Конспект урока «…И за победы заслужив Благословения отчизны…» (К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»)
Конспект урока «…И за победы заслужив Благословения отчизны…» (К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»)
Конспект урока литературы для 8 класса по теме:
«…И за победы заслужив
Благословения отчизны…» (по думе К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака»).
Содержательные цели урока: - познакомить с личностью К. Ф. Рылеева;
- дать понятие о думе;
- раскрыть связь думы с русской историей;
- воспитывать в школьниках любовь и уважение к своей родине, стране, к народным героям;
- чтить историческую память поколений;
- формировать у детей чувство ответственность за будущее страны.
Деятельностная цель: средствами предмета развивать память, логическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала; развивать навыки анализа стихотворения, навыки выразительного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «…И за победы заслужив Благословения отчизны…» (К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака») »
Тема урока: «…И за победы заслужив
Благословения отчизны…»
(К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»)
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело…
К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»
Класс: 8.
Содержательные цели урока:
- познакомить с личностью К. Ф. Рылеева;
- дать понятие о думе;
- раскрыть связь думы с русской историей;
- воспитывать в школьниках любовь и уважение к своей родине, стране, к народным героям; - чтить историческую память поколений; - формировать у детей чувство ответственность за будущее страны.
Деятельностные цели:средствами предмета развивать память, логическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала; развивать навыки анализа стихотворения, навыки выразительного чтения.
Оборудование: презентация, видеоролик, карточки для работы у доски и по группам, толковый словарь С. И. Ожегова, физическая карта России, жетоны для разделения на группы, словарь литературоведческих терминов, карточки для рефлексии.
Ход урока:
Этап урока
Содержание урока
Слайд, оборудо-вание
Время
1.
Этап мотивации.
На фоне России читается отрывок стихотворения:
Славных лиц в России много:
Тех, кто край родной любя,
Укреплял Державу строго,
Не жалел в трудах себя.
На фоне России высвечиваются 4 фотографии с изображением Ивана Грозного, К. Ф. Рылеева, Ермака, декабристов на Сенатской площади.
- Посмотрите на слайд. Кого вы узнаёте? Определите эпохи, соотнесите по парам (высвечиваются даты).
- А на каком фоне мы видим эти фотографии? (Россия) Есть ли связь между всеми?
- О ещё одной связи мы поговорим чуть позже. Чтобы определить её, давайте обратимся к теме урока.
Слайд 1.1
Слайд 1.2
Слайд 1.3
2 мин
2.
Этап актуализации и пробного учебного действия.
- Давайте обратимся к теме урока. «Благословение отчизны»… Что такое «отчизна»? Подберите синонимы.
- А в каком значении употреблено слово «благословение»? Давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова. (Зачитывается статья, выясняется, что слово многозначное). В каком значении слово употребляется в теме урока? («воздать благодарность»)
- За что отчизна может быть благодарна своим сынам? (За верность, за ратные подвиги).
- Конкретизировать тему поможет эпиграф. Прочитайте его. Что такое «правое дело»? (Справедливое, праведное)
- Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке. Как мы называем человека, который верно служит своей стране, готов за неё погибнуть? (Патриот)
- Мы будем говорить о таких людях
Слайд 2.1
Толковый словарь С. И. Ожегова
Слайд 2.2
3 мин
3.
Этап локализации индивидуальных затруднений
- В центре нашего внимания дума К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака».
Все ли слова и герои вам знакомы? (Нет, всё незнакомо).
Подумайте, каковы будут цели нашего урока сегодня.
- Если чего - то человек не знает, то он должен стремиться это узнать. Предлагаю поработать в группах. В начале урока каждый из вас получил карточку определённого цвета. Сядьте группами по цвету карточек. У вас получилось 5 групп.
Слайд 3
2 мин
4.
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Ребята садятся по группам и готовят материал: 1. Дума как жанр. 2. К. Ф. Рылеев. 3. Ермак.4. Иван Грозный. 5. Восстание декабристов.
Индивидуально один обучающийся работает с такими же карточками у доски, выстраивая очерёдность ответов.
Карточки с текстами и вопросами
Словарь литературоведческих терминов для первой группы
4 мин
5.
Этап реализации построенного проекта.
Проверка выполнения индивидуального задания. Выступления обучающихся по группам.
10 мин
6.
Этап реализации индивидуального задания.
Итак, теперь для нас осталось мало секретов по теме урока.
Однако осталось неясным, почему казаки под предводительством Ермака оказались в Сибири. Версии причин похода анализировали Рогачёва М. и Моисеева Д.
1. Историческая справка: разные версии причин похода Ермака. (Но все сходятся в главном: поход был, и он был важен для России.)
Давайте ещё углубим наши знания и посмотрим, где же находится Сибирь, и почему присоединение России стало важным шагом для России. Этот материал вместе с учителем географии готовили Петрушенко Е. и Жулёва Е..
2. Выступает по карте, показывает Сибирь, говорит, чем она богата.
Физическая карта России
4 мин
7.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Пересядьте на места. Работа в группах закончена.
- Какие национальные черты характера мы увидели в личности Ермака? (Вольнолюбие, широта души, готовность умереть за родину.)
- Почему К. Ф. Рылеев обратился к этому образу? (1) Историческая личность. 2. Патриот России. 3. Родственен духу самого К. Ф. Рылеева.
1 мин
8.
Этап чтения текста обучающимися
4 мин
9.
Этап анализа текста.
- Каким настроение проникнуто стихотворение с самого начала? (Тревога).
– Какова тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю?
- Какие приёмы были использованы автором, что бы передать это? (Лексический приём: глаголы, передающие напряженность состояния; существительные – говорящие о чём-то беспокойном. Звукопись: аллитерация)
- Какие ещё тропы и фигуры использует автор, чтобы создать образность стихотворения? (Эпитеты, старославянизмы, инверсия).
- „Дума“ оправлена в рамку типичного романтического пейзажа, повторяющегося, как рефрен: „Ревела буря, дождь шумел,“ и т. д. С другой стороны, слишком архаически звучала, характерная для классической школы, персонификация рока:
Но роковой его удел Уже сидел с героем рядом И с сожалением глядел На жертву любопытным взглядом, и т. д.
- Это и не понравилось А.С. Пушкину. Хваля поэму „Войнаровский“, Пушкин, в письме к Вяземскому от 25 мая 1825 г., замечает: „Зато Думы дрянь“.
Рылеев знал слабые места своих произведений, но для него было важно другое: гражданская позиция. Посылая свою книгу, в сопроводительном письме от 10 марта 1825 г., Рылеев обращал внимание Пушкина на некоторые из стихотворений, в том числе и на „Ермака“: „Знаю, что ты не жалуешь мои Думы.... Чувствую сам, что некоторые так слабы, что не следовало бы их и печатать в полном собрании. Но зато убежден душевно, что Ермак, Матвеев, Волынский, Годунов и им подобные хороши и могут быть полезны не для одних детей“. «Я не поэт, а гражданин» – вот творческая позиция, провозглашенная Рылеева.
- Любовь к родине, готовность отдать за неё жизнь, стремление к свободе и воле – характерные черты русского народа. Именно эти качества отправили декабристов на Сенатскую площадь, именно из-за них не покорился властям Ермак и смог покорить Сибирь.
Поэзия, как и вся жизнь, должна быть подчинена «борьбе за угнетенную свободу человека», считал он. Создавая свои «Думы», Рылеев ставил перед собой задачу «напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти».
Найдите строку, которую можно было бы отнести и к Рылееву, и к Ермаку. О чём это говорит? К чему призывает нас К. Ф. Рылеев?
- Достигли ли мы целей урока?
Обратитесь к карточкам, которые лежат перед каждым из вас, и выполните предлагаемые задания, поставьте себе отметку, сопоставив ответы с материалом, представленным на слайде.
- Кто считает, что цели урока достигли и заслуживают самых высоких оценок.
2 мин
12.
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака», подчеркнув ее драматический характер.
1 мин
Приложение.
Карточка для группы 1.
ДУМА
1. Познакомьтесь с определением думы как литературного жанра на страницы учебника 90. Как вы понимаете выражение «эпико-лирический»?
2. Дополните информацию учебника информацией, представленной на карточках.
3. В чём сходство и отличие думы и баллады?
4. Почему мы сегодня говорим о жанре думы?
Думы, как жанр литературного произведения, появились в русской литературе в начале 19 века. Произведение этого жанра представляют собой поэтическое размышления автора на различные философские, исторические или социально-бытовые темы. По этому принципу и выделяют группы: думы исторические и социально-бытовые. Дума имеет некоторое сходство с балладой, основана на реальных исторических событиях, но в ней нет фантастического элемента.
Композиционно дума разделяется на две части – жизнеописание и нравственный урок, который следует из этого описания.
Жанр "думы" не был особенно широко распространен в русской литературе. Наибольшее развитие он получил в творчестве К. Рылеева, который создал свои известные думы: "Смерть Ермака", "Дмитрий Донской", "Державин" и другие.
Пользовался таким жанром в своем творчестве и поэт А.В. Кольцов. У А. Фета есть целый раздел в сборнике "Вечерние огни", озаглавленный "Элегии и думы".
Карточка для группы 2.
ИВАН ГРОЗНЫЙ
1. Мы говорим об эпохе Ивана Грозного. Познакомьтесь с материалом, представленным на карточках. Кратко сообщите о том, какой вклад внёс Иван Грозный в дело укрепления российской государственности.
2. Можно ли его назвать патриотом?
Иван Грозный - прозвание Иоанна IV Васильевича, великого князя Московского и всея Руси (с 1533), первый русский царь, правивший с 1547 г. на протяжении 50 лет 105 дней - среди всех, кто когда-либо возглавлял Российское государство, это рекорд. Иоанн Грозный был сыном великого князя Московского и всея Руси Василия III, потомка династии Рюриковичей. Мать его, княжна Елена Глинская, принадлежала к древнейшему роду, берущему начало от Мамая.
Иван Грозный (1530-1584) - один из самых неоднозначных правителей в российской истории, споры исследователей о котором не утихают и по сей день. Нельзя отрицать его важную роль в развитии нашей страны.
В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых переломных и значимых эпох нашего государства. Как по расширению территорий, так и по крупным знаменательным событиям и изменению внутренней жизни страны.
При поддержке Избранной рады Иван IV провел ряд реформ (в частности, Земскую и Губную), основная цель которых - создание централизованного государства. Важнейший шаг - принятие нового Судебника, то есть свода законов.
Крымское ханство долго терроризировало Русь, организовывая многочисленные набеги на их земли и разворовывая их. Иван Грозный при жизни организовал три похода на ханство Казанское (1547-1552 гг.), что закончились победой и его подчинением Руси. Ханство Астраханское длительное время было союзником крымских ханов. Поэтому сперва царь атаковал именно Астраханское ханство (дабы ослабить Крымское), после чего также одержал победу и присоединил земли к Руси (1554-1556 гг.).
Чтобы укрепить торговые пути в Северном Ледовитом океане и Белом море, царь вел продолжительную войну со Швецией. В стратегических целях (дабы увеличить выход к морю Балтийскому) Иван Грозный развязывает затяжную Ливонскую войну, которая оказывается бесполезной. Во время правление И. Грозного была хорошо налажена торговля с Англией.
Иван Грозный являлся одним из строителей русского централизованного государства, непримиримым врагом пережитков феодальной раздробленности. Он был талантливым полководцем, искусным дипломатом, горячим патриотом русского государства. Вот почему мы вправе считать его одним из крупнейших политических и военных деятелей всемирной истории XVI века.
Искажению роли Ивана Грозного в истории России во многом способствовали сочинения иностранцев-современников, бывших послами от западных государств или находившихся на службе в Московском государстве. Им была ненавистна самостоятельная внешняя политика укрепившегося русского централизованного государства. Некоторые русские историки давно указывали на то, что иностранцы часто умышленно преувеличивали жестокость царя Ивана IV (Грозного).
Прочитайте народные песни об Иване Грозном. Как относился народ к своему царю?
Вы, молоды ребята, послушайте,
Что мы, стары старики, будем сказывати
Про Грозна царя Ивана про Васильевича.
Как он, наш государь-царь, под Казань-город ходил,
Под Казанку под речку подкопы подводил,
За Сулай за реку бочки с порохом катал,
А пушки и снаряды в чистом поле расставлял.
Ой, татараве по городу похаживают
И всяко грубиянство оказывают,
Оне Грозному царю насмехаются:
«А не быть нашей Казани за белым за царѐм!»
Ах, как тут наш государь-царь разгневался,
Что подрыв так долго медлился,
Приказал он за то пушкарей строго казнить,
Подкопщиков и зажигалыциков.
Но все тут пушкари призадумалися,
А один пушкарь поотважился:
«Прикажи, государь-царь, слово выговорить».
Не успел пушкарь слово вымолвить,
Тогда лишь догорели зажигальны свечи,
И вдруг разрывало бочки с порохом.
Как стены бросать стало за Сулай за реку,
Все татараве тут, братцы, устрашилися,
Оне белому царю поклонилися.
ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ ЖАЛУЕТ КАЗАКОВ ДОНСКИХ
Ой да, не быстра речушка шумит,
Не Дунай-речка говорит,
Не сизые орлы клычут,
По-над небесью летят,
Не серые гуси гогочут –
Они есть хотят.
Как возговóрят наши казаченьки,
Перед Грозным царѐм стоючи:
«Ты наш батюшка-надежда царь,
Не дозволь нас казнить,
Дозволь речь нам говорить:
Много господ жалуешь, много любишь их.
Чем ты донских казаков пожалуешь?»
«Я вас жалую, донцы, славным Тихим Доном,
Со всеми притоками его...»
Карточка для группы 3
ЕРМАК
1. Найдите в учебнике: стр. 87 описание внешности Ермака.
2. Познакомьтесь с материалом о Ермаке.
3. Обобщите материал и подготовьте сообщение о том, кто такой Ермак и почему спустя века мы помним об этом человеке.
Население Руси давно познакомилось с Сибирью. В середине XVI века на Сибирское ханство повел наступление сын узбекского правителя Кучум. Сибирские ханы Едыгей и Бекбулат пытались заручиться поддержкой Русского государства, но военной помощи они не получили, т.к. Россия вела в это время тяжелую Ливонскую войну. В 60-х годах Кучуму удалось захватить власть в Сибирском ханстве.
Ермак Тимофеевич (примерно 1540 – 1585) - казачий атаман, завоеватель Сибири. Большинство исследователей считают его донским или волжским казаком, а согласно некоторым летописям он был выходцем из Центральной России. Точное имя его неизвестно. Историками зафиксировано 7 имен Ермака: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей и Еремей. Скорее всего речь идёт о Ермаке Тимофеевиче Аленине.
Ермак Тимофеевич - удивительная личность. Он сыграл выдающуюся
историческую роль и как вольнолюбивый протестант, боровшийся с
крепостничеством, и как смелый землепроходец, включившийся в многовековую борьбу русских с татаро-монголами и вошедший в историю
как победитель татарского хана Кучума, как покоритель Сибири. Поход
Ермака положил начало присоединению Сибири к России и имеет исключительное значение в истории русского народа. Поэтому Ермак стал
героем многих произведений устного народного творчества: он, единственный из реальных деятелей XVI века, вошел в героический эпос как
младший богатырь, в исторических песнях он - предводитель вольных
казаков, в преданиях - типичный благородный разбойник.
За завоевание Сибири царь наградил всех участников Сибирского похода, простил преступников, примкнувших к Ермаку, и обещал послать 300 стрельцов, а самому Ермаку присвоил титул "князь Сибирский".
Из похода в Сибирь Ермаку не было суждено вернуться. Обманутый слухами о задержании татарами каравана бухарских купцов, отряд Ермака продолжил преследование татар и попал в ловушку. В ночь с 5 на 6 августа татары напали на его дружину. Атаман вступил в бой, пробился сквозь ряды врагов, но, не сумев достичь струга, утонул.
Успех Ермака не привел к немедленному присоединению Западной Сибири, это произошло позже, но разгром Сибирского ханства означал возможность присоединения зауральских земель Россией.
Карточка для группы 4
ДЕКАБРИСТЫ
1. Познакомьтесь с материалом. Скажите, кто такие декабристы и почему они вышли на Сенатскую площадь.
2. Чем закончилось декабристское восстание?
3. Как связан поэт К. Ф. Рылеев и декабристы?
Декабристы – это представители дворянства, впервые в России выступившие за ограничение самодержавия и ликвидацию крепостничества, поднявшие 14 декабря 1825 г. восстание (отсюда название участников движения – декабристы).
Главная причина зарождения движения дворянских революционеров – понимание ими, что сохранение крепостничества и самодержавия – гибельно для дальнейшей судьбы страны. Важной причиной явилась Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813 – 1815 гг. Будущие декабристы называли себя «детьми 12-го года». Они поняли, что народ, спасший Россию от Наполеона, заслуживает лучшей участи.
В 1821 г. на Украине было образовано «Южное общество» (в 1825 г. в него влилось «Общество соединенных славян»), в 1822 г. в Петербурге – «Северное общество».
Вооруженное выступление декабристов было подавлено. Аресты шли до апреля 1826 г. Всего по делу декабристов проходило 579 лиц. В итоге 289 человек были признаны виновными. Из них 121 человек предстал перед Верховным уголовным судом. 5 июля 1826 г. суд приговорил П.И. Пестеля, К. Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина и П.Г. Каховского к смертной казни четвертованием. Прочие осужденные были приговорены к смертной казни отсечением головы, к различным срокам каторги, к ссылке (впоследствии вслед за многими мужьями-декабристами последовали их жены), 11 — к разжалованию в солдаты. По царскому указу четвертование было заменено повешением, отсечение головы - пожизненной каторгой.
К. Ф. Рылеев в 1823 г. вступил в Северное тайное общество и возглавил его радикальное крыло, был сторонником республиканского строя. Он был одним из руководителей восстания декабристов. Но во время следствия полностью раскаялся в совершенном им, брал всю «вину» на себя, старался оправдать товарищей, надеялся на милость императора.
Карточка для группы 5
Кондратий Фёдорович Рылеев (1795 – 1826)
1. Познакомьтесь со статьёй учебника стр. 85-86. Что вы узнали о нём как о поэте и гражданине?
2. Познакомьтесь с описанием внешности К. Ф. Рылеева. Совпадает ли оно с портретом?
Существует описание внешности Рылеева периода его военной службы: «Роста он был среднего, телосложения хорошего, лицо круглое, чистое, голова пропорциональна, но верхняя часть оной несколько шире; глаза карие, несколько навыкате, всегда овлажнены…будучи несколько близорук, он носил очки, но более во время занятий за письменным столом».
3. Познакомьтесь с данной ниже информацией, которая поможет вам дополнить материал учебника. Опираясь на данный материал, ответьте, почему К. Ф. Рылеев не мог сам эффективно участвовать в восстании, не мог командовать войсками.
В 1818 году вышел в отставку. С 1821 года служил заседателем Петербургской уголовной палаты, с 1824 — правителем канцелярии Российско-американской компании. В 1821 году вошёл в «Вольное общество любителей российской словесности». В 1823—1825 годах Рылеев совместно с Александром Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда».
4. Какова была его роль в Северном обществе?
В 1823 году Рылеев стал членом Северного общества, которое в противоположность Южному обществу, руководимому Пестелем, отличалось демократизмом. Он был одним из главных организаторов восстания 14 (26) декабря 1825 г. Рылеев настаивал на принятии в общество купцов и мещан, предлагал освобождение крестьян непременно с наделением их землей и т. д. Вместе с тем Р. сильно боролся против кровавых мер, которые вошли в план действий декабристов. Перед 14 декабря Р., сложил свои полномочия; «диктатором» был избран князь Трубецкой, но Рылеев все-таки был на Сенатской площади. На следующую ночь он был арестован. Рылеев казнён через повешение 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости.
Находясь в крепости, выцарапал на оловянной тарелке, в надежде, что кто-нибудь прочтёт, свои последние стихи.
«Тюрьма мне в честь, не в укоризну, За дело правое я в ней, И мне ль стыдиться сих цепей, Когда ношу их за Отчизну!»
5. Какие черты личности можно назвать определяющими?
Определяющими чертами личности Рылеева были его пламенный патриотизм, стремление к свободе отечества и романтически-возвышенное понимание гражданственности. Его политические взгляды носили налет романтического утопизма. По воспоминанию сослуживца, Рылеев был помешан на «равенстве и свободомыслии». Это было основным мотивом и его поэтического творчества. Рылеев воспевал гражданские добродетели
«Я не поэт, а гражданин», — заявлял он, и на свою литературную деятельность смотрел как на гражданское служение, целью которого должно быть «общественное благо». После декабристского восстания издания Рылеева были запрещены и по большей части уничтожены.