Мультимедийная презентация, иллюстрированный материал с
изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, план описания,
хрестоматия (УМК «Начальная школа XXI века» 4 класс),
раздаточный материал – тест.
Ход урока:
Организация детей.
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.
Актуализация знаний.
Цель: развитие внимания и логического мышления.
-Послушайте отрывок, определите, из какого произведения эти строки?
- Каков жанр этого произведения?
-Что позволило Гаршину назвать своё произведение сказкой?
-Что в ней сказочного?
- Над чем будем работать на уроке? (Мы продолжаем работать над «Сказкой о жабе и розе».)
3. Проверка домашнего задания.
Работа в группах.
- Вы дома нарисовали иллюстрации к этой сказке.
- Какие события отразили вы в своих рисунках?
- Выберете в группе лучшую на ваш взгляд иллюстрацию. Вывесите на доску.
- Восстановите рисунки в том порядке, как происходят события в сказке.
-Что хотел писатель подсказать названием сказки? (жаба и роза вместе не смотрятся)
-Что это будет? (конфликт)
4. Сообщение целей урока
-Что будем делать на уроке? (говорить о жабе и розе, сравнивать их)
- Наша задача понять, что существует два мира добро и зло.
5. Работа по теме урока (работа в группах)
- А сейчас мы поработаем в группах
1группа: Как автор описывает внешний вид розы?
2группа: Как автор описывает внешний вид жабы?
3группа: Какими чувствами наделяет писатель розу?
4группа:Какими чувствами наделяет писатель жабу?
5группа: Чем похожи роза и мальчик?
Сделаем вывод: В чём состоит счастье жабы и розы?
1группа (У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание.)
2 группа (Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза.)
3 группа (Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.)
4 группа (Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.)
- В чём состоит счастье розы и жабы?
5 группа. Они не были свободны.
У них была недолгая жизнь.
Как автор показывает розу? (Бледное создание)
Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни)
Почему роза тогда «бледное создание»?
Роза-бледное создание(от страха), мальчик–бледный от болезни.
Они являются частью жизни друг друга.
6.Работа в парах. Вопрос 6, стр. 179.
-Что происходит с мальчиком? Прочитайте о том, как приходит к нему смерть.
-Он боялся умирать? Зачем ему была роза?
-Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?
(Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.
-Какой последний долг исполнила роза?
(Обращаемся к тексту, где повествуется о последних часах жизни мальчика, в жизни которого роза имела большое значение).
-Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?
(Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные минуты...).
-Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной?
(Нет, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям.)
Забыли ли розу после этого случая?
-(Нет, ее засушили и, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике)
(Судьбы розы и мальчика сплелись в одну. Роза сумела сделать радостными последние дни мальчика.)
7.Физминутка.
Слова, связанные с жабой - встаем и топаем, слова, связанные с розой – садимся и хлопаем.
- В завершение урока я предлагаю группам составить синквейн о персонажах этой сказки. Группам 1ряда – о мальчике. 2 ряда- о розе. 3 ряда – о жабе.
Проверка.
9.Итог урока
Что символизирует жаба? (зло, уродство.)
Что символизирует роза? (доброту, красоту, душевную чистоту)
-Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?
-Кто одержал победу в этом поединке и почему?
(Роза одержала победу, так как правда была на ее стороне).
-А что случилось с розой? Она умерла?
А в час, когда мой след во всех сердцах сотрется,
Лишь в этот страшный час, скажи, что умер я.
Как понимаете этот афоризм?
(Человек жив, пока жива память о нём)
Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение сказкой?
(В ней много фантастического: роза и жаба думают, чувствуют, говорят)
В чём же основная мысль сказки? Почему возникла идея о написании сказки?
(Гаршин хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое. Показать противостояния добра и зла. Добро всегда побеждает зло)
10. Тест по проверке знания содержания и идеи сказки
1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …
А) жабе
Б) розе
В) бабочке
2. О чём думает роза в период своего цветения?
А) быстрей бы распуститься
Б) умереть бы другою смертью
В) цвести вечно
3. Что в жабе самое омерзительное?
А) грязно-серые бородавчатые бока
Б) скверные липкие лапы
В) бесчувственность и равнодушие
4. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как
А) она не досталась жабе
Б) её гибель была неизбежна
В) она украсила последние минуты жизни мальчика
5. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А) роза
Б) жаба
Взаимопроверка результатов теста по ключу:
1 - А
2 - Б
3 – В
4 – В
5 – А
11. Рефлексия:
- Мне было интересно…
- Мне было не интересно…
- Я узнал….
12. Домашнее задание:
Основное – ответить на вопросы в конце сказки. Выразительное чтение и пересказ.
Творческое – придумайте жизненную ситуацию, которая могла бы привести к созданию подобной сказки. Вспомните историю создания сказки.
Заканчивая наш урок, мне хочется сказать:
"Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!".