь раскрыть фольклорные корни сказки В. И. Даля и ее связь с народной сказкой; создать условия для актуализации знаний о жанровых элементах народной сказки; способствовать развитию умений сопоставлять народную и литературную сказку, проводить словесное иллюстрирование, работать в парах, коллективно, оценивать свою работу и работу одноклассников, давать оценку прочитанному, высказывать свое отношение к героям и их поступкам, читательских умений (выразительно читать сказку, выстраивать последовательность частей объемного текста), речи, сообразительности, воображения, формированию любви к чтению; мотивировать к чтению сказок (литературных и народных) |
Планируемые результаты |
Предметные: бегло читают отрывки из знакомого текста; пересказывают по готовому плану; объясняют свою точку зрения и соотносят ее с авторской позицией | Метапредметные: познавательные: знакомятся со сказкой; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; формулируют ответы на вопросы; структурируют знания; осуществляют анализ сказки; строят рассуждения; самостоятельно создают способы решения творческой задачи; регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими | Личностные: выражают этические чувства (стыд, вина, совесть) на основе анализа простых ситуаций; проявляют интерес к учебному материалу |
Образовательные ресурсы: модели обложек, портрет В. Даля |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Какое сейчас время года? Какая за окном погода? – Покажите, что вы замерзли и съежились; отогрелись и расслабились. – Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. – Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. – Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. – Вы пришли веселые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке | Проговаривают правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе и следуют им |
II. Проверка домашнего задания | Чтение наизусть стихотворения И.Сурикова «Детство » | Работают в парах (в малых группах). Один ученик читает наизусть стихотворение, другой оценивает | Осуществляют контроль и дают оценку учебной деятельности |
III. Постановка учебной задачи | – Посмотрите на доску и соотнесите название произведения и его автора. Снегурочка Снегурка Девочка Снегурка Девочка Снегурочка | В. Даль В. Бианки М. Пришвин В. Осеева | – Правильно, это произведение «Девочка Снегурочка», написал его В. Даль. (На доске – портрет автора и название произведения.) – Скажите, что вы знаете о В. Дале. – Родился в 1801 году 22 ноября. Отец был врачом. В. И. Даль – русский ученый и писатель, военный врач-хирург. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Знал, по меньшей мере, 6 языков. Этнограф, собиратель фольклора. Сам В. Даль был морским офицером. Много путешествовал. Любил литературу и русский язык. – Отгадайте загадку. Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка. (Снегурочка.) – Как вы думаете, как эта загадка связана с темой нашего урока? | Выполняют задание. Рассказывают. Отгадывают загадку. Высказывают свои предположения | Знакомятся с произведением; осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме. Владеют приемами понимания прочитанного и прослушанного текста, основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза. Строят рассуждения |
IV. Изучение нового материала. 1. Слушание сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» | – Послушайте, подготовьтесь к моделированию обложки, обратите внимание на незнакомые слова. Читает сказку, выделяя голосом редко употребляемые слова: кокурочка, ветошка, пестовать, лобызала | Слушают и выполняют задание | Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
2. Беседа после первичного восприятия | – Понравилась вам сказка? – Что вызвало интерес? – Кто главные герои? – Кто спас Снегурочку? – Как это случилось? | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками, навыками работы со справочной литературой. Извлекают необходимую информацию из различных источников |
3. Словарная работа. | – Какие необычные слова вы услышали? Как вы думаете, что они означают? Кабы – если бы. Ветошка – лоскут старой ткани. Вешнего – весеннего. Кокурочка – булочка, булка. Кузовок – плетеная корзиночка для ягод и грибов. Лобызала – целовала. Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо воспитывать. Хлевушек (хлев) – помещение для животных | Называют слова. С помощью учителя объясняют значение слов |
4. Работа с произведением | – Прочитайте название произведения, фамилию автора. – Рассмотрите иллюстрации на с. 146 и 148 учебника, подберите к ним подходящие отрывки из текста | – «Девочка Снегурочка». В. Даль. Рассматривают иллюстрации. Находят в тексте соответствующие отрывки |
5. Моделирование обложки | – Давайте смоделируем обложку для сказки В. Даля «Девочка Снегурочка». – Кто спас Снегурочку? – Как это случилось? – Как старики относились к Снегурочке? Какие слова повторяются? - Как Снегурочка относилась к старикам? Подтвердите словами из текста. | Самостоятельно моделируют обложку. Сверяют с образцом. Отвечают на вопросы. Находят ответы в тексте сказки. Зачитывают | Осуществляют логические операции, контроль и оценку учебных действий |
Физкультминутка | Один, два, три, четыре, пять – Будем мы в снежки играть! Валенки наденем, шапку, Шарф завязан? Все в порядке! Раз – присесть, Два – наклониться, Три – снежок лепи, На четыре и на пять, Начинай снежки бросать! | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
6. Работа над содержанием сказки (работа в парах) | – Восстановите содержание сказки и расставьте события по порядку. 1. Жучка нашла Снегурочку. 2. Снегурочка пошла с подружками в лес. 3. Старик прогнал Жучку. 4. Медведь, волк и лиса хотели проводить Снегурочку домой. 5. Снегурочка потерялась в лесу. 6. Лиса украла кур. Самопроверка: 6, 3, 2, 5, 4, 1 Выборочное чтение по готовому плану. Лиса украла кур. Старик погнал Жучку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Снегурочка в лесу потерялась. Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Жучка нашла Снегурочку | Восстанавливают содержание. Осуществляют выборочное чтение по готовому плану | Формулируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя |
V. Итог урока. Рефлексия | – С каким произведением познакомились? – Кто автор сказки? – Что узнали об авторе сказки? – Какие трудности возникли? – Что было непонятно? - Мне было интересно…. _ - Мне было трудно…. | Отвечают на вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Осуществляют самоконтроль |
Домашнее задание | Подготовить краткий пересказ по картинному плану в тетради (с. 66), придумать сказочную историю о Снегурочке и проиллюстрировать (по желанию) | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |