· Цели: учащиеся смогут познакомиться с биографией писателя и его проникновенным произведением; смогут рассказать об истории создания повести; смогут проникнуться атмосферой барского дома; смогут проникнуться уважительным отношением и симпатией к судьбе главного героя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ «МУМУ»»
Тема: И. С. ТУРГЕНЕВ «МУМУ»
Цели: учащиеся смогут познакомиться с биографией писателя и его проникновенным произведением; смогут рассказать об истории создания повести; смогут проникнуться атмосферой барского дома; смогут проникнуться уважительным отношением и симпатией к судьбе главного героя.
Эпиграф:
Каждому, кто видел его в первый раз, он казался «олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу».
В. Громов
Сквозная тема:Немецкие пословицы - мудрость народа. Как сказки и загадки пословицы создавались многими поколениями. В них нашёл отражение многовековый опыт, накопленный народами, их взгляд на окружающий мир. Пословицы и поговорки всегда связаны с какими - то жизненными ситуациями: они дают добрый свет, учат, высмеивают.
1.Под каждой крышей своя печаль.
2.Лень доводит до бедности.
3.Скрипач много струн порвёт, пока мастером станет.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя. Чтение статьи о жизни и творчестве писателя. Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом русском литераторе так: «Добрый великан…» с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада» – именно так выглядел Иван Сергеевич Тургенев. (1818 – 1883 годы жизни) Жизнь его длилась 65 лет.
Чтение статьи в учебнике.
XIX век. 1852 г. Смерть Н. В. Гоголя. Этим трагическим событием И. С. Тургенев был сильно поражен, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».
Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом. (Повесть – эпический, прозаический жанр.1. Средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы (меньше романа, побольше новеллы). 2. Форма, имеющая существенное жанровое своеобразие.)*
Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесенные реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.
II. Чтение I главы.
Вопросы по содержанию:
1. Ваши впечатления о прочитанном?
2. Опишите, где происходят события?
3. Что вы узнали о герое?
4. Как «деревенский исполин» оказался в городе?
5. Каким работником был Герасим?
6. Чем смог герой вызвать к себе уважение?
7. Какой случай всем запомнился в околотке?
8. Какую можно дать характеристику Герасиму. (По I главе повести.)
III. Анализ деталей текста.
1)Атмосфера барского дома.Вопросы:
Как выглядит барский дом?
Какова жизнь старой дворянки?
Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор отводит хозяйке дома?
(Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.)
2)Портрет главного героя.
Повторное чтение отрывка от слов «Из числа всей челяди…» до слов «…всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»
Вопрос:
Каким вы увидели Герасима?(Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия.)
3)Жизнь и занятия Герасима в городе.
Чтение от слов «Крепко не полюбилось ему…» до слов «…кричали на него, как будто он мог слышать их крики».
Вопрос:
Чем же не полюбилось житье Герасиму? (Герасим с рождения жил в деревне. Там ему все привычно. В мире своей тишины он был вовсе не одинок, не испытывал волнений, а главное, он всегда был занят каким-нибудь полезным делом. Работа в городе «казалась ему шуткой».)
Вопрос: Что значит: работа «казалась ему шуткой»?
Можно ли на самом деле за полчаса «привести в порядок двор, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дрова для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить»?
Наблюдения за действиями Герасима.
Вопросы:
– Как Герасим воду возил?(«…застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка…»)
– Как ведет себя топор в руках Герасима?(«…топор так и звенит у него, как стекло…»)
– Как исполняет обязанности сторожа?(«…а что насчет чужих, так после того, как однажды ночью, поймав двух воров…»)
– Каким предстает Герасим перед нами?(Ловким, находчивым, сильным, смекалистым.)
4) В каморке у Герасима.
Чтение отрывка от слов «…он устроил себе ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах – истинно богатырскую кровать…» до слов «…прочный и приземистый…».
Вопросы:
– Какие слова указывают на силу, «великость» героя?(Истинно богатырскую кровать, дюжий сундук, столик крепкого свойства, стул, прочный и приземистый.)
– Почему И. С. Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью?(Автор использует этот прием, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колоссальную силу духа молчаливого героя.) (Гипербола.)
– Каким нравом обладает герой?(«…Нрава строгого и серьезного».)
– Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами? Что происходило в этот момент в душе героя?
IV. Обобщение.
Задание: Суммируя все прослушанное о Герасиме, дайте характеристику герою.
Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Читая текст, мы наблюдаем за героем: вот он пашет поле; его руки с силой вгоняют соху, взрывая земельный пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»… Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.
Домашнее задание: Стр. 135 – 145 (главы 1 и 2) читать и пересказывать.