Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Петр Гринев и Маша Миронова. Долг, честь и совесть в повести»
Тема: Петр Гринев и Маша Миронова. Свобода, честь, долг в повести
Цель: охарактеризовать образы Петра Гринева, Маши Мироновой, семьи Мироновых, раскрыть взаимоотношения влюбленных героев, развивать речь учащихся, воспитание нравственных качеств.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
3 Изучение нового материала
3.1 Вступительная беседа
-Вспомните, пожалуйста, наш первый урок по повести. Какую сюжетную линию мы с вами рассмотрели? (Становление Петра Гринева, его взросление)
-На прошлом уроке мы с вами сравнивали Гринева и Швабрина. Что объединяет этих героев?(происхождение, молодость, служба, любовь к Маше Мироновой)
-Как относятся окружающие к Гриневу и Швабрину? (К Гриневу обитатели Белогорской крепости относятся хорошо. Комендант и его жена принимают героя в семью, воспринимают его как сына, Василиса Егоровна дает наставления… Швабрина не любили за его озлобленность, эгоизм, лицемерие)
-Как автор относится к героям? (сочувствует к Гриневу, сопереживает, а Швабрина осуждает и порицает)
-Какие чувства вызывают у вас Гринев и Швабрин?
3.2 Викторина
«ФАКТЫ»
1) Какое историческое событие положено в основу повести «Капитанская дочка»? (В основу повести "Капитанская дочка" положены события, связанные с народным восстанием (крестьянской войной) 1773-1775 годов (движущей силой, которого были донские казаки) под предводительством Емельяна Пугачева)
2)С какой целью А.С. Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта? (опрашивал очевидцев, свидетелей крестьянской войны, записывал рассказы, предания, песни)
«УЗНАЙ ГЕРОЯ»
1 «Был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен» (Швабрин)
2 «Жил недорослем, гоняя по крышам голубей и играя в чехарду» (Петруша Гринев)
3 «… в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. С тех пор жил в своей Симбирской деревне, где и женился» (Андрей Петрович Гринев)
4 «В отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию» (Француз Бопре)
«ПОРТРЕТЫ»
«…ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» (Алексей Швабрин).
«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели» (Маша Миронова)
«Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали» (Пугачев)
-Итак, кто становится «яблоком раздора» в отношениях Гринева и Швабрина? (Мария Миронова)
-Как вы думаете, какое чувство лучше всего раскрывает человека? (Любовь. Она побуждает людей быть лучше)
-А теперь предположите, о чем и о ком мы будем говорить на уроке? (О М. Мироновой, об их взаимоотношениях с Гриневым)
-Правильно. А еще мы обязательно поговорим о верности и преданности героев и о том, что эти качества воспитываются в семье. А теперь обратимся к тексту.
4 Изучение нового материала
4.1 Беседа по прочитанным главам
-Много ли внимания автор уделяет описанию внешности Маши Мироновой? Почему?
-Каким было первое впечатление Гринева о Маше? (она ему не очень понравилась)
-Какие качества проявляются в характере Марии Мироновой в период мирной жизни в крепости? Как меняет героиню любовь к Петру Гриневу? (В самом начале Маша застенчивая и скромная, молчаливая, по словам Василисы Егоровны, трусиха. Любовь делает Марию нежной, заботливой, придает ей твердости духа)
-Как относятся к Маше окружающие? Каково авторское отношение? (чувствуется, что автор очень любит свою героиню)
-Какие качества характера проявляет Маша в главах «Осада города» и «Сирота»? (героиня демонстрирует стойкость, смелость, мужество и верность)
-Что можно сказать о героине в эпизоде, рассказывающем о ее встрече с императрицей Екатериной 2? (Мария Миронова решительна, находчивая, умна)
4.2 Чтение по ролям
С. 139-140 (Диалог Маши и императрицы)
-Итак, мы с вами, увидели, как меняется героиня в зависимости от обстоятельств. Вспомните героиню в самом начале повести. Меняется ли Маша нравственно (духовно)? (Меняется, становится сильнее, духовно растет, ради спасения любимого человека она готова преодолеть себя)
4.3 Самостоятельная работа учащихся. Заполнение таблицы
-Влияет ли семья на формирование характера человека? (Маша проявляет лучшие качества, т.к. видела подобные ситуации в семье)
-Можем ли мы это сказать и о семье Петра Гринева? (Гринев с детства видел добрые отношения между родителями. Честность и порядочность отца стали для героя примером, ориентиром в жизни)
-Сейчас вы охарактеризуете семьи Мироновых и Гриневых, определите взаимоотношения между супругами, их отношение к детям. Проследите, как семья влияет на формирование характера человека (Маша Миронова и Петр Гринев, их отношения) Наблюдения отразите в таблице.
СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИНЕВЫХ И МИРОНОВЫХ
Сопоставление
Гриневы
Мироновы
Положение. Образование и воспитание, занятия и интересы
Отношения между супругами
Отношение к детям
Личные качества
Отношение автора
-Что объединяет семьи героев? (в обоих семьях супруги относятся друг к другу с теплотой и любовь, дополняют друг друга; отношения в семье добрые и искренны, простые; детей своих любят, хотят дать им то, что необходимо хорошему и порядочному человеку)
5 Подведение итогов урока
-А теперь скажите, почему повесть о восстании Пугачева называется «Капитанская дочка»
-Что объединяет Петра Гринева и Машу Миронову?
6 Рефлексия
На уроке работал активно (пассивно).
Своей работой на уроке я доволен (не доволен).
Урок для меня показался коротким (длинным).
За урок я устал (не устал).
Мое настроение стало лучше (хуже).
Материал урока мне был понятен (не понятен), полезен.
7 Д.З.
А) Творческий пересказ от лица Маши Мироновой о встрече с Екатериной 2 (по желанию)