Просмотр содержимого документа
«Художественная идея комедии «Ревизор».»
Тема: Художественная идея комедии «Ревизор».
Цели урока:
Обучающие:
- учить анализировать, делать выводы;
привлекать внимание учащихся к художественным особенностям произведения Гоголя, развивать языковое чутьё – способность "сквозь смех услышать грусть" автора;
сопоставление литературного произведения с произведениями других видов искусства.
Развивающие:
способствовать развитию творческого воображения;
развивать умение интерпретировать художественный текст, комплексно анализировать его;
развивать наблюдательность, внимательность к художественному слову.
Воспитательные:
воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы;
формировать понятие о том, что от деятельности человека зависит жизнь общества, развивать желание бороться со всем "дурным в России";
развивать способность критического подхода к себе.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: мультимедиа; компьютер; аудиозапись: стихотворение читает Царев, актёр театра и кино; музыкальное оформление: романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус»; шум моря; картины художников: И. К. Айвазовского «Море», А. И. Куинджи «Море», парусник.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивационное начало урока.
Учитель. Мы с вами продолжим изучение комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
- К какому роду литературы мы отнесем это произведение?
( Драма)
- Какие роды литературы вы знаете?
( Эпос, лирика, драма)
- Какие драматические жанры вы знаете кроме комедии?
( Драма, трагедия, пьеса, феерия)
- Дайте определение литературному термину «комедия».
( Комедия – один из основных жанров драмы, в котором действия и характеры смешны и комичны.)
Целеполагание.
- Обратимся к народной пословице: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
- Какое отношение эта пословица имеет к комедии Гоголя «Ревизор»?
( Это эпиграф к комедии)
- А что отражено в эпиграфе к произведению?
( В нем заключается главная мысль произведения)
- Подберите к словосочетанию «главная мысль» литературный термин.
( Идея)
Определим тему нашего урока.
( Художественная идея комедии «Ревизор».)
Да, в этой народной пословице заключена суть пьесы, в которой Гоголь "... решился собрать в одну кучу всё дурное в России... все несправедливости… и... посмеяться над всем...", в которой "cквозь смех читатель услышал грусть". Так написал Гоголь в «Авторской исповеди».
Сегодня мы проследим за развитием действия, за поведением героев, подумаем над главной идеей комедии, над значением "немой сцены", поговорим о многообразии оценок героев и постараемся сформулировать своё мнение. Для этого нам нужно определить задачи урока:
Знать: понятие «идея произведения».
Уметь: раскрыть идею комедии.
Сделать свои маленькие открытия – задача нашего урока. В конце урока мы попробуем ответить на вопрос: Для чего нам, потомкам Гоголя, изучать это произведение? Какой след оно оставит в душе и оставит ли? И о чем заставит задуматься?
4. Беседа по материалу, изученному на предыдущих уроках.
– Как же "завязывается" действие в пьесе? Что такое завязка?
( Завязка – это событие, с которого начинается действие.
В "Ревизоре" две завязки: письмо Чмыхова о приезде ревизора и сообщение Бобчинского и Добчинского о прибытии странной персоны из Петербурга.)
– Зачем автору понадобилась двойная завязка?
(Чтобы у чиновников появилась негибкая установка: Хлестаков – ревизор. Ведь если бы Добчинский и Бобчинский не знали о приезде ревизора, да ещё инкогнито, то пообедали бы в трактире и всё, и никакое действие не завязалось бы. А если бы, зная о предстоящем приезде ревизора, они не встретили бы новое лицо, тоже ничего не произошло бы. Поэтому, чтобы действие завязалось, нужны оба события, нужна двойная завязка.)
– Итак, благодаря негибкой установке чиновников, действие комедии так завертелось, что превратилось в абсурдный анекдот.
- Где же развивается действие? Что за город выведен в комедии? Можно ли найти его на карте России?
(Это некий город N , откуда, как говорит Гоголь,"... хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь...", но не потому, что далеко, а потому, что этот город вымышленный, его создал Гоголь. Он хорошо знал российскую действительность, изучил документы о том, как нужно проводить ревизии, проанализировал эти сведения, обобщил, добавил авторский вымысел и создал художественное произведение, в котором и описал некий город, которого нет на самом деле. В нём автор показал обычаи и нравы России того времени, значит, можно сказать, что этот город – символ самодержавной России.)
- А как отозвался Хлестаков об этом городе?
(Хлестаков сказал: "Какой скверный городишко!")
– По каким же признакам можно судить о жизни города?
(О жизни города можно судить по тому, как работают его заведения. А каждым заведением правит чиновник. Значит, по его поступкам, поведению и душевным качествам можно судить о жизни города.)
– Гоголь представил чиновников всех основных ведомств уездного города начала 19 века. Интересно, что чиновники на протяжении действия комедии держатся вместе. Почему? Что их объединяет?
- Вы затрудняетесь ответить, давайте рассмотрим репродукцию картины «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Что испытывают люди при извержении Везувия?
( Их объединяет страх за грехи, которые может обнаружить ревизор.)
– Но однажды они всё-таки специально разъединились. Когда и почему? Вывод подтвердите цитатой из текста.
(Они разъединились, когда совсем обезумели от страха и решили "подсунуть" мнимому ревизору. Вот, что они решили: "Зачем нас тут целый эскадрон? Представляться нужно поодиночке да между четырёх глаз и того... кактам следует – чтобы и уши не слыхали! Вот как в обществе благоустроенном делается!")
4. Анализ текста (работа в парах).
– Сейчас мы с вами их разъединим, проверив, таким образом, как вы усвоили материал предыдущих уроков и вашу внимательность при чтении комедии.
1. Определите, кому принадлежат реплики.
2. Уберите лишнюю реплику. Кому она принадлежит? Когда и зачем он её произнёс?
3. Зачитывая реплики, охарактеризуйте героя.
Реплики
№ 1
1. «…нет человека, который за собой не имел каких-либо грехов…»
2. «Я хотел давно об этом сказать вам, но был, не помню, чем-то развлечён…»
3. «… ох! грешен… Дай… Боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю такую свечу, которой ещё никто не ставил…»
4. «А, чёрт возьми, славно быть генералом!»
5. «Да ведь сам собою дошёл, собственным умом»
№ 2
1. «Я говорю вам открыто, что беру взятки, но чем взятки?»
2. « Да ведь сам собою дошёл, собственным умом»
3. «… как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда».
4. (В сторону) «… тут и почище тебя есть, а до сих пор ещё не генералы…»
(Обращаясь к городничему) «…если что случится: например, какая-нибудь надобность по делам, не оставьте покровительством»
5. «… ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак…»
№3
1. «…чем ближе к натуре, тем лучше,…лекарств дорогих мы не употребляем…»
2. «…эти дела не так делаются в благоустроенном государстве. Зачем нас здесь целый эскадрон?»
3. «Рад стараться на службу отечеству… Не прикажите ли, я всё это изложу лучше на бумаге?»
4. «(В сторону) Эка, чёрт возьми, уж и в генералы лезет! (Обращаясь к нему.) Тогда, Антон Антонович, и нас не позабудьте»
5. «Найдётся щелкопёр, бумагомарака, в комедию тебя вставит,…чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши».
№ 4
1. « Что же мне, право, с ним делать? ... Я уж несколько раз ему говорил…»
2. « Не приведи Бог служить по учёной части, всего боишься…»
3. « Не могу, не могу, господа! Я... так воспитан, что заговори со мною … чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет…»
4. «Нет!»
5. «Он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно»
№ 5
1. « …этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства»
2. «Я вам скажу, что это преинтересное чтение… Лучше, чем в «Московских ведомостях».
3. «Вот, мол, пришли деньги по почте, неизвестно кому принадлежащие».
4. «Жаль, однако ж, что вы не читаете писем… Вот недавно один поручик … описал бал … очень-очень хорошо … с большим чувством описал … я нарочно оставил его у себя. Хотите прочту?»
5. «… все дела в большом запущении, посылки задерживаются… извольте сами нарочно разыскать…»
– Внимание, слушаем ответы учащихся. – Сделаем вывод: приносит ли пользу деятельность чиновников жителям города?
(Нет, чиновники думают только о себе, судьба жителей города их совершенно не интересует.) – Скажите, легко было определить лишнюю реплику? Почему?
(Легко, потому что Гоголь обладал даром при помощи одной детали или реплики давать характеристику героям).
5. Анализ образа Хлестакова.
Мы поговорили о чиновниках, а теперь поразмышляем о главном герое. Перед вами варианты возможных сценических трактовок образа Хлестакова. Подберите нужные для ответа цитаты, доказывая верность выбора их варианта.
1
2
Несколько приглуповат, и, как говорят, без царя в голове
Настоящий обманщик, отъявленный мошенник
Не способен что-либо осмысливать, говорит и действует без всякого соображения
Он продуманно одурачивает простаков-чиновников с целью обогащения
Течёт по течению жизни, в фантазиях видит себя таким, каким ему хотелось бы быть, «…и уже сам верит тому, что говорит…»
Специально пугает чиновников, намеренно
Он фантазёр, при случае пытается блеснуть, «пустить пыль в глаза».
Его можно назвать королём лжецов
– Итак, Хлестаков – фантазёр, он видит себя в своих фантазиях таким, каким ему хотелось бы быть. Вот что пишет Гоголь после первого представления спектакля: "Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжёт, и уже сам верит тому, что говорит..." Получается, что Хлестаков не виноват в том, что чиновники трепещут, он и не собирался пугать их.
6. Реализация домашнего задания.
Давайте проследим картину нарастания страха чиновников и усиления фантазии Хлестакова, анализируя составленную вами дома таблицу.
Чиновники
Хлестаков
1 д. – «К нам едет ревизор»
« Страху-то нет, а так, немножко…»
1 д.
2 д. «Помилуйте, не погубите!»
2 д. «Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни».
« Да какое вы право имеете? Я служу в Петербурге. Я, я… Я прямо к министру!»
3 д. Городничий и прочие трясутся от страха.
«А ва-ва-ва…шество, превосходительство, не прикажете ли отдохнуть?»
3 д. Хлестаков горячится сильнее.
«Я такой! … я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам» Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…»
4 д. «Боже, Боже! вынеси благополучно!»
« Вывези, пресвятая матерь!»
« Ваше превосходительство! Не погубите! Не погубите!»
4 д. « А, милости просим! Садитесь, садитесь!»
« А что вы, любезные? …А что вам угодно?»
5 д. « Как не ревизор?»
«До сих пор не могу прийти в себя»
5 д.
– Итак, в чём мы ещё раз убедились?
( Хлестаков, чья жизнь зависит от случая, случайно превращается в ревизора и случайно одурачивает тех, кем движет страх разоблачения.)
- Всё случайно: и превращение в ревизора, и одурачивание тех, кто дрожит от страха разоблачения… Смешная история?
(Нет. Так как обычаи и нравы чиновников города N не случайны, а типичны для России, то это уже не смешно, а грустно.)
- Обратимся к эпиграфу: "Сквозь смех ... читатель услышал грусть..."
Грусть Гоголя. О чём же грустит Гоголь?
(Гоголь грустит о том, что в России чиновники берут взятки, что не выполняют своих обязанностей. Гоголь грустит о том, что взяточники занимают высокое положение в обществе, но не заботятся о государстве, о городе, о его жителях, а заботятся, о городе, о его жителях, а заботятся только о себе.)
7.Заключительное слово учителя.
– Да, Гоголь грустит о России… Грустит о том, что творятся несправедливости «в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости».
Завершая комедию "немой сценой", в которой все герои замирают, поражённые страхом, писатель предвидел, что страх этот распространится и на зрителей. Так и случилось. Зритель почувствовал себя вовлечённым в действие…
Но не все поняли авторскую идею «немой сцены» и пьесы в целом… Многие решили, что пьеса – это злобные нападки на российскую действительность, в которой не всё так плохо. Они не почувствовали грусти писателя…
Это очень огорчило Гоголя, поэтому он объяснил главную идею своей пьесы в статье «Развязка «Ревизора».
Возьмите лежащий перед вами текст и послушайте разъяснения Гоголя.
"Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли?
Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовёт на очную ставку всех людей достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духу спросить: "Да разве у меня рожа крива?"
Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба.
Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется
Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас в начале жизни, а не в конце её. побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть всё, что ни есть в нас, – настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! С Хлестаковым под руку ничего не удим в душевном городе нашем Не с Хлестаковым, но с настоящим ревизором оглянем себя!
Клянусь, душевный город наш стоит того, чтобы подумать о нём, как думает добрый государь о своём государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев!
Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их. Смехом, мои благородные соотечественники. Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти! Смехом, который создан на то, чтобы смеяться над всем, что позорит истинную красоту человека. Возвратим смеху его настоящее значение."
– Итак, в чём же видел Н. В. Гоголь главную задачу своего творчества?
(- …в том, чтобы обратить внимание читателя на собственные пороки, собственные недостатки, задуматься: нет ли во мне хлестаковщины, не похож ли я на городничего, Ляпкина-Тяпкина, Землянику...)
8. Рефлексия.
- Вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока.
«В чём секрет впечатляющей силы комедии «Ревизор? Для чего нам, потомкам Гоголя, изучать это произведение? Какой след оно оставило в душе? И о чем заставило задуматься?
- Не ищи в других недостатки, взгляни на себя пристальнее, говорит писатель читателю, употребляя народную пословицу в качестве эпиграфа: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".
9. Домашнее задание.
1. Напишите сочинение на тему «Язык героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» как средство раскрытия характеров».