Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе 7 класс Тема: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».»
Конспект урока по литературе
7 класс
Тема: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».
Цель: формировать универсальные учебные действия, используя прием чтения с остановками рассказа «Бумажная победа» Л. Улицкой, убедить учащихся в необходимости толерантного отношения друг к другу.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора: Л. Улицкой;
- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и понять авторский замысел произведения;
- учить анализировать текст на примере рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа»
Развивающие:
- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь;
- развивать самостоятельную деятельность;
- развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- уметь четко и логично излагать свою точку зрения.
- воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом.
Формы работы с учащимися: фронтальная.
Используемая технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, заполнение двухчастного дневника, опережающее задание.
Оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику), использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемый результат:
Предметные умения:
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев;
- самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Личностные УУД:
- уметь интерпретировать текст;
- высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией;
- уметь анализировать характеры и поступки героев;
- анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения.
Регулятивные УУД:
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение;
- осуществлять самопроверку.
Познавательные УУД:
- учиться основам смыслового чтения художественного произведения;
- уметь выделять существенную информацию;
- уметь осуществлять сравнение;
- прогнозировать содержание художественного произведения;
- формулировать проблему, обозначенную автором произведения.
Коммуникативные УУД:
- слушать своего одноклассника и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
ХОД УРОКА
Организационный этап. Психологический настрой.
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
-Добрый день! - тебе сказали.
-Добрый день! - ответил ты.
Мотивация учебной деятельности. Стадия вызова.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, значение слова победа. Какое для вас лично значение имеет это слово? Были ли в вашей жизни случаи, когда вы считались победителем?
- В толковом словаре С.И. Ожегова даны следующие значения к слову «победа»:
Победа. 1. Успех в битве, войне, полное поражение противника. 2. Успех в борьбе за что-нибудь, осуществление, достижение чего-нибудь.
- Подберите определения к слову «победа». (Первая, долгожданная, неожиданная, необходимая, золотая, безоговорочная, желанная и т.д.)- запись на доске
- Победа в войне! Много книг написано о войне и о послевоенном времени. Ребята, вспомните, пожалуйста, произведение, в котором рассказывается о тяжелой жизни после войны. То, что вы читали летом.
- Сегодня мы познакомимся с Людмилой Евгеньевной Улицкой, современной российской писательницей. Людмила Улицкая родилась 23 февраля 1943 года. С 1989 г. по 2000 г. она создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».
- С рассказом «Бумажная победа» нам и предстоит сегодня познакомиться. Тема урока записана на доске. А вам надо будет предположить: какую проблему автор поднимает в своем рассказе?
Проблема____________________________ по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа» (На доске записана часть проблемы, которую учащиеся должны вывести в конце урока самостоятельно).
- Обратите внимание на словосочетание «Бумажная победа». Такого определения у нас с вами нет.
- Предположите, о чем может идти речь. О чем это произведение, как вы думаете?
Изучение нового материала.
- Ребята, читать текст мы будем с остановками, по частям.
Л.Е. Улицкая рассказ «Бумажная победа»
Часть 1.
Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья….
….Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
- Каково настроение этого эпизода? (Настроение мрачное. Это передается и через описание природы, и через описание главного героя)
- Почему главный герой был «несчастным человеком»?
Продолжаем знакомство с героем, чтение 2 части.
Часть 2.
Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи…
… - Я думаю, надо…
- Какие чувства вызывает у вас герой произведения Геня Пираплетчиков? (Его искренне жаль. Он такой несчастный, его никто не принимает, все ребята над ним издеваются: обзывают его, кидаются в него грязью).
- Какое чувство испытывает сам Геня, когда слышит в свой адрес стишок «Геня хромой, сопли рекой!»? (страх, обиду, ему хотелось быстрее убежать)
- Из представленных на доске слов выберете те, которые характеризуют состояние главного героя, и расположите их в левой части доски. (Страх, обида, унижение, неприязнь, вражда)
- Ребята, а приходилось ли и вам испытывать такие чувства?
- Кто приходил к вам на помощь, кто поддерживал вас в трудную минуту?
- Как вы думаете? Сможет ли Гене кто-нибудь помочь выйти из сложившейся ситуации?
А теперь узнаем, подтвердились ли ваши предположения? Читаем часть 3.
Часть 3.
- Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,- ответила мать…
…. - Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, онпонял, что ему не отвертеться.
- Что вы скажите о таком решении мамы?
- Как вы думаете, ребята к нему придут на день рождения?
Узнаем, о чем повествует часть 4.
Часть 4.
Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра…
… Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей.
- Какие чувства испытывает Геня, во время ожидания гостей? Чего он стесняется и почему? (мама талантливая пианистка, дома было пианино, в семье читали книги, потому что в комнате находился книжный шкаф, портрет немецкого композитора Бетховена, а сам Геня был мастером бумажного искусства)
Продолжаем чтение с остановками.
Часть 5.
Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой….
…. Мать кончила играть.
- Мы не должны забывать, что время описанное Людмилой Улицкой – это послевоенное время, 1949 год. Какое оно было? (Трудное, голодное)
- Опишите ребят, которые пришли к Гене в гости. (одеты плохо, на столе самая простая еда, ребята набросились на конфеты).
- Какое открытие сделали ребята на дне рождении? (Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже)
- Почему это их так удивило? (Потому что никто из них не умел играть, и, наверное, ни у кого не было такого инструмента)
- Послушайте композицию. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, можете закрыть глаза, представьте, что вы в гостях у Гени. (звучит музыкальная композиция про сурка)
- Что вы почувствовали? Как гости слушали музыку? Зачитайте цитаты. (…сидели тихо, никто не смеялся; все слушают и смотрят на сильно разбегающиеся руки; сестрички завороженно смотрят; двенадцать человек сидят в полном молчании)
- Как вы думаете, какое открытие еще ожидает Гениных гостей? Можно предположить по названию рассказа?
- Что нам раскроет 6 часть.
Часть 6.
- Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите играть?....
- Что чувствовал главный герой? (Понимание, счастье, доброта, восхищение, радость).
- Оставшиеся слова, расположенные на доске, перенесите на правую сторону.
- Посмотрите на эти слова и скажите, в каком мире лучше жить? Там где царствует…
Подведение итогов. Рефлексия
- А теперь вспомним название рассказа. Почему он так называется? Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая? Обсуждение проблемы.
- С помощью чего Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. (С помощью бумаги, таланта и добра мамы)
- Над чем была одержана «Бумажная победа»? (Над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью)
- Людмила Улицкая активно занимается развитием толерантности среди молодежи. О своей работе в Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой» она говорит так: « Я не возлагаю больших надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию».
- Вспомним, что такое толерантность.
Толера́нтность — терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям.
- Так какая же проблема раскрывается в рассказе «Бумажная победа»? (Проблема толерантного отношения друг другу.) (Учитель дописывает проблему на доске.)
- Что вам больше всего понравилось в рассказе?
- А Геня действительно талантлив или, как он сам считал, у него “чепуховый талант”?
- Давайте и мы попробуем приобщиться к искусству оригами и что-нибудь смастерим сами. Мы с вами сделаем кораблик.
- Сделайте оригами и напишите на своей работе одним словом ваше впечатление об уроке.
- А закончить наш урок мне бы хотелось словами Молитвы о встрече:
- Я пришел в этот мир
- не для того, чтобы оправдать твои надежды,
- не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
- не для того, чтобы, соответствовать твоим ожиданиям.
- И ты пришел в этот мир
- не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
- не для того, чтобы отвечать моим интересам,
- не для того, чтобы оправдать мои надежды.
- Потому что я – это я, а ты – это ты.
- Но если мы встретились и приняли друг друга – это прекрасно!
- Спасибо за работу!
Домашнее задание:
Заполнение двухчастного дневника.
Цитата
Мое отношение к ситуации
1.Геня вздрогнул-брызги тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину… Вдогонку, как звонкое копьё, летел самодельный стишок:
-Генька хромой, сопли рекой!
2.-Я думаю надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, - ответила мать.
3.Сестрички завороженно смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.
4.Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили…Он был счастлив.