kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы ".И за победы заслужив благословение отчизны." (По думе К.Ф. Рылеева "Смерть Ермака"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Построен с учётом требований ФГОС. Используются инновационные технологии и интерактивные приёмы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы ".И за победы заслужив благословение отчизны." (По думе К.Ф. Рылеева "Смерть Ермака"»

Тема урока: «…И за победы заслужив

Благословения отчизны…»

(К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»)

Тип урока: открытие новых знаний

Характеристика класса: Общеобразовательный класс со средним показателем качества знаний

Методы и приёмы: проблемно-поисковый, исследовательский, наглядно-практический, приёмы «Яркое пятно», « Синквейн»

Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа

Цель деятельности учителя: создать условия для анализа думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»; познакомить с личностью Рылеева; дать понятие о думе; раскрыть связь думы с историей; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны, формировать у детей чувство ответственности за будущее своего края.

Планируемые результаты:

Предметные: знать биографию поэта, содержание произведения; уметь охарактеризовать поведение героев, сопоставлять поступки героев; рассуждать, делать выводы, формулировать свои впечатления от произведения.  

метапредметные:

личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе, развивать умения давать адекватную оценку собственной деятельности, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества;

познавательные: осознавать познавательную задачу, развивать умения структурировать знания и осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, читать и слушать, извлекать нужную информацию, делать выводы;

регулятивные: развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, формулировать цели урока, планировать собственные действия;

коммуникативные: развивать умения формулировать собственное мнение, позицию, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

ХОД УРОКА:

I.Этап мотивации учебной деятельности

Показываю учебники литературы, истории, географии.

-Что может объединять все учебники?

Тема, историческое событие, исторический герой…

Раздаю учебники парам

-Найдите выделенный материал, прочитайте.

-О чём или о ком прочитали?

О Ермаке, о походе Ермака, о покорении Сибири…

Предположения по теме урока?

-Посмотрите на слайд

На фоне России высвечиваются 4 фотографии с изображением Ивана Грозного, К. Ф. Рылеева, Ермака, декабристов на Сенатской площади.

-Кого вы узнаёте? Определите эпохи, соотнесите по парам

И Грозный- Ермак; К.Ф. Рылеев- декабристы

-Почему объединили в пары?

Ермак совершил свой знаменитый поход в годы царствования И. Грозного.

Рылеев- декабристы- ???(Вернёмся к этой паре)

- А на каком фоне мы видим эти фотографии? (Россия) Значит, что- то важное сделали для России.

- Есть ли связь между всеми? Ваши предположения?

-Можете ли вы определить тему урока?

Да. Произведение К.Ф. Рылеева. Говорить будем о людях, которые многое сделали для России и этим самым стали известными, знаменитыми людьми, достойными сынами Отечества.

II.Этап актуализации и пробного учебного действия

Я помогу вам сформулировать тему урока словами из произведения, которое сегодня будем читать «…И за победы заслужив Благословение отчизны…»

-Что такое «отчизна»? Подберите синонимы.

Родина, отечество, отчий край, земля отцов, родная земля.

- А в каком значении употреблено слово «благословение»? Давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.

Благословить-

1.У религиозных людей: перекрестить (как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание счастья, удач и т.п.)

2.Напутствовать.

3.Воздать благодарность кому-чему- нибудь.

(Зачитывается статья, выясняется, что слово многозначное). В каком значении слово употребляется в теме урока?

«воздать благодарность»

- За что отчизна может быть благодарна своим сынам?

За верность, за ратные подвиги

- Как мы называем человека, который верно служит своей стране, готов за неё погибнуть?

Патриот

-Посмотрим в чувствительный словарик

Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (С.И. Ожегов)

- Мы будем говорить о таких людях

III.Целеполагание.

Итак, тема урока «И за победы заслужив Благословение отчизны», а раскрывать данную тему мы будем на материале думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака».

Запишем в тетрадь тему и эпиграф

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело…

К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

-Все ли слова и герои вам знакомы?

Нет, не всё . Ермака знаем. Читали предание о Ермаке «О покорении Сибири Ермаком»

- Если чего - то человек не знает, то он должен стремиться это узнать.

Подумайте, каковы будут цели нашего урока сегодня.

Выступаем в роли Читателя, Исследователя и Человека со своим мнением.

-Цели?

1.Познакомиться с биографией К.ф. Рылеева

2.Познакомиться с новым жанром -дума

3.Прочитать и проанализировать думу. Проследить, как связана дума с историей.

4.Исследовать проблему патриотизма. Что нужно сделать, чтобы тебя считали патриотом? Или В чём заключается патриотизм…?

IV Этап «открытия» учащимися новых знаний

Проверка выполнения индивидуального задания. Выступления обучающихся.

Я предлагаю вам окунуться в атмосферу начала XIX века.

1.Восстание декабристов.

-Вы уже услышали имя К.Ф. Рылеева, который был в числе той золотой части дворянства, которая вышла на Сенатскую площадь 14 декабря 1825г. Я предлагаю подробней познакомиться с этим человеком.

2.К.Ф. Рылеев.

Задание классу: Записать главные черты личности Рылеева

Главные черты личности: пламенный патриотизм, стремление к свободе отечества, смелость и мужество, романтически-возвышенное понимание гражданственности.

«Я не поэт, а гражданин», — заявлял он, и на свою литературную деятельность смотрел как на гражданское служение, целью которого должно быть «общественное благо».

Свою гражданскую позицию Рылеев выражал в своих произведениях. Самым популярным жанром для писателя стал жанр думы. Познакомимся.

3.Дума как жанр

-Что вы представляете, когда слышите слово дума?

Да, конечно, лексическое значение этого слова это «размышление».

Дума- лиро- эпическое произведение, содержащее размышления на различные философские, исторические или социально- бытовые темы.

Герои рылеевских дум- это исторические личности: Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Святослав, Ермак Тимофеевич…

-Кто такой Ермак? В какую эпоху жил?

4.Иван Грозный

5. Ермак

Задание классу: Записать главные черты личности Ермака

Главные черты Ермака: вольнолюбие, широта души, патриотизм, мужество, готовность умереть за родину.

V Этап первичного закрепления.

Зачитайте свои записи.

-Кому родственен Ермак?

К.Ф. Рылееву.

- Почему К. Ф. Рылеев обратился к этому образу?

1 Историческая личность. 2. Патриот России. 3. Родственен духу самого К. Ф. Рылеева.

Итак, теперь для нас осталось мало секретов по теме урока. Теперь мы можем ответить на вопрос, какая же связь между всеми действующими лицами (Рылеев, декабристы, И Грозный и Ермак)?

Свой поход Ермак совершил во времена И. Грозного, Рылеев был декабристом, написал думу «Смерть Ермака»

VI Этап чтения текста. Видеозапись

VII Этап анализа текста.

Работа с текстом

-– Какова тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю?

Для того, чтобы определить тему и идею произведения, нужно ответить на два вопроса: о чем говорится в этом тексте (тема) и что хотел сказать автор? (идея)

Тема- историческое событие, смерть Ермака.

Идея- жизнь, отданная за родину, обретает смысл, делает человека героем.

-Докажем, что перед нами жанр думы.

Эпическое: рассказ- размышление о смерти Ермака;

Лирическое: в стихотворной форме;

Исторический герой и историческое событие.

Работа в группах.

Выбрать цитаты для заполнения двучастного дневника. Прокомментировать.

Задание 1 группе:

1.Выберите из текста цитаты, показывающие картины природы.

2. Какие средства выразительности использует автор?

3.Какие картины рисует автор в 1 и 2 строфе ?

4. Какой стилистический приём использует?

4.Картина природы в последней строфе. В чём разница?

Как рефрен (повтор) звучат слова «Ревела буря, …»3 раза встречаются в тексте. Этим автор говорит о той трагедии, которая произошла на берегу Иртыша.

Антитеза.

1строфа: разбушевавшаяся стихия: буря, дождь не льёт, а шумит, ночь не просто черна, а настоящий мрак. Образ Иртыша страшен и воинственен (Иртыш кипел в крутых брегах, вздымалися седые волны). Автор показывает картину бури, прибегая к олицетворению, эпитетам, аллитерации (звук р), чтобы сказать о чём- то тревожном, беспокойном.

2строфа: Тишина. Спящий стан казаков.

Такое противопоставление готовит читателя к трагическим событиям.

Герой погиб, но и бунтарство природной стихии стало утихать. Почему?

В последней строфе видим, что природа успокаивается. Смерть Ермака не прошла бесследно, его личность, его подвиги оставили след в памяти народа



Задание 2 группе:

1.Выберите из текста цитаты, показывающие образы героев

2.Кто является главным героем думы? Как показывает его автор?

3. Кто ему противопоставлен?

На береге Иртыша сидит глубоко задумчивый Ермак, который, словно предчувствуя свою скорую погибель, размышляет о жизни, о друзьях и о том, правильно ли они прожили жизнь свою. Ведь многие казаки были в прошлом отчаянными преступниками и головорезами, перешедшими на службу к царю. Ермак ни в коем случае не осуждает их, а даже напротив - восхищается их мужеством и отвагой. Он считает, что все свои «преступления буйной жизни» они смыли кровью врагов и теперь не щадят своей жизни за Русь святую и царя.

Смелому и отважному атаману Ермаку в думе противопоставлен главарь вражеского лагеря хан Кучум – коварный и подлый человек, который, страшась напрямую вступить в бой с дружиной Ермака, тайно как тать (вор) подкрался к ним со своими людьми и всех их уничтожил, воины пали, «не обнажив мечей». Низкий и подлый человек нападает исподтишка.



-Какой эпизод из думы изобразил художник Б Дехтерёв? (В учебнике )

Ермак борется с бурными волнами Иртыша:

Иртыш волнуется сильней-

Ермак все силы напрягает,

И мощною рукой своей

Валы седые рассекает…



Перечитайте сцену гибели героя.

-Что считает причиной гибели Ермака автор?

«Тяжёлый панцирь -дар царя»

-Вспомните политические взгляды Рылеева.

У автора было свое негативное отношение к самодержавию, за что он и поплатился своей собственной головой.

Он променял свою свободу и стал верно служить царю. Во всяком случае об этом говорит дума. Для Рылеева очень важна проблема личной свободы, служить России и служить царю - для него не одно и то же.

Он восхищается мужественным героизмом Ермака и его службой во благо России, но не согласен с тем, что он принял дорогой подарок от царя, который и стал причиной его погибели.

- Вспомните жизнь Кондратия Фёдоровича Рылеева и жизнь его героя. Какой можно сделать вывод?

«Смерть Ермака» - оказалось пророческим творением. Судьбы автора и его героя cхожи.

Найдите строку, которую можно было бы отнести и к Рылееву, и к Ермаку. О чём это говорит?

«И мы – не праздно в мире жили!»

В этой фразе заключается жизненная позиция автора и его героя.

- Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эту фразу К.Ф.Рылеева?

Как и Ермак, покоривший Сибирь, расширив владения русского государства, погибший с верою, что смерть его не напрасна, так и К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!



А теперь давайте вернёмся к теме нашего урока . Вспомните, о ком мы сегодня говорили.

-Кто заслужил «благословения отчизны»? Кого из героев нашего урока можно назвать патриотом?

VIII Рефлексивная деятельность

Продолжите фразу:

1.Патриотизм (имя героя: Ермака, К.Ф. Рылеева, декабристов, Ивана Грозного) заключается в …

2. Синквейн (на данную тему)

3.Заполнить лист самооценки

IX Домашнее задание: Заполните «Двучастный дневник » по произведению «Смерть Ермака» .( 4-5 цитат)

PS Сегодня мы говорили о Покорении Сибири Ермаком. Конечно, это событие имеет огромное значение для России. О нём говорили не только историки, но и поэты, географы, художники. И, конечно же, для нас живущих в Сибири. Неизвестно какой бы была наша судьба, а сейчас она связана с этим красивым и величественным краем, с его богатейшей природой, которая не оставляет равнодушными никого. Нам в наследство дана наша земли, и мы должны не только любить нашу землю, но и оберегать её.

А сейчас я хочу предложить вам посмотреть видеоролик, который создала Кичапина С. и стала победительницей в конкурсе региональном «Моя Сибирь, моя земля»

Видеоролик.



































































Но больше всего на свете я люблю ездить в нашу сибирскую тайгу, собирать кедровые орехи, растущие на кедрах великанах, грибы, ягоды и дикий мед. Потому что лучше и краше в мире природы, чем в Сибири не найти. Сибирь – это не просто великолепие природы, это кладезь полезных ископаемых и природных даров, которыми мы с радостью и благодарностью пользуемся.







Но звукопись отдельных слов ([р,]евела, бу[р,]я: смягчение звонких согласных) свидетельствует о том, что всё случившееся не так уж и печально, ведь смерть Ермака не прошла бесследно, его личность, его подвиги оставили след в памяти народа.







- Продолжаем! Прочитаем думу выразительно.

- Сколько микротем мы сможем выделить в тексте? Озаглавим их.

- Составим таблицу, в которую внесем заглавия микротем (Первую колонку заполняем совместно, 2, 3, 4,5 – работа в парах)

Буйство стихии

Мысли героя

Подлость врага

Гибель Ермака

Затишье

 

 

 

 

 

- В каждую колонку запишем ключевые слова, фразы, фрагменты предложений микротемы.

Буйство стихии

Мысли героя

Подлость врага

Гибель Ермака

Затишье

Буря; мрак; страна суровая, угрюмая; берег дикий; «ко славе страстию дыша»…

«товарищи его трудов»; «нам смерть не может быть страшна»; «и мы – не праздно в этом мире жили»…

«роковой удел»; жертва; Кучум=буря; «как вор презренный»; «пала грозная дружина»…

«душа отвагою полна»; «сила року уступила»; «тяжёлый панцирь – дар царя стал гибели его виною»…

Луна; «носились тучи»; «молнии ЕЩЁ сверкали»; «гром… ЕЩЁ гремел»…

«ветры бушевали»…

- Заполнив таблицу, можно сделать вывод о том, что мы верно смогли предугадать финал думы, опираясь всего лишь на первое предложение произведения.



«Двойной дневник» (по ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали)





Герой погиб, но и бунтарство природной стихии стало утихать. Почему?

III. Заключение.

- Вспомните жизнь Кондратия Фёдоровича Рылеева и жизнь его героя. Какой можно сделать вывод?

(«Смерть Ермака» - оказалось пророческим творением. Судьба автора и его героя похожи)

Найдите строку, которую можно было бы отнести и к Рылееву, и к Ермаку. О чём это говорит? К чему призывает нас К. Ф. Рылеев?

«И мы – не праздно в мире жили!»

В этой фразе заключается жизненная позиция автора и его героя.

- Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эту фразу К.Ф.Рылеева?

(Как и Ермак, покоривший Сибирь, расширив владения русского государства, погибший с верою, что смерть его не напрасна, так и К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!)

Спасибо за работу!

Домашнее задание

- Ответьте письменно на вопрос: «Почему судьба автора и судьба героя параллельны?»



).



– Какова тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю?

- Какие приёмы были использованы автором, что бы передать это? (Лексический приём: глаголы, передающие напряженность состояния; существительные – говорящие о чём-то беспокойном. Звукопись: аллитерация)

- Какие ещё тропы и фигуры использует автор, чтобы создать образность стихотворения? (Эпитеты, старославянизмы, инверсия).

- „Дума“ оправлена в рамку типичного романтического пейзажа, повторяющегося, как рефрен: „Ревела буря, дождь шумел,“ и т. д. С другой стороны, слишком архаически звучала, характерная для классической школы, персонификация рока:

Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом, и т. д.

- Это и не понравилось А.С. Пушкину. Хваля поэму „Войнаровский“, Пушкин, в письме к Вяземскому от 25 мая 1825 г., замечает: „Зато Думы дрянь“.

Рылеев знал слабые места своих произведений, но для него было важно другое: гражданская позиция. Посылая свою книгу, в сопроводительном письме от 10 марта 1825 г., Рылеев обращал внимание Пушкина на некоторые из стихотворений, в том числе и на „Ермака“: „Знаю, что ты не жалуешь мои Думы.... Чувствую сам, что некоторые так слабы, что не следовало бы их и печатать в полном собрании. Но зато убежден душевно, что Ермак, Матвеев, Волынский, Годунов и им подобные хороши и могут быть полезны не для одних детей“. «Я не поэт, а гражданин» – вот творческая позиция, провозглашенная Рылеева.

Этап включения в систему знаний и повторений.

1. Давайте посмотрим на репродукции картин, посвящённых Ермаку (Реализация инд. задания)

2. Прослушивание песни.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Любовь к родине, готовность отдать за неё жизнь, стремление к свободе и воле – характерные черты русского народа. Именно эти качества отправили декабристов на Сенатскую площадь, именно из-за них не покорился властям Ермак и смог покорить Сибирь.

Поэзия, как и вся жизнь, должна быть подчинена «борьбе за угнетенную свободу человека», считал он. Создавая свои «Думы», Рылеев ставил перед собой задачу «напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти».

Найдите строку, которую можно было бы отнести и к Рылееву, и к Ермаку. О чём это говорит? К чему призывает нас К. Ф. Рылеев?

- Достигли ли мы целей урока?

Обратитесь к карточкам, которые лежат перед каждым из вас, и выполните предлагаемые задания, поставьте себе отметку, сопоставив ответы с материалом, представленным на слайде.

- Кто считает, что цели урока достигли и заслуживают самых высоких оценок.

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака», подчеркнув ее драматический характер.





Вывод.

Таким образом, мы пришли к выводу, что литература и история тесно связаны. Героями литературных произведений часто становятся яркие исторические личности, внесшие свой вклад в историю России. Память о них сохранил народ в легендах, песнях, художественных произведениях, картинах.



 Я сейчас вам прочитаю думу а вы подумайте какие характерные признаки этого жанра вы услышали. (рассказывается о конкретном историческом лице, и историческом событии, образ лирического героя – удалый добрый молодец. Присутствуют эпитеты, сравнения, запевы, повторы).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Маслова Татьяна Викторовна

Дата: 09.04.2019

Номер свидетельства: 506596

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока «…И за победы заслужив Благословения отчизны…» (К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака») "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-i-za-pobiedy-zasluzhiv-blaghoslovieniia-otchizny-k-f-rylieiev-duma-smiert-iermaka"
    ["file_id"] => string(6) "238138"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444487354"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства