над техникой и выразительностью чтения; развитие внимательности, памяти, умения работать с художественным текстом; расширение и обогащение словарного запаса обучающихся; воспитание интереса к предмету и таких качеств характера как, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: учебник, УТ, толковые словари, цв. карандаши, листочки, линейка, иллюстрации к сказке, портрет автора и ФИО, одноименный м/ф, телевизор, СО проигрыватель, выставка книг Х.К. Андерсена
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Ханс Кристиан Андерсен" 290 лет "Дикие лебеди" »
Урок чтения по теме "Г.Х. Андерсен. «Дикие лебеди»" (работа по содержанию)
Шубникова Ирина Михайловна, учитель начальных классов
Разделы:Начальная школа
Цели:
Продолжение знакомства с произведением Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”;
Работа над техникой и выразительностью чтения;
Развитие внимательности, памяти, умения работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы;
Расширение и обогащение словарного запаса обучающихся;
Воспитание интереса к предмету и таких качеств характера как, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: учебник, УТ, толковые словари, цв. карандаши, листочки, линейка, иллюстрации к сказке, портрет автора и ФИО, карточки со словарными словами (грифель, хижина, минуло, утес, чары, покои, епископ, холст, шествие), алгоритм написания синквейна, одноименный м/ф, телевизор, СО проигрыватель, выставка книг Х.К. Андерсена, костюм Звездочета.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы, а гостям нашим приятного времяпровождения.
Я сегодня молодец. На уроке удалец. Спинку ровненько держу. Все я знаю, все скажу.
- Итак, за работу!
II. Повторение изученного.
- Любите ли вы читать сказки? - На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные –авторские). - А еще? (Волшебные, бытовые, о животных). - С какими сказками мы познакомились в этом году, но не просто вспомните автора и название, определите, к какой группе они относятся? (П.П. Ершов. “Конек-Горбунок” – литературная, волшебная; В.М. Гаршин. “Лягушка путешественница” – литературная, о животных). - Молодцы. - Над каким произведением мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”). - А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).
(Открыть одну часть доски: портрет, ФИО, название сказки).
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.
Тест: Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:
В какой стране жил великий сказочник?
Швеция;
Германия;
Дания.
В каком возрасте мальчик научился читать?
В 4 года;
В 7 лет;
В 9 лет.
Где учился Ханс Кристиан?
В лицее;
В пансионе;
В школе для бедных.
Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена?
“Гадкий утенок”;
“Золотой гусь”;
“Снежная королева”.
Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля?
Международным женским днем;
Международным днем детской книги;
Днем Святого Валентина.
(31322).
- Какое получили число? (Пятизначное – 31.322). - Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в каком возрасте Ханс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь. (В 11 лет). - Хорошо. - Давайте вспомним краткое содержание прочитанного, а (Юля) в это время расставит иллюстрации в хронологическом порядке.
Первые 5 иллюстраций, а остальные развешены по классу
- Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля (с. 119, 1-й абзац). - Какими представляет автор принцев и Элизу? - Как в литературе называется такое вступление? (Экспозиция). - Поясните? (Исходная ситуация, которая подготавливает восприятие читателя). - Что следует дальше? (Завязка – начало событий). - Перескажите. - С каких слов начинается развитие событий? (с. 121, 2-я часть, чтение 3-го абзаца). - А теперь расскажите о ее блуждании по лесу. - Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? Найдите и прочитайте (с. 122, 1–2-й абзацы). - А как вы думаете, это было случайностью? Почему? - Что сделала наша героиня? - Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? Как в литературе называется речь одного человека?(Монолог). - А вот как это выглядит в экранизации одноименного м/ф.
III. Просмотр эпизода м/ф (рассказ братьев о своей жизни в другой стране).
IV. Беседа по содержанию.
- Что заметили? (Рассказ ведут несколько братьев). - Какие чувства испытывают братья, произнося свою речь? - Ну и каков же выход из данной ситуации? - Молодцы, очень хорошо. - Проверяем работу (Юли) и даем краткое описание эпизода. (Работа по картинному плану).
V. Словарная работа.
Раздается стук в дверь.
- Войдите. Ой, ребята, кто это? (Звездочет).
Звездочет: Здравствуйте, ребята! Да, я действительно звездочет. Вижу удивление на ваших лицах. Я попал к вам не случайно, меня отправила сюда моя сестра Фата-Моргана. А вы знаете, кто она? (Дети отвечают).
Звездочет: Правильно. Что она сделала для Элизы? Вот и я вам помогу лучше понять содержание сказки и дать лексическое значение устаревших слов:
- С некоторыми словами вы уже знакомы, давайте их вспомним. (1-й столбик слов). - А как узнать лексическое значение новых слов? (Обратиться к толковому словарю). - Кто мне в этом поможет? (Работают со словарями). - Ну спасибо, молодцы! Вы такие удальцы. До новых встреч.
VI. Физминутка.
Пожалуйста зажмурьте глазки, досчитайте до 5-ти и представьте себя птицами.
Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками). Перед тем, как вылетать, Надо крылышки размять. Вверх крыло, вниз крыло, А теперь наоборот! Крылья в стороны разводим, Л лопатки вместе сводим. Вправо – влево наклонились, И вперед назад прогнулись. А теперь на месте ходим, Но от парты не отходим. Снова сесть за парты рады Приступать к работе надо.
VII. Работа в учебнике.
- Ребята, как называется момент наивысшего напряжения в произведении? (Кульминация). - Давайте выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонацию, перечитаем этот момент. (Выразительное чтение – с. 128–132). - Посмотрите внимательно на картинный план, дополните его иллюстрациями, соответствующими кульминации.
Иллюстрации 6 и 7
- Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана). - Сколько раз они приходила на помощь? - А сейчас мы посмотрим на помощника сестры в экранизации данной сказки.
Просмотр эпизода м/ф. (На утесе ворон(а) рассказывает как можно расколдовать принцев).
Почему именно этот сказочный персонаж использован?
У нас остались еще иллюстрации, скажите, к какой части они относятся? (Развязка).
А что это такое?
Иллюстрации 8 и 9
- Хоть мы и не дочитали сказку, я уверена, вы уже можете сказать, чем она закончилась? - Картинный план полный? - Сюжет завершен?
VIII. Моделирование обложки.
- У вас имеются модели обложки. Оформите их, пожалуйста. - Работать будем на обратной стороне обложки. Я называю вам героя, а вы запишите, какие человеческие качества приходят вам на ум, услышав это имя:
1-й ряд – Элиза (добрая, трудолюбивая, отважная, невинная). 2-й ряд – Королева (злая, коварная, завистливая, алчная). 3-й ряд – Фата-Моргана (сердечная, добрая, бескорыстная).
(Заслушивание ответов).
- На этом наша работа с данным произведением еще не закончена, мы продолжим на следующем уроке.
IX. Итог.
- Мы поработали сегодня очень плодотворно, и чтобы подвести итог, я предлагаю вам написать синквейн. - Давайте напомним себе и объясним гостям, что это такое.
В переводе с французского языка “5” – стихотворение из 5-ти строк, которое строится по определенным правилам:
Тема (сущ. – 1).
Описание темы (прил. – 2).
Описание действия (глагол – 3).
Фраза, предложение (отношение к теме – 4–5).
Синоним (к первому).
Например:
......... (Король).
Богатый, доверчивый.
Правит, любит, подчиняется.
По-детски наивный мужчина.
Отец.
(Первая строка не читается, а по описанию остальные должны отгадать, о ком речь). (Зачитывание детьми синквейнов – по желанию).
- Обратите внимание вот на эту книжную выставку. Как вы думаете, для чего она вам представлена? - Да, действительно у Андерсена много интересных произведений и желающие могут найти их в нашей школьной библиотеке.
X. Оценивание и домашнее задание.
Учитель оценивает работу обучающихся.
Домашнее задание: оформить обложку, УТ с. 74, з. 4–6.
Поделиться…
Открытый урок литературного чтения "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"
Кудрина Ирина Николаевна, учитель начальных классов
Разделы:Начальная школа
Цели урока
Познакомить детей со сказкой Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”. Продолжить исследовательскую работу над сказкой.
Продолжить знакомство с творчеством Х. К.Андерсена.
Продолжить работу по воспитанию любви к сказкам. На основе прослушивания и исполнения музыкальных эпизодов развить образ литературного произведения в их динамике.
Воспитывать у детей положительные человеческие качества.
Тип урока: итоговый урок по творчеству Х.К. Андерсена по теме жанр – сказка.
Оборудование: портрет Х.К. Андерсена, картины с эпизодами из разных сказок автора; цитаты “Что за прелесть эти сказки …” А.С. Пушкина и т.д. рисунки детей, костюмы сказочных героев.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сегодня на уроке чтения мы отправимся в путешествие необыкновенное. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте.
Звучит музыка.
– Итак, куда мы отправляемся? (В сказку)
– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)
II. Сообщение темы урока
– Для нас давно стало привычным существование автомобилей, космических кораблей. Захотел перенестись на край света, включи телевизор, и на экране появятся ландшафты Африки, Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои.
– Но почему же сказка остаётся всё такой же милой и родной?
– Почему до сих пор сочиняют сказки?
III. Обобщение учителя после ответов детей. Вступительная беседа
– Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Великий писатель А.С. Пушкин восхищался сказкой и однажды сказал: “Что за прелесть эти сказки”, “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”. Как вы понимаете смысл этих слов? (Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного – волшебного, но она мудра и поучительна)
– Какие недостатки людей осуждаются в сказках? (Лень, жадность, скупость, безделие, трусость, глупость, жестокость)
– Какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках? (Трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, любовь к ближнему)
IV. Жизнь и творчество Х.К. Андерсена
Парад сказочных героев.
– И в первом и во втором классах мы с вами читали увлекательные сказки великого датского писателя Х.К. Андерсена. Они захватывали вас, увлекали вместе с собой в волшебный мир сказок. Какие же сказки вам особенно запомнились? Это вы показали в своих рисунках. Сейчас сказочные герои напомнят вам сказки Х.К. Андерсена, перед вами, ребята и уважаемые гости, любимые герои сказок этого писателя. Они сами расскажут вам о жизни и творчестве великого сказочника. Любимые герои сказок Андерсена перед вами. Узнайте отрывок из какой сказки и кто из героев его прочёл.
– Чем восхищается автор? От чего и о чём он грустит, рассказывая свои сказки? (Восхищается героями своих сказок с чистой доброй душой и грустит, что всё-таки ещё существует зло)
V. Первичное знакомство со сказкой Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”
– Многие литературные сказки берут своё начало из народной сказки.
– Вспомните, на основе какой народной сказки возникла сказка “Дикие лебеди”? (“Одиннадцать лебедей”)
– Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям)
– Отражена ли эта идея в сказке Х.К. Андерсена?
– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)
VI. Анализ произведения (исследовательская работа)
– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
– Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)
– Покажите на примерах.
– Где и с кем происходят события, описанные в сказке?
– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой.
Звучит грустная музыка.
– А затем мотив сказки становится каким? (Грустным, печальным)
– Как изменилась чудесная жизнь во дворце и почему?
– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей)
– А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви)
– Что же происходит дальше?
– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)
– Мы сказали, что мачеха – чёрная душа, доказали это на примере того, как она расправилась безжалостно с принцами.
– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья? Так же как и братья Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, безобразной, и сердце её не стало злым. И прикоснувшись к этой теплоте и доброте, три холодные жабы превратились в три красных мака.
Проверка домашнего задания.
VII. Физминутка
VIII. Продолжение работы
– Вам было предложено дома сделать следующее задание. Ребята первой группы должны были найти отрывки, которые говорят о непоколебимой преданности сестры братьям и братьев сестре. А ребята второй группы должны найти отрывок и ответить на вопрос: "Чьи мудрые слова помогли Элизе отправиться в нелёгкий путь, чтобы спасти братьев, и какие трудности ей пришлось преодолеть?".
Выборочное чтение.
– Что хотел автор сказки донести до читателя?
– Мы привели достаточно много примеров борьбы добра со злом, непоколебимой преданности сестры братьям, которые помогут ответить на ранее поставленный вопрос.
IX. Обобщение
– Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все испытания. И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность.
X. Итог урока
– Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.
– Кем для вас стал Х.К. Андерсен?
– Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости. В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.
– Урок подошёл к концу, у всех у вас разные чувства и настроение. Когда вы будете уходить с урока, то оставьте на доске кружок, соответствующий вашему настроению.
«Дикие лебеди»
Ханс Кристиан Андерсен – всемирно известный детский сказочник. Он родился в бедной семье башмачника. В детстве отец рассказывал мальчику, что он якобы является родственником принца Фритса. Это стало поводом фантазий ребенка о его знакомстве с отпрыском королевской фамилии. Даже когда Ханс вырос, он не перестал мечтать и придумывать различные неправдоподобные истории. Все это нашло отражение в замечательных сказках, которые прославили его на весь мир. Многие из них мы знаем с детства. Одно из лучших своих произведений написал в 1838 году Андерсен.
«Дикие лебеди» – это сказка о ценности родственных чувств, о самоотверженной любви во всех ее проявлениях. Даже возможность собственной смерти не страшит главную героиню. У нее лишь одно желание – спасти своих братьев.
Жил-был король. И было у него одиннадцать прекрасных сыновей и одна дочь, которую звали Эльза. Жили они хорошо и дружно, до тех пор, пока не появилась в их семье мачеха. Она была злой колдуньей. Появившись в замке, мачеха сразу же установила там свои порядки. Она отправила Эльзу на воспитание в глухую деревню, а ее братьев превратила в белых лебедей. Они улетели неведомо куда. Их сестра, жившая в глуши, с каждым днем становилась все прекраснее. И вот она уже превратилась в настоящую красавицу, краше которой нет на белом свете. Когда Эльза вернулась к отцу в замок, мачеха, увидев ее, обозлилась еще больше. Она решила сделать свою падчерицу уродиной. Для этого колдунья подослала к ней трех противных жаб. Но, как только те коснулись невинной девушки, то превратились в красные маки и поплыли по реке прочь от нее. Тогда мачеха измазала Эльзу грязью так, что даже родной отец не смог ее узнать и выгнал из замка.
Развитие событий .После этого пришлось девушке заночевать в лесу. Там ей снится сон, в котором она видит себя и братьев в детстве. Утром, проснувшись, Эльза умылась в лесном пруду, после чего вновь стала красавицей. И пошла девушка искать своих братьев. По дороге ей встретилась старушка с лукошком, полным ягод. Она угостила ими Эльзу и рассказала о том, что скоро та выйдет к реке, куда прилетают одиннадцать прекрасных лебедей в золотых коронах. Утром красавица вышла к реке и осталась ждать своих братьев. Вечером прилетели лебеди и превратились в молодцев. На рассвете братья опять улетели, обещав забрать с собой сестру. На следующий день они унесли ее в ивовой корзинке в пещеру, заросшую зеленью. Там и осталась жить Эльза. Однажды ночью ей приснился странный сон: старушка, которая указала дорогу к братьям, поведала ей тайну их спасения. Она сказала, что лебеди превратятся в юношей, если надеть на них рубашки, связанные из крапивы, которая растет на кладбище или у этой пещеры. Только при этом девушка должна молчать, иначе чары не подействуют. На следующий день Эльза взялась за работу. Она нарвала крапивы у пещеры и начала вязать первую рубашку. Но не успела она закончить вторую сорочку, как ее нашел здешний король, который охотился в этих местах. Он был очарован красотой Эльзы, увез ее к себе в замок и женился на ней. Краткое содержание. «Дикие лебеди». Одно лишь обстоятельство расстраивало короля – его юная жена всегда молчала, показывая, что ей нужно, только знаками. Архиепископ, служивший у него, поведал о том, что его красавица - ведьма. Ночью он сам видел, как она ходила на кладбище и рвала там крапиву. Зачем это нужно обычной девушке? Король захотел во всем убедиться сам. Следующей же ночью он поймал свою жену за этим делом. Вскоре и народу стало известно о том, что юная королева - ведьма. Люди потребовали, чтобы Эльзу сожгли на костре. Сама девушка не могла объяснить им, для чего она рвет крапиву, так как это бы разрушило все ее старания. Даже тогда, когда девушку везли на казнь, она сидела и вязала.
Ей осталось закончить последнюю рубашку. Лебеди кружили вокруг нее. В тот момент, когда палач схватил ее за руку, она успела набросить на братьев связанные рубашки, и они превратились в юношей. Только она не успела закончить рукав на последней сорочке. Младший братец так и остался с крылом вместо руки. Сделав это, Эльза упала в обморок. А братья рассказали королю всю их историю. В этот момент бревна для костра превратились в куст алых роз. Только один цветок посередине был ослепительно белым. Король сорвал его, положил на грудь девушке, и она очнулась. Разрушились злые чары колдуньи. В сердце Эльзы поселились радость и покой. На этом заканчивается сказка о смелой девушке и ее одиннадцати братьях (здесь приведено ее краткое содержание).
«Дикие лебеди» - это произведение о самоотверженности и любви. Оно учит нас вере в то, что добро всегда победит зло, что бы ни случилось. Дети обожают эту сказку. По ее мотивам созданы и мультфильмы, и художественные ленты. Сказка «Дикие лебеди», краткое содержание которой здесь приводится, пожалуй, одно из лучших произведений Ханса Кристиана Андерсена.