kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Петр Гринев и Маша Миронова. Долг, честь и совесть в повести

Нажмите, чтобы узнать подробности

охарактеризовать образы Петра Гринева, Маши Мироновой, семьи Мироновых, раскрыть взаимоотношения влюбленных героев, развивать речь учащихся, воспитание нравственных качеств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Петр Гринев и Маша Миронова. Долг, честь и совесть в повести»

Тема: Петр Гринев и Маша Миронова. Свобода, честь, долг в повести

Цель: охарактеризовать образы Петра Гринева, Маши Мироновой, семьи Мироновых, раскрыть взаимоотношения влюбленных героев, развивать речь учащихся, воспитание нравственных качеств.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Изучение нового материала

3.1 Вступительная беседа

-Вспомните, пожалуйста, наш первый урок по повести. Какую сюжетную линию мы с вами рассмотрели? (Становление Петра Гринева, его взросление)

-На прошлом уроке мы с вами сравнивали Гринева и Швабрина. Что объединяет этих героев? (происхождение, молодость, служба, любовь к Маше Мироновой)

-Как относятся окружающие к Гриневу и Швабрину? (К Гриневу обитатели Белогорской крепости относятся хорошо. Комендант и его жена принимают героя в семью, воспринимают его как сына, Василиса Егоровна дает наставления… Швабрина не любили за его озлобленность, эгоизм, лицемерие)

-Как автор относится к героям? (сочувствует к Гриневу, сопереживает, а Швабрина осуждает и порицает)

-Какие чувства вызывают у вас Гринев и Швабрин?

3.2 Викторина

«ФАКТЫ»

1) Какое историческое событие положено в основу повести «Капитанская дочка»? (В основу повести "Капитанская дочка" положены события, связанные с народным восстанием (крестьянской войной) 1773-1775 годов (движущей силой, которого были донские казаки) под предводительством Емельяна Пугачева)

2) С какой целью А.С. Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта? (опрашивал очевидцев, свидетелей крестьянской войны, записывал рассказы, предания, песни)

«УЗНАЙ ГЕРОЯ»

1 «Был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен» (Швабрин)

2 «Жил недорослем, гоняя по крышам голубей и играя в чехарду» (Петруша Гринев)

3 «… в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. С тех пор жил в своей Симбирской деревне, где и женился» (Андрей Петрович Гринев)

4 «В отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию» (Француз Бопре)

«ПОРТРЕТЫ»

  1. «…ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» (Алексей Швабрин).

  2. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели» (Маша Миронова)

  3. «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали» (Пугачев)

-Итак, кто становится «яблоком раздора» в отношениях Гринева и Швабрина? (Мария Миронова)

-Как вы думаете, какое чувство лучше всего раскрывает человека? (Любовь. Она побуждает людей быть лучше)

-А теперь предположите, о чем и о ком мы будем говорить на уроке? (О М. Мироновой, об их взаимоотношениях с Гриневым)

-Правильно. А еще мы обязательно поговорим о верности и преданности героев и о том, что эти качества воспитываются в семье. А теперь обратимся к тексту.

4 Изучение нового материала

4.1 Беседа по прочитанным главам

-Много ли внимания автор уделяет описанию внешности Маши Мироновой? Почему?

-Каким было первое впечатление Гринева о Маше? (она ему не очень понравилась)

-Какие качества проявляются в характере Марии Мироновой в период мирной жизни в крепости? Как меняет героиню любовь к Петру Гриневу? (В самом начале Маша застенчивая и скромная, молчаливая, по словам Василисы Егоровны, трусиха. Любовь делает Марию нежной, заботливой, придает ей твердости духа)

-Как относятся к Маше окружающие? Каково авторское отношение? (чувствуется, что автор очень любит свою героиню)

-Какие качества характера проявляет Маша в главах «Осада города» и «Сирота»? (героиня демонстрирует стойкость, смелость, мужество и верность)

-Что можно сказать о героине в эпизоде, рассказывающем о ее встрече с императрицей Екатериной 2? (Мария Миронова решительна, находчивая, умна)

4.2 Чтение по ролям

С. 139-140 (Диалог Маши и императрицы)

-Итак, мы с вами, увидели, как меняется героиня в зависимости от обстоятельств. Вспомните героиню в самом начале повести. Меняется ли Маша нравственно (духовно)? (Меняется, становится сильнее, духовно растет, ради спасения любимого человека она готова преодолеть себя)

4.3 Самостоятельная работа учащихся. Заполнение таблицы

-Влияет ли семья на формирование характера человека? (Маша проявляет лучшие качества, т.к. видела подобные ситуации в семье)

-Можем ли мы это сказать и о семье Петра Гринева? (Гринев с детства видел добрые отношения между родителями. Честность и порядочность отца стали для героя примером, ориентиром в жизни)

-Сейчас вы охарактеризуете семьи Мироновых и Гриневых, определите взаимоотношения между супругами, их отношение к детям. Проследите, как семья влияет на формирование характера человека (Маша Миронова и Петр Гринев, их отношения) Наблюдения отразите в таблице.

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИНЕВЫХ И МИРОНОВЫХ

Сопоставление

Гриневы

Мироновы

Положение. Образование и воспитание, занятия и интересы



Отношения между супругами



Отношение к детям



Личные качества



Отношение автора



-Что объединяет семьи героев? (в обоих семьях супруги относятся друг к другу с теплотой и любовь, дополняют друг друга; отношения в семье добрые и искренны, простые; детей своих любят, хотят дать им то, что необходимо хорошему и порядочному человеку)

5 Подведение итогов урока

-А теперь скажите, почему повесть о восстании Пугачева называется «Капитанская дочка»

-Что объединяет Петра Гринева и Машу Миронову?

6 Рефлексия

На уроке работал активно (пассивно).

Своей работой на уроке я доволен (не доволен).

Урок для меня показался коротким (длинным).

За урок я устал (не устал).

Мое настроение стало лучше (хуже).

Материал урока мне был понятен (не понятен), полезен.

7 Д.З.

А) Творческий пересказ от лица Маши Мироновой о встрече с Екатериной 2 (по желанию)

Б) Выучить отрывок наизусть


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока Петр Гринев и Маша Миронова. Долг, честь и совесть в повести

Автор: Захаренко Виктория Леонидовна

Дата: 01.10.2021

Номер свидетельства: 587887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока литературы "Нравственное становление Петра Гринёва" ( по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(115) "konspiekt-uroka-litieratury-nravstviennoie-stanovlieniie-pietra-griniova-po-romanu-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "189075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426796236"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства