kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: " Сказка о Жабе и Розе" В.М. Гаршина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по УМК Школа 21 век

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: " Сказка о Жабе и Розе" В.М. Гаршина»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме:

В. М. Гаршин «Cказка о жабе и розе».

Цели урока: анализ художественного произведения;

составление характеристик главных героев.

Задачи урока:

1. Способствовать формированию умения самостоятельно находить

решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

2. Способствовать формированию умения доказывать свое мнение,

правильно строить речь.

3. Способствовать формированию нравственных ценностей личности

(воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку,

умение противостоять злу);

4. Развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

5. Воспитывать доброе, позитивное, уважительное отношение к живой природе:

людям, животным, растениям;

6. Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать

мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Формировать УУД:

- Личностные:

Развитие высших психических функций - внимание, восприятие, логическое мышление.

- Регулятивные:

Принимать и сохранять задачу, поставленную на занятии;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия во фронтальной,

групповой работе;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации;

Оценивать правильность выполнения действия;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные:

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения,

в том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на

позицию партнера в общении и взаимодействии;

Учить формулировать собственное мнение и позицию;

Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер

знает и видит, а что нет;

Задавать вопросы;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,

владеть диалогической формой речи.

- Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Планируемые результаты:

Предметные:

Сформировать понятия «мир доброта», «мир зла»; способствовать

формированию умения раскрывать и сравнивать образы героев,

делать выводы, приводить примеры из жизни.

Личностные:

Воспитать позитивное отношение к живой природе, формировать

единое понятие добра и зла, умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую.

Метапредметные:

Умение слышать, слушать и понимать участника диалога, вести дискуссию,

правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и

сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать

как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог,

искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Основные

понятия

Мир добра, мир зла.

Межпредметные

связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы

ИКТ

Организация

пространства

Фронтальная, групповая работа

Методы и

приемы

словесно-наглядный, словесно-эмоционального воздействия,

практический, проблемно-поисковый, фронтальная работа.

Форма

проведения

Урок-исследование

Оборудование

Мультимедийная презентация, иллюстрированный материал с

изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, план описания,

хрестоматия (УМК «Начальная школа XXI века» 4 класс),

раздаточный материал – тест.







Ход урока:

  1. Организация детей.

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.

  1. Актуализация знаний.

Цель: развитие  внимания и логического мышления.

-Послушайте отрывок, определите, из какого произведения эти строки?

- Каков жанр этого произведения?

-Что позволило Гаршину назвать своё произведение сказкой?

-Что в ней сказочного?

- Над чем будем работать на уроке? (Мы продолжаем работать над «Сказкой о жабе и розе».)

3. Проверка домашнего задания.

Работа в группах.

- Вы дома нарисовали иллюстрации к этой сказке.

- Какие события отразили вы в своих рисунках?

- Выберете в группе лучшую на ваш взгляд иллюстрацию. Вывесите на доску.

- Восстановите рисунки в том порядке, как происходят события в сказке.

-Что хотел писатель подсказать названием сказки? (жаба и роза вместе не смотрятся)

-Что это будет? (конфликт)

4. Сообщение целей урока

-Что будем делать на уроке? (говорить о жабе и розе, сравнивать их)

- Наша задача понять, что существует два мира добро и зло.

5. Работа по теме урока (работа в группах)

- А сейчас мы поработаем в группах

1группа: Как автор описывает внешний вид розы?

2группа: Как автор описывает внешний вид жабы?

3группа: Какими чувствами наделяет писатель розу?

4группа:Какими чувствами наделяет писатель жабу?

5группа: Чем похожи роза и мальчик?

Сделаем вывод: В чём состоит счастье жабы и розы?

1группа (У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание.)

2 группа (Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза.)

3 группа (Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.)

4 группа (Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.)

- В чём состоит счастье розы и жабы?

5 группа. Они не были свободны.

У них была недолгая жизнь.

  • Как автор показывает розу? (Бледное создание)

  • Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни)

  • Почему роза тогда «бледное создание»?

Роза-бледное создание(от страха), мальчик–бледный от болезни.

Они являются частью жизни друг друга.

6.Работа в парах. Вопрос 6, стр. 179.

-Что происходит с мальчиком? Прочитайте о том, как приходит к нему смерть.

-Он боялся умирать? Зачем ему была роза?

-Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?

(Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.

-Какой последний долг исполнила роза?

(Обращаемся к тексту, где повествуется о последних часах жизни мальчика, в жизни которого роза имела большое значение).

-Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?

(Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные минуты...).

-Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной?

(Нет, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям.)

Забыли ли розу после этого случая?

-(Нет, ее засушили и, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике)

(Судьбы розы и мальчика сплелись в одну. Роза сумела сделать радостными последние дни мальчика.)

7.Физминутка.

Слова, связанные с жабой - встаем и топаем, слова, связанные с розой – садимся и хлопаем.

(Злая, красота, завистливая, равнодушие, солнечная, бледная, сырая, уничтожить, счастье, безобразная, лень, ароматная, ненависть, мечта, поесть, прохрипела, молитвы)





8.Работа в группах.

- В завершение урока я предлагаю группам составить синквейн о персонажах этой сказки. Группам 1ряда – о мальчике. 2 ряда- о розе. 3 ряда – о жабе.

Проверка.

9.Итог урока

  • Что символизирует жаба? (зло, уродство.)

  • Что символизирует роза? (доброту, красоту, душевную чистоту)

-Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?

-Кто одержал победу в этом поединке и почему?

(Роза одержала победу, так как правда была на ее стороне).

-А что случилось с розой? Она умерла?

А в час, когда мой след во всех сердцах сотрется,

Лишь в этот страшный час, скажи, что умер я.

  • Как понимаете этот афоризм?

(Человек жив, пока жива память о нём)

  • Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение сказкой?

(В ней много фантастического: роза и жаба думают, чувствуют, говорят)

  • В чём же основная мысль сказки? Почему возникла идея о написании сказки?

(Гаршин хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое. Показать противостояния добра и зла. Добро всегда побеждает зло)

10. Тест по проверке знания содержания и идеи сказки

1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …

А) жабе

Б) розе

В) бабочке

2. О чём думает роза в период своего цветения?

А) быстрей бы распуститься

Б) умереть бы другою смертью

В) цвести вечно

3. Что в жабе самое омерзительное?

А) грязно-серые бородавчатые бока

Б) скверные липкие лапы

В) бесчувственность и равнодушие

4. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как

А) она не досталась жабе

Б) её гибель была неизбежна

В) она украсила последние минуты жизни мальчика





5. Символом света, добра, красоты в сказке является:

А) роза

Б) жаба

Взаимопроверка результатов теста по ключу:

1 - А

2 - Б

3 – В

4 – В

5 – А

11. Рефлексия:

- Мне было интересно…

- Мне было не интересно…

- Я узнал….

12. Домашнее задание:

  1. Основное – ответить на вопросы в конце сказки. Выразительное чтение и пересказ.

  2. Творческое – придумайте жизненную ситуацию, которая могла бы привести к созданию подобной сказки. Вспомните историю создания сказки.

Заканчивая наш урок, мне хочется сказать:

"Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!".

Спасибо за урок!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Наталья Евгеньевна Угарова

Дата: 23.03.2021

Номер свидетельства: 576453

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект по литературному чтению, тема "В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"". "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-v-m-garshin-skazka-o-zhabie-i-rozie"
    ["file_id"] => string(6) "161798"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422276087"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства