kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе 7 класс Тема: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:формирование толлерантного отношения друг к другу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе 7 класс Тема: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».»

               Конспект урока по литературе

7 класс

Тема: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа». 

Цель: формировать универсальные учебные действия, используя прием чтения с остановками рассказа «Бумажная победа» Л. Улицкой, убедить учащихся в необходимости толерантного отношения друг к другу. 

Задачи урока: 

Обучающие: 

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора: Л. Улицкой; 

- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и понять авторский замысел произведения; 

- учить анализировать текст на примере рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа» 

Развивающие: 

- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь; 

- развивать самостоятельную деятельность; 

- развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы; 

- развивать умение оценивать художественное произведение; 

- развивать критическое мышление у учащихся. 

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к чтению; 

- формировать умения работать в коллективе; 

- уметь четко и логично излагать свою точку зрения. 

- воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом.

Формы работы с учащимися: фронтальная. 

Используемая технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо. 

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, заполнение двухчастного дневника, опережающее задание. 

Оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику), использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии. 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемый результат: 

Предметные умения: 

- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам; 

- отвечать на вопросы по содержанию произведения; 

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев; 

- самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. 

Личностные УУД: 

- уметь интерпретировать текст; 

- высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией;

- уметь анализировать характеры и поступки героев; 

- анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения. 

Регулятивные УУД: 

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение;

- осуществлять самопроверку. 

Познавательные УУД: 

- учиться основам смыслового чтения художественного произведения; 

- уметь выделять существенную информацию; 

- уметь осуществлять сравнение; 

- прогнозировать содержание художественного произведения;

- формулировать проблему, обозначенную автором произведения. 

Коммуникативные УУД: 

- слушать своего одноклассника и обосновывать свое мнение; 

- выражать свои мысли и идеи.



ХОД УРОКА

  1. Организационный этап. Психологический настрой.

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

-Добрый день! - тебе сказали.

-Добрый день! - ответил ты.


  1. Мотивация учебной деятельности. Стадия вызова.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, значение слова победа. Какое для вас лично значение имеет это слово? Были ли в вашей жизни случаи, когда вы считались победителем?

- В толковом словаре С.И. Ожегова даны следующие значения к слову «победа»:

Победа. 1. Успех в битве, войне, полное поражение противника. 2. Успех в борьбе за что-нибудь, осуществление, достижение чего-нибудь.

- Подберите определения к слову «победа». (Первая, долгожданная, неожиданная, необходимая, золотая, безоговорочная, желанная и т.д.)- запись на доске

- Победа в войне! Много книг написано о войне и о послевоенном времени. Ребята, вспомните, пожалуйста, произведение, в котором рассказывается о тяжелой жизни после войны. То, что вы читали летом.

Учащиеся: Валентин Григорьевич Распутин «Уроки французского».

- Сегодня мы познакомимся с Людмилой Евгеньевной Улицкой, современной российской писательницей. Людмила Улицкая родилась 23 февраля 1943 года. С 1989 г. по 2000 г. она создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа». 


- С рассказом «Бумажная победа» нам и предстоит сегодня познакомиться. Тема урока записана на доске. А вам надо будет предположить: какую проблему автор поднимает в своем рассказе?

Проблема____________________________ по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа» (На доске записана часть проблемы, которую учащиеся должны вывести в конце урока самостоятельно). 


- Обратите внимание на словосочетание «Бумажная победа». Такого определения у нас с вами нет.

- Предположите, о чем может идти речь. О чем это произведение, как вы думаете? 


  1. Изучение нового материала.

- Ребята, читать текст мы будем с остановками, по частям.


Л.Е. Улицкая рассказ «Бумажная победа» 

Часть 1. 

Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли 
скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья…. 

.Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным 
человеком. 


- Каково настроение этого эпизода? (Настроение мрачное. Это передается и через описание природы, и через описание главного героя)

- Почему главный герой был «несчастным человеком»? 

Продолжаем знакомство с героем, чтение 2 части. 


Часть 2. 

Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, 
в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом 
шарфе, обмотанном вокруг шеи… 

- Я думаю, надо…


- Какие чувства вызывает у вас герой произведения Геня Пираплетчиков? (Его искренне жаль. Он такой несчастный, его никто не принимает, все ребята над ним издеваются: обзывают его, кидаются в него грязью).

- Какое чувство испытывает сам Геня, когда слышит в свой адрес стишок «Геня хромой, сопли рекой!»? (страх, обиду, ему хотелось быстрее убежать) 

- Из представленных на доске слов выберете те, которые характеризуют состояние главного героя, и расположите их в левой части доски. (Страх, обида, унижение, неприязнь, вражда)

- Ребята, а приходилось ли и вам испытывать такие чувства?

- Кто приходил к вам на помощь, кто поддерживал вас в трудную минуту?

- Как вы думаете? Сможет ли Гене кто-нибудь помочь выйти из сложившейся ситуации? 

А теперь узнаем, подтвердились ли ваши предположения? Читаем часть 3. 


Часть 3. 

- Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,- 
ответила мать… 

. - Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться. 


- Что вы скажите о таком решении мамы?

- Как вы думаете, ребята к нему придут на день рождения? 

Узнаем, о чем повествует часть 4. 


Часть 4. 

Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра… 

Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода 
гостей.
 

- Какие чувства испытывает Геня, во время ожидания гостей? Чего он стесняется и почему? (мама талантливая пианистка, дома было пианино, в семье читали книги, потому что в комнате находился книжный шкаф, портрет немецкого композитора Бетховена, а сам Геня был мастером бумажного искусства) 

Продолжаем чтение с остановками. 


Часть 5. 

Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой…. 

. Мать кончила играть. 


- Мы не должны забывать, что время описанное Людмилой Улицкой – это послевоенное время, 1949 год. Какое оно было? (Трудное, голодное) 

- Опишите ребят, которые пришли к Гене в гости. (одеты плохо, на столе самая простая еда, ребята набросились на конфеты). 

- Какое открытие сделали ребята на дне рождении? (Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже) 

- Почему это их так удивило? (Потому что никто из них не умел играть, и, наверное, ни у кого не было такого инструмента) 

- Послушайте композицию.  Сядьте, пожалуйста, поудобнее, можете закрыть глаза, представьте, что вы в гостях у Гени. (звучит музыкальная композиция про сурка)

- Что вы почувствовали? Как гости слушали музыку? Зачитайте цитаты. (…сидели тихо, никто не смеялся; все слушают и смотрят на сильно разбегающиеся руки; сестрички завороженно смотрят; двенадцать человек сидят в полном молчании) 

- Как вы думаете, какое открытие еще ожидает Гениных гостей? Можно предположить по названию рассказа? 

- Что нам раскроет 6 часть. 


Часть 6.

- Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите 
играть?.... 

. Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки... 


- Какое же открытие ожидало гостей? 

- Как изменилось отношение ребят к Гене?

- Что чувствовал главный герой? (Понимание, счастье, доброта, восхищение, радость).

- Оставшиеся слова, расположенные на доске, перенесите на правую сторону.

- Посмотрите на эти слова и скажите, в каком мире лучше жить? Там где царствует…


  1. Подведение итогов. Рефлексия

- А теперь вспомним название рассказа. Почему он так называется? Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая? Обсуждение проблемы. 


- С помощью чего Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. (С помощью бумаги, таланта и добра мамы)

- Над чем была одержана «Бумажная победа»? (Над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью)

- Людмила Улицкая активно занимается развитием толерантности среди молодежи. О своей работе в Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой» она говорит так: « Я не возлагаю больших надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию».

- Вспомним, что такое толерантность.

Толера́нтность — терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям.


- Так какая же проблема раскрывается в рассказе «Бумажная победа»? (Проблема толерантного отношения друг другу.) (Учитель дописывает проблему на доске.)


- Что вам больше всего понравилось в рассказе? 

- А Геня действительно талантлив или, как он сам считал, у него “чепуховый талант”?

- Давайте и мы попробуем приобщиться к искусству оригами и что-нибудь смастерим сами. Мы с вами сделаем кораблик.

- Сделайте оригами и напишите на своей работе одним словом ваше впечатление об уроке.


- А закончить наш урок мне бы хотелось словами Молитвы о встрече:

- Я пришел в этот мир

- не для того, чтобы оправдать твои надежды,

- не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

- не для того, чтобы, соответствовать твоим ожиданиям.

- И ты пришел в этот мир

- не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

- не для того, чтобы отвечать моим интересам,

- не для того, чтобы оправдать мои надежды.

- Потому что я – это я, а ты – это ты.

- Но если мы встретились и приняли друг друга – это прекрасно!


- Спасибо за работу!


  1. Домашнее задание:

Заполнение двухчастного дневника.


Цитата

Мое отношение к ситуации

1.Геня вздрогнул-брызги тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину… Вдогонку, как звонкое копьё, летел самодельный стишок:

-Генька хромой, сопли рекой!


2.-Я думаю надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, - ответила мать.


3.Сестрички завороженно смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.


4.Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили…Он был счастлив.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Медведева Татьяна Викторовна

Дата: 05.09.2019

Номер свидетельства: 519117

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) ""Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды". По рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа" "
    ["seo_title"] => string(97) "on-nie-chuvstvoval-ni-strakha-ni-niepriiazni-ni-vrazhdy-po-rasskazu-l-ulitskoi-bumazhnaia-pobieda"
    ["file_id"] => string(6) "147644"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419441240"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства