kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе А. С. Пушкин «Станционный смотритель» - изображение «маленького человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе А. С. Пушкин «Станционный смотритель» - изображение «маленького человека»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе А. С. Пушкин «Станционный смотритель» - изображение «маленького человека»»

Тема урока: А. С. Пушкин «Станционный смотритель»- изображение «маленького человека».

Цели:

  1. Образовательные:

-познакомить школьников с содержанием повести, понятием «маленький человек» в литературе;

-раскрыть идейно – художественное своеобразие повести;

-обучение анализу художественного произведения;

-добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

-развивать умение учащихся работать с текстом;

-развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

-развивать умение давать характеристику действующим лицам;

-ввести термины: нравственность, проблема, легкомысленный, безответственный

  1. Развивающие и коррекционные:

-развивать речь учащихся, ввести термины: нравственность, нравственный, безнравственный

-развитие логического мышления;

-развитие речевой деятельности- самостоятельных связанных высказываний в устной форме;

-следить за произношением учащихся;

-развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  1. Воспитательные

-воспитание гуманного отношения к людям, уважительного отношения к родителям, бережного отношения к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока: урок – размышление.

Основные понятия урока: повесть, тема, проблема, сюжет, притча. Образ «маленького человека».

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.

Оборудование: экран, компьютер, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность. Эмоциональный настрой.)

Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Слово учителя:

- Ребята, я предлагаю вам совершить заочное путешествие на тройке коней, как во времена А. С. Пушкина, по просторам нашей родины. Как известно, Пушкин много путешествовал. Около 34 тыс. верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить.

- Вот и мы, после долгого путешествия, остановились на почтовой станции.

(Слайд) Перед учащимися появляется портрет А. С. Пушкина и иллюстрации, отражающие почтовые станции).

- А вы знаете, что такое почтовые станции? (Почтовая станция (ранее в России также называлась почтовым станом) — в прошлом почтовое учреждение в России и ряде других стран, где отдыхали проезжающие (пассажиры), меняли почтовых лошадей и другие средства передвижения и где производился обмен почтой между почтарями. В более ранние времена, соответствующие скорой ямской гоньбе, такое место называлось ямом).

Определение учащимися (самостоятельно) темы и целей урока.

- О каком произведении мы сегодня будем говорить? Как вы догадались?

- Речь пойдет о повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», которая вошла в цикл «Повести Белкина».

Тема нашего урока: (Слайд) «Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека»

Учащиеся записывают в тетради тему урока

2.Целеполагание.

Учитель:

- Обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения повести, на какие вопросы ответить?

(Кто такой «маленький человек»? Кто из героев повести воплотил в себе образ маленького человека? )

Это вопросы, на которые мы должны дать ответы в ходе рассмотрения повести.

3.Открытие нового знания. Анализ повести

Учитель: - Вспомним, что такое повесть? (Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни).

Учитель:

- Данная повесть актуальна, привлекательна и очень интересна. В 1972 году режиссер Сергей Соловьев снял фильм по этому произведению.

(Слайд) Уникальный факт: в деревне Выра Ленинградской области находится первый в нашей стране музей художественного героя «Домик станционного смотрителя». Открыт он в 1972 году. Не менее тринадцати раз на Вырской почтовой станции бывал А.С.Пушкин, и народное предание связано с повестью «Станционный смотритель».

Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.

Историческая справка: во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащих, кто отвечал за эту работу, называли станционными смотрителями.

«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Написано произведение осенью 1830 года (14 сентября) в Болдино. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно».

Повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С.Пушкина. В ней изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком».

- Запишите в тетрадь, понятие «маленький человек» в литературе, чуть позже мы дадим ему определение.

- С чего начинается повесть? (На далекой станции, на почтовом тракте в российской глубинке жил станционный смотритель Самсон Вырин).

- Кто такие смотрители? Что это за люди? Каково их положение?

( Повесть начинается с сообщения о профессии станционного смотрителя Смотритель: (офиц. дореволюц.). Должностное лицо, которому поручено заведывание чем-н., надзор, присмотр, наблюдение за чем-н.).

Работа над текстом в группах

Словарная работа.

1.Запишите ключевые слова, характеризующие смотрителей.

(«сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые»).

2. Выпишите устаревшие слова и выражения.

Устаревшие слова и выражения

Коллежский регистратор - чиновник низшего класса.

Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси

Фельдъегерь - правительственный курьер.

Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.

На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.

Прогоны - плата за пользование лошадьми.

- Каждая повесть рассказана Ивану Петровичу Белкину, он выступает в качестве писателя, но авторство «Повестей…» принадлежит А.С.Пушкину.

- Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя? (Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности).

- Кто выступает повествователем в повести «Станционный смотритель»?

(Мелкий чиновник. Повествователь — тот, кто повествует о событиях в эпическом литературном произведении (эпическое произведение), он является посредником между миром героев и читателем (читатель).

- Через повествователя мы узнаём об авторской позиции. (Авторская позиция—это отношение автора к своим героям).

- Как автор относится к главному герою?

(сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика)

- А в чём трагедия Самсона Вырина?

- Назовите главных героев повести?

- Вернемся к вашим записям, которые характеризуют смотрителей. (Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые»).

- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?

- Каким мы увидели его впервые? (С.99)

- Найдите в повести другой портрет этого героя (с.100).

Записи в тетрадях:

(Слайд)1 встреча 2 встреча

свежий седина

бодрый морщины

мужчина небритое лицо

сгорбленная спина

хилый старик


- Каким термином мы назовем прием подобного противопоставления? (Антитеза)

Запись понятия «антитеза».

- Чем были вызваны эти перемены?

- Какие качества в характере Вырина вам понравились? (Робкий, слабый, забитый, беспомощный, униженный, бесправный, но нежный и любящий, с чувством собственного достоинства это вызывает уважение).

- Найдите в повести эпизод, который подтверждает, что униженный и бесправный человек не потерял чувства собственного достоинства (с.105).

- Бедный человек выбрасывает деньги, которыми Минский пытается от него откупиться.

(Слайд)- А теперь посмотрите на иллюстрацию «Станционный смотритель». Самсон Вырин в доме Минского. Художник М.Добужинский. 1905 г.

- Какой эпизод изобразил художник?

- Сумел ли он передать чувства героя?

- Можно ли, глядя на иллюстрацию, сказать, что перед нами робкий, неуверенный человек?

- Какие чувства вызывает он у вас? (Сочувствие, жалость, сострадание.)

- Сделайте вывод. Какой тип литературного героя мы называем «маленьким человеком»?

Учитель вводит понятие «маленький человек». Учащиеся записывают определение в тетрадь.

(Слайд) Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

- Можно ли Вырина назвать «маленьким» человеком?

- Переходим к образу другого героя – его дочери.

- Подготовьте устный рассказ «Портрет Дуни».

-Какую роль играла Дуня в жизни Вырина?

-Подтвердите цитатами. СМОТРЕТЬ ПО ВРЕМЕНИ!!!

5. Рефлексивный этап.

- Попробуйте написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к родителям?» Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним особенности жанра «поучение». (Содержит вступление – обращение, устанавливаются правила жизни, используются глаголы повелительного наклонения, присутствует убедительный тон повествования).

Зачитывание поучений 1-2 уч-ся.

6 Итог урока.

- Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

- Что вы унесете сегодня с урока?

- Над чем задумались?

- Каким высказыванием вы бы закончили урок:

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)

«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)

- Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.

Оцениваю работу учащихся на уроке.

6. Домашнее задание: напишите рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Коняшкина Марина Владимировна

Дата: 15.11.2020

Номер свидетельства: 563419

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Конспект урока: Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-znachieniie-motiva-ievanghiel-skoi-pritchi-o-bludnom-synie-v-poviesti-stantsionnyi-smotritiel-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "127435"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415300831"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства