kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 9 классе по главе "Княжна Мэри" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен анализу главы "Княжна Мэри".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 9 классе по главе "Княжна Мэри" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"»

Анализ главы «Княжна Мэри»

Урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Цель урока : проанализировать главу, объяснить её кульминационное значение



Структура урока

История души человеческой,

хотя бы самой мелкой души,

едва ли не любопытнее и не полезнее
истории целого народа

М.Ю.Лермонтов

№п.п.

Деятельность учителя,

Деятельность учеников.

1

Вступительное слово учителя:

Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе


Реализм, как направление в литературе, имеет очень долгую
историю. Ещё Александр Сергеевич Пушкин изобразил сложный и противоречивый
характер Евгения Онегина, главного героя одноимённого романа в стихах. Великий
поэт показал, как влияет на Онегина окружающее его общество, как оно формирует
характер молодого человека. Михаил Юрьевич Лермонтов развивает эту традицию
Пушкина, но если Онегин изображён со стороны, о нём рассказывает автор, то Григорий
Александрович Печорин, главный герой романа Лермонтова, показан с разных точек
зрения, что намного усиливает глубину раскрытия его сложного характера. В этом
смысле Лермонтов был новатором. Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа «Герой нашего времени»
как изображение всего поколения. Он подчёркивал, что «история души
человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее
истории целого народа». Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не
мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно
поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина.


2

Проверка домашнего задания:

Во второй повес ти, где действие происходит уже через пять лет, мы застаём главного героя на его пути в Персию. Здесь уже о нём рассказывает странствующий офицер, человек, безусловно, образованный и относящийся к тому же кругу, что и сам Печорин. С его помощью мы получаем довольно подробный портрет.

- Какую портретную характеристику даёт повествователь герою?

портрет
Григория Александровича с некоторыми психологическими замечаниями. Автор рисует
фигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу, черты лица молодого человека,
уделяя особое внимание описанию глаз, которые «не смеялись, когда он смеялся!..
Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Портрет
настолько красноречив, что перед нами встаёт зримый образ человека, много
пережившего и опустошённого.

3.

Анализ восприятия прочитанного .

-Почему, прекрасно зная, что штабс-капитан ждёт его на ужин,
Печорин не пришёл?

-Почему он сухо подал руку старику, когда тот готов был броситься ему на шею?

- Почему даже не поговорил с бывшим приятелем?

- Но зачем ему это?.

- Так зачем же?

Однако ответа на
эти вопросы здесь мы найти не можем. Познакомившись с Григорием Александровичем Печориным из
рассказов других людей, мы понимаем, что имеем больше вопросов, чем ответов.

Вновь ворошить давно прожитое, вспоминать жизнь в крепости, Бэлу, он не
хотел. Дружеских чувств к старику (как, впрочем, и к кому-нибудь другому) не
испытывал.


Повесть эта разжигает наше любопытство к главному герою,
порождает вопросы о причинах формирования такого характера.

4

Анализ главы «Княжна Мэри».(комментированное чтение)

Теперь-то пришла пора узнать главного героя изнутри. Так перейдём же к
дневнику, или журналу, самого Печорина! Дневник этот представляет из себя
большую ценность, так как является «следствием наблюдений ума зрелого над самим собою». И действительно, далеко не каждый сможет раскрыть себя, свой внутренний мир с такой же откровенностью и полнотой, как это сделал Печорин. И в этом величайшее достоинство дневника молодого человека. Первая повесть журнала Печорина, «Тамань», является романтической по характеру. Здесь описывается история, приключившаяся с ним во время пути на Кавказ. И уже в этой повести становится явным одно из основных качеств, свойственных этому человеку,
- любопытство. Именно оно помогло главному герою разгадать тайну прекрасной
ундины, разрушив при этом «мирный круг честных контрабандистов». Однако сам
Печорин от этого глубоко расстроен. «Зачем?»- задаёт он себе вопрос и не
находит на него ответа.

Следующая повесть («Княжна Мери») даёт ответы на большинство поставленных нами вопросов.


5

Чтение и анализ главы « Княжна Мэри»

-почему деятельный Печорин любуется пейзажем и с такой любовью описывает его?

Печорин баёт точные и меткие характеристики людям на водах. Как это характеризует Печорина?



На водах Печорин впервые изображается в толпе людей. Есть ли у него друзья?

-почему Печорина раздражает Грушницкий?

молодой человек
в душе поэт


характеризует его как человека наблюдательного, умного, хорошо разбирающегося в людях
Да,
он мечтает о славе, об офицерских эполетах, но ведь кто об этом не мечтает в
столь молодые годы? Да, он наивный, недалёкий человек, но и это ему можно
простить. То, с чем Печорин не может примириться, - это его некоторая похожесть
на этого глупого юнца. Григорий Печорин
действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для
юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш
герой не выносит.

6.

-Почему, на ваш взгляд, Печорин сошелся с Вернером?














- можно ли эти отношения назвать дружбой?

В докторе
его привлекает скептицизм и материализм, а также то, что в душе тот поэт.
Конечно, Печорину нравятся эти качества Вернера, ведь они по сути являются
лучшими чертами его собственного характера. Однако у доктора есть и главное
отличие от молодого человека: у него
есть дело, ведь он врач.

Оказывается, нет.

Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не
способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого» (я осмелюсь не
согласиться с такой точкой зрения, ведь настоящие друзья равны).

Во-вторых, по
словам молодого человека, он (да и доктор) относится к людям, которые «по
правде... ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут
дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы.

7

Дневник Печорина мне не раз
напоминает «Думу» Лермонтова: читая
роман, убеждаешься в правильности строк
К добру и злу
постыдно равнодушны...
...И ненавидим мы, и
любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни
злобе, ни любви.


8

Способен ли Печорин на настоящую любовь?





если он любит Веру, то зачем ухаживать за
Мери? Так как же обстоят дела с Мери?


А Вера - его давняя любовь. Однако же любит он её «для себя»,
не думает о ней, о том, что мучит её.
16 мая молодой человек делает в своём журнале следующую запись:
«В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись». Что же это за дела? Он
занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить
Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь даже он сам не понимает,
зачем он это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен
себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека. «Из чего же я хлопочу?» - спрашивает он себя и отвечает: «Есть
необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!»

9

Анализ эпизода дуэли.

-каким предстаёт перед читателями Печорин в эпизоде дуэли?.

Мы видим, что Григорий Александрович
Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит:
«Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно». И действительно, эта повесть нам показывает и хорошие качества молодого
человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) и плохие черты
его характера (ужаснейший эгоизм). И действительно, настоящий человек не бывает
исключительно плохим или хорошим.

10

-Почему же повесть «Княжна Мэри» играет центральную роль в восприятии образа Печорина?

Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как
позволяет нам самим (без каких-либо посредников, как в первых двух повестях)
проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры,
«себялюбивой и сухой», как сказал бы А.С. Пушкин. Об этом мы узнаём из его
исповеди Мери: молодой человек признаётся ей, что такое вот общество Грушницких
сделало из него «нравственного калеку». Видно, что эта «болезнь» прогрессирует:
изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овладевает главным
героем.

11.

Вывод. «Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория
Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки,
на мелкие интриги. Это ли не трагично?! Все основные вопросы романа - социальные, психологические и
философские - поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает
центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу «Фаталист»,


12

Дом.задание.:

1.ответить письм. на вопросы:

-способен ли Печорин на настоящую любовь?

-какие черты характера проявляет Печорин во время дуэли?

Читать главу «Фаталист».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Манеева Наталья Сергеевна

Дата: 29.05.2021

Номер свидетельства: 581923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока по литературе Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова" Герой нашего времени""
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekturokapolitieraturiezhienskiieobrazyvromaniemiuliermontovagieroinashieghovriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "259885"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448856519"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства