kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по литературному чтению представлен в соответствии со всеми этапами урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы"»

Конспект урока по литературному чтению «Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы»

Цели урока: продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора; научить произносить скороговорки; формиро­вать умение различать малые жанры фольклора; развивать навыки коллективной работы, внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: карточки с потешками, колыбельными, скоро­говорками.

Ход урока

  1. Организационный момент

Есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь! (Звучит веселая музыка)

П. Проверка домашнего задания

Дети читают наизусть народные песни или песни собствен­ного сочинения.

III. Постановка цели урока

- Прочитайте эти слова снизу вверх. («Добры бобры идут в
боры».)

ы
ы ы р

р р то

б б у б

о о д

д б и в

  • Как называется такое предложение?

  • Попробуйте прочитать справа налево: НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК

  • Догадались что это такое? Ну конечно же, это скорого­ворки. Сегодня мы поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного творчества.

Чтение скороговорок с разной интонацией, с ускорением.

IV. Изучение нового материала

  • Какие еще скороговорки вы знаете? (Дети называют ско­роговорки, а учитель записывает их на доске.)

  • Как их надо читать? {Медленно по слогам, медленно сло­вами, а затем быстрее, еще быстрее, очень быстро, но правильно.)

Дети читают скороговорки на доске.

  • Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правиль­ной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)

  • Когда вы играете в салочки, как вы определяете, кто водит? (Считаемся.)

  • Какие считалки вы знаете?

На доске (графопроекторе, фланелеграфе, компьютере -в зависимости от технической оснащенности класса) стихо­творение:

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны в бабах

На пожар спешат. Учитель дает детям посмеяться и насладиться народным текстом.

  • Такие стихи называются небылицей.

  • Каким словом можно заменить слово «небылица»: фанта­зия, сказка, выдумка?

  • Распутайте путаницу. Какое настроение теперь у стихо­творения? (Никакое.)

  • Что пропало? (Смех, юмор, веселое настроение.)

  • Небылица придумана для веселья и смеха. Давайте про­читаем небылицу в учебнике.

Чтение небылицы в учебнике на с. 23.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление знаний

- Сейчас я раздам вам карточки, а вы будете определять,
к каким жанрам устного народного творчества относятся
эти произведения. Посоветуйтесь в группах и прочитайте
нам выразительно.

Карточки раздаются по одной на парту или на 4 человека. После 2-3-минутной подготовки дети читают свои карточки:



1.

От топота копыт Пыль по полю летит.

  1. Солнышко-ведрышко! Прогляни, посвети!

  2. На веточку зеленую,

  3. На яблоньку высокую, На грушицу кудрявую, Березку кучерявую!


2.

Рыбу ловил рыболов;

В реку уплыл весь улов.


3.

Ехали мы, ехали

В город за орехами,


4.

Маленькая болтунья Молоко болтала, болтала, Да не выболтала.

10. По кочкам, по кочкам, Да в ямку бух! Раздавили сорок мух!


5.

Потягунюшки, порастянюшки! Роток-говорунюшки,

Руки-хватунюшки,

Ноги-ходунюшки.


-

6.

Дождик, дождик посильней, Чтобы было веселей.

Мои гуси дома,

Не боятся грома.

  1. Ходит сон по горе,

  2. Носит дрему в рукаве,

  3. Всем детишкам продает, Нашей Гале так дает.


7.

Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть -Тихими шагами

Волк старался переплыть Миску с пирогами.

  1. Люлю, люлю, баиньки, В огороде заиньки. Зайки травку едят,

  2. Ване спать велят.

  3. Люлю, люлю, бай-бай, Поскорее засыпай.

  4. Уж я по воду пойду, Заек чаем напою.


8.

Из.-за леса, из-за гор Ехал дедушка Егор,

Он на пегой на телеге, На скрипучей лошади, Топорищем подпоясан, Сапоги нараспашку,

На босу ногу тулуп.

14. Конь ретивый, долгогривый ; Скачет полем, скачет нивой. Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет.


15. Катилось яблоко мимо сада. Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет.



VII. Итог урока

  • С какими жанрами устного народного творчества мы се­годня познакомились?

  • Что больше всего понравилось и запомнилось?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение потешек и прибауток нас. 20—21.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы"

Автор: Ульянова Мария Валерьевна

Дата: 21.09.2022

Номер свидетельства: 613478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока "Понятие о фольклоре" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-poniatiie-o-fol-klorie"
    ["file_id"] => string(6) "116918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412655879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства