kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как написать итоговое сочинение по литературе?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпускнику 11 класса предстоит много испытаний. первым таким испытанием станет итоговое сочинение по литературе. думаю, что мой материал поможет ему не растеряться и достойно выдержать этот экзамен.

Просмотр содержимого презентации
«литература 11 класс»

Итоговое сочинение  по литературе

Итоговое сочинение по литературе

Выбор темы сочинения

Выбор темы сочинения

  • Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной и понятной.
  • Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему.
  • Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.
Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать ответы  Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы Сформулируйте тему в виде вопроса (вопросов) Выделите в ней ключевые слова, в которых видите главный смысл Внимательно прочитайте тему сочинения  Составьте план сочинения

Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать ответы

Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы

Сформулируйте тему в виде вопроса (вопросов)

Выделите в ней ключевые слова, в которых видите главный смысл

Внимательно прочитайте тему сочинения

Составьте план сочинения

Напишите окончательный вариант работы Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста Напишите черной вариант работы Продумайте композицию (построение) работы. Напишите план сочинения Подберите произведение(-ия), на материале которых сможете доказать свою точку зрения Сформулируйте свою точку зрения (тезис) по данному вопросу Определите проблему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки 4

Напишите окончательный вариант работы

Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста

Напишите черной вариант работы

Продумайте композицию (построение) работы.

Напишите план сочинения

Подберите произведение(-ия), на материале которых сможете доказать свою точку зрения

Сформулируйте свою точку зрения (тезис) по данному вопросу

Определите проблему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения

Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки

4

Композиция сочинения

Композиция сочинения

  • Вступление (тезис)
  • Основная часть (аргументы)
  • Заключение (вывод, связанный с тезисом)
Варианты вступления

Варианты вступления

  • Аналитическое (размышление над центральным понятием, входящим в формулировку темы сочинения)
  • Историческое (краткая характеристика эпохи)
  • Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление о новаторстве автора, о том, что нового писатель внес в развитие литературы)
4. Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения). 5. Вступление-характеристика произведения (характеристика произведения в целом, место произведения в , его новизны и значимости).

4. Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения).

5. Вступление-характеристика произведения (характеристика произведения в целом, место произведения в , его новизны и значимости).

Грамматические средства  оформления зачинов

Грамматические средства

оформления зачинов

  • Назывное предложение или ряд назывных предложений
  • Риторический вопрос
  • Цепочка вопросительных предложений
  • Вопросно-ответное единство
  • Цитата
  • Ряд однородных членов предложения
  • Повествование об авторе текста
1) « Равнодушие – это паралич души», - писал известный русский писатель А.П.Чехов. Действительно, душевная черствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости. 2) Как много написано о любви! Кажется, что можно сказать о ней после Пушкина, Лермонтова, Тургенева? Но проходят годы, века, а мы вновь и вновь обращаемся к теме вечно живой и такой разной. И вновь задумываемся над вопросом: любит ли? 3) Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. 4) Часто ли обращаем внимание на то, что нас окружает? Знаем ли мы на самом деле весь наш мир? Замечаем ли мы прекрасное в шуме, суете повседневной жизни?

1) « Равнодушие – это паралич души», - писал известный русский писатель А.П.Чехов. Действительно, душевная черствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости.

2) Как много написано о любви! Кажется, что можно сказать о ней после Пушкина, Лермонтова, Тургенева? Но проходят годы, века, а мы вновь и вновь обращаемся к теме вечно живой и такой разной. И вновь задумываемся над вопросом: любит ли?

3) Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии.

4) Часто ли обращаем внимание на то, что нас окружает? Знаем ли мы на самом деле весь наш мир? Замечаем ли мы прекрасное в шуме, суете повседневной жизни?

5) Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями? 6) «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга», - так сказал В.Г.Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывают заимствованные слова на развитие языка? 7) В.П.Астафьев – знаменитый русский писатель, наш современник. Он известен нам по книгам «Васюткино озеро», «Прокляты и убиты», «Последний поклон», «Людочка», «Печальный детектив» и многим другим. Его произведения о природе, о войне, о деревенских людях.

5) Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями?

6) «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга», - так сказал В.Г.Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывают заимствованные слова на развитие языка?

7) В.П.Астафьев – знаменитый русский писатель, наш современник. Он известен нам по книгам «Васюткино озеро», «Прокляты и убиты», «Последний поклон», «Людочка», «Печальный детектив» и многим другим. Его произведения о природе, о войне, о деревенских людях.

Пример аналитического вступления сочинения по теме  «Тема чести в русской литературе  19 века»  Честь… Это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи, трусости. Это морально-волевой стержень, который укрепляет каждого из нас в выборе поступка, когда судьей является собственная совесть. Вот почему русские писатели-классики неоднократно затрагивали проблему чести в своих произведениях. Так, А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» стремились всесторонне осмыслить понятие чести и показать, что оно является непреходящим, общечеловеческим и включает в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим.

Пример аналитического вступления сочинения по теме «Тема чести в русской литературе 19 века»

Честь… Это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи, трусости. Это морально-волевой стержень, который укрепляет каждого из нас в выборе поступка, когда судьей является собственная совесть. Вот почему русские писатели-классики неоднократно затрагивали проблему чести в своих произведениях. Так, А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» стремились всесторонне осмыслить понятие чести и показать, что оно является непреходящим, общечеловеческим и включает в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим.

Основная часть сочинения 1.Ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема. 2.Каждая новая мысль начинается с новой красной строки. 3. Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст. 4.Основная часть сочинения немыслима без цитат. 5.В основной части сочинения следует избегать : - пересказа литературного произведения; - изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

Основная часть сочинения

1.Ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема.

2.Каждая новая мысль начинается с новой красной строки.

3. Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст.

4.Основная часть сочинения немыслима без цитат.

5.В основной части сочинения следует избегать :

- пересказа литературного произведения;

- изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

Заключение Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и подробно. Используются такие вводные слова: итак, таким образом, в заключение…

Заключение

Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и подробно.

Используются такие вводные слова: итак, таким образом, в заключение…

Пример заключения по теме «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени»»  В заключение еще раз подчеркну: философская проблематика романа М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени» широка. Спектр поднимаемых писателем проблем (проблема смысла жизни, предопределения человеческой судьбы, свобода выбора, веры и безверия, индивидуализма…) не утратила своей актуальности и по сей день. Но самое главное: без философского аспекта романа нельзя понять ни духа изображенной в произведении исторической эпохи, ни сути характера и противоречивости личности главного героя.

Пример заключения по теме «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»

В заключение еще раз подчеркну: философская проблематика романа М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени» широка. Спектр поднимаемых писателем проблем (проблема смысла жизни, предопределения человеческой судьбы, свобода выбора, веры и безверия, индивидуализма…) не утратила своей актуальности и по сей день. Но самое главное: без философского аспекта романа нельзя понять ни духа изображенной в произведении исторической эпохи, ни сути характера и противоречивости личности главного героя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как написать итоговое сочинение по литературе?

Автор: Хохлова Ольга леонидовна

Дата: 19.01.2019

Номер свидетельства: 496158

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "ПАМЯТКА, КАК НАПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ"
    ["seo_title"] => string(53) "pamiatkakaknapisatitogovoiesochinieniiepolitieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "255873"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448014603"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Справка  по результатам проведения  итогового  сочинения (изложения) в 11 классе 2014-2015 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(113) "spravka-po-riezul-tatam-proviedieniia-itoghovogho-sochinieniia-izlozhieniia-v-11-klassie-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "189317"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426865817"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 11 классе в свете подготовки к итоговому сочинению "
    ["seo_title"] => string(122) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-litieratury-v-11-klassie-v-svietie-podghotovki-k-itoghovomu-sochinieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "138693"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417592857"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Планирование уроков литературы в 11 классе в свете подготовки к итоговому сочинению "
    ["seo_title"] => string(93) "planirovaniie-urokov-litieratury-v-11-klassie-v-svietie-podghotovki-k-itoghovomu-sochinieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "138713"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417596043"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Как же это? Гражданская война в изображении М.А.Шолохова ( на примере «Донских рассказов»)"
    ["seo_title"] => string(80) "kak_zhie_eto_grazhdanskaia_voina_v_izobrazhienii_m_a_sholokhova_na_primierie_don"
    ["file_id"] => string(6) "393275"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487437544"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства