kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Извилистая дорога жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русской литературе для 9 класса по теме: "Извилистая дорога жизни"( по рассказам М.А.Шолохова "Судьба человека", "Наука ненависти").

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Извилистая дорога жизни"»

Урок литературы в 9-м классе по теме «Извилистая дорога жизни» ( по рассказам М.А.Шолохова «Судьба человека» и «Наука ненависти»)

Учитель русского языка и литературы Магкаева Арина Солтановна

Тема: «Извилистая дорога жизни». (По рассказам М. А.Шолохова «Судьба человека» и «Наука ненависти»). 9-й класс.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказов, их глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказов, задуматься о вечных нравственных ценностях.

Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

Методическое оборудование: портрет М. Шолохова, репродукции к рассказам «Судьба человека», «Наука ненависти», видеокадры фильма «Судьба человека» и отрывок из спектакля «Наука ненависти».

Планируемые результаты:

  1. Предметные: знакомство с историей написания рассказов М.А Шолохова « Судьба человека» и «Наука ненависти», способствовать развитию речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.

  2. Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

  3. Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие   умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взаимопомощи, формировать чувство патриотизма.

  4. Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), презентация, наглядные (репродукции, кадры видеофильма и спектакля), практические (работа с текстом).

Методическое оборудование: портрет М. Шолохова, репродукции к рассказам «Судьба человека», «Наука ненависти»,словарь С.И. Ожегова,видеокадры фильма «Судьба человека» и отрывок из спектакля «Наука ненависти».



Ход урока

I.Самоопределение к деятельности.( Слайд)

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём урок, посвящённый Великой Победе над фашизмом. К сожалению, ветеранов, ковавших эту победу, с каждым днём становится всё меньше и меньше. Миллионы людей прошли через ужасы ада, сумев сохранить в себе человеческие ценности. Именно эти ценности и являются ориентиров в жизни каждого человека. В качестве эпиграфа к уроку я взяла высказывание немецкого философа и поэта «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» .

II .Актуализация знаний. (Слайд)

Учитель. Я хочу прочитать небольшое стихотворение поэта XIX века Апполона Николаевича Майкова «Улыбки и слёзы!»

Улыбки и слезы!.. И дождик и солнце!
И как хороша —
Как солнце сквозь этих сверкающих капель —
Твоя, освеженная горем, душа!

Май 1889

- Чему посвящено это стихотворение?



III. Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи. (Слайд)

Учитель. Действительно, человек всегда задавался вопросом « Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Почему такие превратности судьбы». Над вечными вопросами задумывался и А.М.Шолохов. Сегодня мы вместе рассмотрим его рассказы.

-Тема нашего урока: «Извилистая дорога жизни».

- Как вы понимаете её смысл?(Извилистая дорога жизни -сложная, запутанная)

Откройте ваши тетради и запишите тему урока.

- Давайте вместе сформулируем цели урока. Осмыслить глубину произведений, сопоставить их.

IV. Выступают учащиеся с индивидуальными заданиями.

Играет классическая мелодия. Людвиг Ван Бетховен «Лунная соната» 27-2.

1-ый ученик. История создания рассказа «Судьба человека».

С прототипом главного дёйствующего лица Михаил Александрович Шолохов повстречался на охоте. Дело было близ хутора Моховский.

Сюда Шолохов приехал поохотиться на диких гусей и казарок. Присев отдохнуть после охоты неподалеку от степной речки Еланки, писатель увидел мужчину и мальчика, идущих к речной переправе. Путники приняли Шолохова за «своего брата-шофера». В завязавшейся непринужденной беседе путник рассказал о своей судьбе.

Рассказ сильно взволновал писателя. Михаил Александрович был так потрясен, что даже забыл спросить фамилию своего случайного знакомого, о чем позже очень жалел. «Обязательно, обязательно напишу об этом рассказ», - повторял Шолохов. Через несколько лет он написал рассказ «Судьба человека».


2-ой ученик. История создания рассказа «Наука ненависти».


Главный редактор газеты «Красная звезда» попросил М.Шолохова предложил ему ездить по фронтам и писать только то, что будет по душе. Он согласился и отправился к героям своих будущих произведений, сражавшихся за Родину.

В основу рассказа Шолохова легла история плена политрука Юго-Западного фронта 26-й армии 27-й отдельной роты медицинского усиления Зиновия Яковлевича Фердмана. Фердман попал в плен 21 сентября 1941 года возле села Денисовка Полтавской области, был помещён в лагерь военнопленных в селе Боканка, 26 сентября бежал из лагеря и 21 ноября вышел в расположение советских войск.

Учитель. О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою»

V. Реализаций новых знаний.

Учитель. Война … Какое страшное слово. Она делит жизнь на до и после. Оставляя после себя боль, скорбь, печаль. Тоже самое произошло в судьбах главных героев произведений. Их жизнь стала извилистой.

Мы поэтапно будем рассматривать судьбу Андрея Соколова и Виктора Герасимова.

Жизнь до войны.

-Как жили герои до войны?

-Были ли они счастливы?

- Какие эпитеты они используют при описании своих семей?

Работа с текстом.

Шолохов создал своих героев сильными и храбрыми, но особенно он заострил своё внимание на глазах А.Соколова. Как они выглядели? ( Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть).

Война. Прощание с семьями. (Слайд)

- Найдите, пожалуйста, в текстах описание прощания с героями на вокзале.

-Что не мог себе простить впоследствии А.Соколов?

Плен. ( Рассказы «Судьба человека», «Наука ненависти») (Слайд)

Оба героя попадают в плен к врагам. Оба проходят через ужасы плена.

- При каких обстоятельствах оба персонажа попадают в плен к фашистам?

- Как они ведут себя?

Работа по группам.

1-группа. (Слайд) Сцена в церкви ( рассказ «Судьба человека») . По дороге в лагерь на ночь пленников загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви? 
-С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?(Соколов встречает четырех героев, которые воплощают собой четыре варианта поведения человека в плену: предателя Крыжнева, который старается купить себе жизнь, выдав своего командира, и самого взвода, который покорно ждет своей судьбы, и ревностно верующего солдата-христианина, который невольно стал причиной гибели еще четырех мужчин. Этим трем героям противопоставляется четвертый — военный врач, который не отступает от своих жизненных принципов и навыков профессии, стараясь облегчить хотя немного страдание пленных («и он дальше пошел в тьме. Потихоньку спрашивает: «Раненые есть?». Вот что означает настоящий доктор! Он и в плену, и во тьме свое большое дело делал»).

- Как вы оцениваете поступок Соколова в церкви?

2-группа. Жизнь в плену (рассказ «Наука ненависти») (Слайд)

-Какую жизнь устраивали пленникам фашисты?

Рассказывается о ужасных и периодически повторяющихся избиваниях пленных немецкими начальниками, чудовищная пытка жаждой, коричневая жижа, которую пили, трупы лошадей, которые ели, пленные, раздавленные гусеницами танков, беспомощный врач, задыхающиеся от зловония раненые, с кишащими червями ранами, - и смеющиеся враги, чудовищные издевательства и унижения, через которое прошли люди.

3-группа. Сцена « Поединок с Мюллером» ( рассказ «Судьба человека»). (Слайд)

Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова? 
-Какую сцену видит Соколов? 
-Что предложил ему лагерфюрер? 
-Как повёл себя наш герой? Почему? 
-Кто же одержал победу в данном поединке?

4 группа. «Сладкий картофель» (рассказ «Наука ненависти») (Слайд)

-Что ожидало человека, поднявшего с земли мёрзлый картофель?

«В жизни я не ел более вкусного …!» - Что вспоминал лейтенант Герасимов?

5-группа. Сцена усыновление Ванюшки (рассказ «Судьба человека»).(Слайд)

-Кто кого нашёл?

- Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту?

- Как это характеризует Андрея Соколова? К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

VI. Отрывок из фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека».

Встреча Соколова с Ванюшкой.

Учитель. Лирическая концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей Соколов вырастит из Ванюшки настоящего Человека. «Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Выразительное чтение ученицей монолога лейтенанта Герасимова.

Стерегли нас разжиревшие от грабежей солдаты. Все они по характеру были сделаны на одну колодку. Наша охрана на подбор состояла из отъявленных мерзавцев. Как они, к примеру, развлекались: утром к проволоке подходит какой-нибудь ефрейтор и говорит через переводчика:

«Сейчас раздача пищи. Раздача будет происходить с левой стороны».

Ефрейтор уходит. У левой стороны огорожи толпятся все, кто в состоянии стоять на ногах. Ждем час, два, три. Сотни дрожащих, живых скелетов стоят на пронизывающем ветру… Стоят и ждут.

И вдруг на противоположной стороне быстро появляются охранники. Они бросают через проволоку куски нарубленной конины. Вся толпа, понукаемая голодом, шарахается туда, около кусков измазанной в грязи конины идет свалка…

Охранники хохочут во все горло, а затем резко звучит длинная пулеметная очередь. Крики и стоны. Пленные отбегают к левой стороне огорожи, а на земле остаются убитые и раненые… Высокий обер-лейтенант — начальник лагеря — подходит с переводчиком к проволоке. Обер-лейтенант, еле сдерживаясь от смеха, говорит:

«При раздаче пищи произошли возмутительные беспорядки. Если это повторится, я прикажу вас, русских свиней, расстреливать беспощадно! Убрать убитых и раненых!» Гитлеровские солдаты, толпящиеся позади начальника лагеря, просто помирают со смеху. Им по душе «остроумная» выходка их начальника.

Мы молча вытаскиваем из лагеря убитых, хороним их неподалеку, в овраге… Били и в этом лагере кулаками, палками, прикладами. Били так просто, от скуки или для развлечения. Раны мои затянулись, потом, наверное от вечной сырости и побоев, снова открылись и болели нестерпимо. Но я все еще жил и не терял надежды на избавление… Спали мы прямо в грязи, не было ни соломенных подстилок, ничего. Собьемся в тесную кучу, лежим. Всю ночь идет тихая возня: зябнут те, которые лежат на самом низу, в грязи, зябнут и те, которые находятся сверху. Это был не сон, а горькая мука.

Так шли дни, словно в тяжком сне. С каждым днем я слабел все более. Теперь меня мог бы свалить на землю и ребенок. Иногда я с ужасом смотрел на свои обтянутые одной кожей, высохшие руки, думал: «Как же я уйду отсюда?» Вот когда я проклинал себя за то, что не попытался бежать в первые же дни. Что ж, если бы убили тогда, не мучился бы так страшно теперь.Пришла зима. Мы разгребали снег, спали на мерзлой земле. Все меньше становилось нас в лагере… Наконец было объявлено, что через несколько дней нас отправят на работу. Все ожили. У каждого проснулась надежда, хоть слабенькая, но надежда, что, может быть, удастся бежать.В эту ночь было тихо, но морозно. Перед рассветом мы услышали орудийный гул. Все вокруг меня зашевелилось. А когда гул повторился, вдруг кто-то громко сказал:— Товарищи, наши наступают!

И тут произошло что-то невообразимое: весь лагерь поднялся на ноги, как по команде! Встали даже те, которые не поднимались по нескольку дней. Вокруг слышался горячий шепот и подавленные рыдания… Кто-то плакал рядом со мной по-женски, навзрыд… Я тоже… я тоже… — прерывающимся голосом быстро проговорил лейтенант Герасимов и умолк на минуту, но затем, овладев собой, продолжал уже спокойнее: — У меня тоже катились по щекам слезы и замерзали на ветру… Кто-то слабым голосом запел «Интернационал», мы подхватили тонкими, скрипучими голосами. Часовые открыли стрельбу по нас из пулеметов и автоматов, раздалась команда: «Лежать!» Я лежал, вдавив тело в снег, и плакал, как ребенок. Но это были слезы не только радости, но и гордости за наш народ. Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не могли, и никогда не сломят! Не на тех напали, это я прямо скажу. — …И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», — а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если это замысловато сказано, но я так думаю, — закончил лейтенант Герасимов и впервые за время нашего знакомства улыбнулся простой и милой, ребяческой улыбкой.

Фрагмент спектакля «Наука ненависти».

-Хочу вернуться на начало рассказа «Наука ненависти», где писатель сравнивает деревья с человеком.

-Найдите, пожалуйста, описание пробитого немецким снарядом ствол дуба.( На провесне немецкий снаряд попал в ствол старого дуба, росшего на берегу безыменной речушки. Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текучей воде, а верхние всё еще жадно протягивают к солнцу точеные, тугие листья…)

Учитель. Подведём итоги общего и различного в судьбах героев.

Учащиеся записывают в тетрадях сходства и различия в судьбах героев.

- Что объёдиняет главных героев произведений?

-А что же их различает?

Вывод. (Слайд)

-В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3. История существования кого-чего-нибудь. 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

- Как вы понимаете название рассказа «Наука ненависти»? (Воля к жизни и сопротивлению, желание жить, чтобы сражаться, высокий воинский дух Герасимова, прошедшего школу ненависти к врагу, неистребимая жажда победы раскрываются Шолоховым как типические национальные черты русского народа, со всей силой развернувшиеся в годы великой битвы.)

Немало литературных произведений было написано о Великой Отечественной войне, с которыми мы постепенно будем знакомиться. При анализе этих произведений мы выявили проблему героизма, мужества, отваги, патриотизма, милосердия. Эти проблемы нам понадобятся при написании итогового сочинения по литературе.

VII. Рефлексия. (Слайд)

Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны забывать об этом.

-Чему научил вас сегодняшний урок ?

VIII. Домашнее задание. (Слайд)

1.Составить презентацию( по выбору) по иллюстрациям к рассказам «Судьба человека», «Наука ненависти».

2. Написать мини-сочинение на тему «Почему рассказы Шолохова сохраняют актуальность и в наши дни?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Извилистая дорога жизни"

Автор: Магкаева Арина Солтановна

Дата: 07.11.2017

Номер свидетельства: 437525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Конспект занятия Транспорт"
    ["seo_title"] => string(30) "konspekt_zaniatiia_transport_3"
    ["file_id"] => string(6) "572750"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1612951979"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Разработка урока в 9 классе по теме «Законы Ньютона» "
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka-uroka-v-9-klassie-po-tiemie-zakony-n-iutona"
    ["file_id"] => string(6) "150013"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420383681"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Внеклассное мероприятие "На улицах и дорогах" "
    ["seo_title"] => string(52) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-ulitsakh-i-doroghakh"
    ["file_id"] => string(6) "186393"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426340369"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок по ПДД "Азбука дороги-дорожные знаки" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-po-pdd-azbuka-doroghi-dorozhnyie-znaki"
    ["file_id"] => string(6) "107674"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403369206"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "сценарий выпускного вечера "Ромашковая юность" "
    ["seo_title"] => string(52) "stsienarii-vypusknogho-viechiera-romashkovaia-iunost"
    ["file_id"] => string(6) "112925"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1408992316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства