Использование древнерусского текста на уроках литературы приобщает учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитанию вдумчивого и бережного отношения к слову, формирует личность, осознающую необходимость своего культурно-речевого совершенствования. Изучение древнерусских текстов разных жанров, позволяет учащимся расширить представление о литературе Древней Руси, увидеть истоки высокой гражданственности и идейности русской литературы; понять, что отношение к культуре прошлого века всегда показатель и современного уровня культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение памятников литературы Древней Твери »
МОУ «Черногубовская ООШ»
Урок литературы в 8 классе
Изучение памятников литературы Древней Твери
на уроках литературы.
Учитель русского языка и
литературы
Сорина Е.М.
2014 год
Тема урока: «Повесть о святом благоверном великом князе Михаиле Ярославиче Тверском» – памятник литературы Древней Твери.
Цель урока: - познакомить с историей жизни и смерти третьего по счёту тверского князя;
-закрепить понятие о житийном жанре и особенностях его языка;
-формировать умение высказывать своё отношение к героям повести;
-воспитывать чувства патриотизма, любви и уважения к истории Тверского края.
Оборудование: карта древней Твери; картина Н. Белова «Бортеневская битва»; портрет Михаила Тверского; тексты «Повесть о святом благоверном великом князе Михаиле Ярославиче Тверском». Эпиграф к уроку: Придётся же когда-нибудь умирать, не лучше ли мне ныне положить душу за многие души - Михаил Тверской.
Ход урока
1.Работа с Интернет- ресурсами.
Знакомство с памятником Михаилу Тверскому в Твери.
- Что знаете вы о Михаиле Тверском? Когда и почему был установлен памятник нашему земляку?
Рассматривание картины Н. Белова «Бортенёвская битва».
Краткое сообщение ученика:
В битве под Тверью, у Бортенёва, тверское ополчение во главе с князем Михаилом разбило ордынцев и соперников - москвичей.
Это была первая победа русских в борьбе с Ордой. Здесь полководческий талант Михаила обеспечил разгром монгольской конницы, считавшейся непобедимой. Это была и психологическая победа русских, вселившая веру в освобождение.
2.Слово учителя.
Несчастья нашего Отечества были особенно тяжки в то время, когда Михаил Александрович был удельным князем Тверским. Убитый в Орде за свободу и самостоятельность Тверского княжества в 1318 году, он был канонизирован православной церковью. «Повесть о Михаиле Тверском» написана одним из тверских монахов. Есть сведения, что это был духовный отец Михаила, настоятель Тверского Отроча монастыря Александр.
Мы гордимся нашими предками, их преданностью своему краю. Мы имеем прекрасную древнюю литературу Твери, по которой можем изучать историю страны. Сегодня мы познакомимся с героем Древней Руси - Михаилом Тверским - таким, каким видели
его современники. Повесть по праву относят к житийному жанру.
- Вспомним особенности этого жанра.
Ученик:
Житие - это повествование о чьей-то жизни, обычно о жизни святых. Наиболее прославившихся подвигами самопожертвования и веры церковь причисляла к лику святых. О них рассказывали современники в произведениях, названных житиями. Для житийного жанра характерны святость и мудрость героя, глубокая и бескорыстная любовь к людям, самопожертвование во благо других.
3.Выборочное чтение и анализ текста.
а) Чтение вслух 3-х первых абзацев текста. Что вы узнали о
Михаиле Тверском и Юрии Даниловиче?
б) Пересказ подготовленным учеником текста «Битва при Бортенёве» с использованием карты и зачитыванием вслух обращения Михаила к князьям и боярам: « Братья! Видите княжение великое уступил я брату моему, и дань давал я, и вот за это столько зла сотворил он в отчине моей. Я же терпел и ждал – вот перестанет злоба сия, но вижу, что главы моей ловят. Ныне же не знаю, в чём виноват. Скажите мне.
в) Чтение учителем сцены исповедания Михаила игумену
Ивану.
- Что беспокоит Михаила?
г) Пересказ учеником сцены отъезда Михаила в Орду и жизни там. Зачитывание отрывков молитв Михаила:
-Слава тебе, Владыко человеколюбче, ибо сподобил меня принять это начало мучения моего. Сподоби меня и кончить подвиг сей; да не прельстят меня словеса лукавых, да не устрашат меня угрозы нечестивых».
д) Чтение вслух сцены пытки Кавгадыем Михаила, сцены убийства князя.
е) Пересказ эпизода «великого чуда» с телом Михаила и возвращение его в Тверь.
4. Беседа с учащимися
Какие чувства вызвала у вас повесть? Каким вы представили себе Михаила? Обоснуйте свои мысли примерами из текста Что узнали
вы о сыновьях Михаила? О его жене?
5. Работа над языком повести.
Обратим внимание на особенности повествования, языка повести.
–Автор неторопливо, спокойно рассказывает о жизни Михаила, показывая умелые действия князя по укреплению и независимости Тверской земли. Когда же речь идёт о врагах - голос автора становится жёстким, беспощадным по отношению к ним: дикие звери, кровопийцы, беззаконные, имея яд аспиден в устах своих.
Назовите эпитеты, которыми автор называет Михаила и Кавгадыя.
Найдите в тексте и назовите глаголы, которые употребляет Михаил.
-Увезли, разграбили, возлюбил зло, осквернены, требует царь меня, имеют уши и не слышат правды, имеют уста и не говорят истины, имеют очи и не видят, сего ли не претерпети, жизнь хочу положить.
Глагольная лексика несёт на себе основной смысл повести- особенность житийного жанра.
Домашнее задание:
прочитать Житие Анны Кашинской. Чем отличается оно от про читанной повести?