kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения. Комбинированный. На уроке происходит знакомство с автором произведения, чтение рассказа и полный анализ. В уроке использованы разные вид работ.Методы: наглядный, беседа, аналитический, проблемные вопросы. На уроке создается проблемная ситуация, которую дети решают.Автор опробовал данный урок в двух классах с разным уровнем подготовленности детей. Все необходимые замечания по использованию слайдового материала и дополнительных задач даны в описании хода урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ю.И. Ермолаев «Воспитатели» »

КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида


Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО): Алмаева Анна Владимировна

Предмет: литературное чтение Класс: 3

Тема урока: Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Создать условия для эмоционального восприятия содержания произведения и раскрытия его основной мысли.

Задачи обучения (дидактические задачи):

1. Учить способам целеполагания, прогнозирования, рефлексии.

2. Познакомить со сведениями из биографии автора произведения.

3. Формировать навык беглого, выразительного, осознанного чтения.

4. Формировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Задачи развития:

1. Развивать навык работы с различными источниками информации.

2. Учить ставить проблему и находить пути ее решения.

3. Развивать творческое воображение.

4. Развивать коммуникативные компетенции в процессе совместной деятельности.

Задачи воспитания:

1. Воспитывать гуманное отношение друг к другу, умение прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитывать сочувствие, доброту через эмоциональное содержание рассказа.

3. Умение увидеть тонкую иронию автора по отношению к героям и выразить свое отношение к их поступкам.

4. Воспитывать чувство сострадания к младшему и слабому.


Задачи коррекционные:

1. Выявлять и предупреждать имеющиеся недостатки устной речи учащихся.

2. Формировать умение применять упражнения по снятию зрительного напряжения.

3. Формировать у учащихся совокупность речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное.

Оборудование: портрет Ю.И. Ермолаева, карточки с заданиями, карточки с новыми словами, сердечки разных цветов, учебник «Родная речь» 3 класс. Ч.2. Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.


1. Организация начала урока (1 мин.).

Цель: Создать благоприятный эмоциональный настрой для активной работы.

Задачи:

1. Совершенствовать навыки правильной организации рабочего места.

2. Формировать навыки активного включения в учебную деятельность.

3. Мобилизовать внимание учащихся.

Метод: информационный.

Результаты: полная готовность учащихся включению в учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Приветствие, пожелание продуктивной работы.

2. Определяет готовность учащихся к уроку.

1. Приветствие


2. Проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу



2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (проверка домашнего задания) (5 мин.).

Цель: Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

Задачи:

1. Формировать умение обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить правильные речевые высказывания.

Метод: информационный, наглядный.

Результаты: актуализация ранее изученных знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Формулирует задание. Пред­лагает отрывки из произведе­ний по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

- Прочитайте отрывки из рассказов по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

- Узнайте название произведения и его автора.

Дети вытягивают карточки с отрывками рассказов, читают их, вспоминают название и автора.

1. «Эта дорожка повторя­ется в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богата ук­рашенной» (Б.В. Щедрин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»).

2. «Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла но­вая большая школа, а за школой начинался лес» (А.П. Платонов «Еще мама»).

3. «Мы продолжали ид­ти в плохом настроении. И только у Тузика на­стро­е­ние было ничего себе. За­драв хвост, он го­нялся за птицами и сво­им лаем вно­сил из­лиш­ний шум в наше пу­тешествие» (М.М. Зо­щен­ко «Великие путешественники»).

4. «Но тут его глаза стали круглые от удивления. Он ахнул, подпрыгнул на сво­ем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять» (М.М. Защенко «Золотые слова»).

5. «Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так; будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть» (А.П. Платонов «Цветок на земле»).


3. Постановка темы и цели урока (4 мин.).

Цель: Создать условия для определения темы урока, пользуясь опорными словами, поставить его цель.

Задачи:

1. Формировать умения определять учебные задачи, исходя из темы урока.

2. Воспитывать культуру изложения мысли, умение дать обоснованный ответ.

Метод: информационный (беседа), операционный (работа с карточкой № 1), эвристический.

Результаты:

1. Возникновение внутренней потребности включения в учебный процесс при создании проблемной ситуации.

2. Определение цели и направления учебной деятельности.

3. Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Предлагает задание:

– Прочитайте запись по кар­точке и определите, о каком из трех авторов идет речь? (карточка № 1).










– Какое из перечисленных произведений принадлежит его перу? Дайте обоснованный ответ и сформулируйте тему сегодняшнего урока




– Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.

Читают запись на карточке, опре­де­ляют, о каком из трех авторов идет речь.

(Речь идет о Юрии Ивановиче Ер­молаеве, потому что Л.Н. Толстой и С.А. Есенин не были актерами. В сражениях Великой Отечественной войны они не могли участвовать, так как жили в другое время)






Определяют тему урока. (Юрий Иванович написал произведение «Воспитатели», а рассказы «Аку­ла», «Прыжок» принадлежат Л.Н. Толстому. Стихотворение «Береза» – С.А. Есенину. Значит тема сего­дняшнего урока: Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»)

Ставят цель урока. Познакомиться со сведениями из биографии. Учить­ся правильно и выразительно читать его произведение. Проана­лизировать новое произведение


Карточка № 1.

Л.Н. Толстой, Ю.И. Ер­мо­лаев, С.А. Есенин. Этот человек был хоро­шим актером. Во время Великой Отечественной войны сражался с фа­шис­т­скими захватчиками. В данном перечне: «Акула», «Прыжок», «Береза», «Вос­питатели» – есть одно произведение этого писателя.









Запись на доске:

Познакомиться…

Учиться правильно…

Проанализировать…


4. Подготовительная работа (7 мин.).

Цель: Создать условия для первичного восприятия текста произведения.

Задачи:

1. Познакомить со сведениями из биографии автора.

2. Обогащать словарный запас.

3. Воспитывать культуру изложения мысли, умение составить план.

Методы: беседа, операционный, решение проблем, прогнозирование.

Результаты:

1. Готовность к первичному восприятию текста.

2. Особые эмоциональные состояния перед прослушиванием.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Открывает портрет писателя и даты его жизни (1921-1996 гг.)

– Познакомимся с некоторыми сведениями из биографии Ю.И. Ермолаева. Положите перед собой карточку № 2. Я буду рассказывать по частям. После каждой части сделаю небольшую паузу. Во время паузы вы должны найти под­хо­дящий пункт плана, восста­новить правильный порядок.

Рассказывает.

– Проверяет составленный учащимися план.




Уточняет значение слова кулич.



Ставит проблему.

– По названию и известному слову из нового произведения попытайтесь предугадать, о чем пойдет речь в произведении?

Слушают рассказ учителя. Восстанавливают правильный порядок изложения биографии Ю.И. Ермолаева.










Называют пункты плана. Предлагают свой вариант формулировки.



Объясняют лексическое значение слова. Самостоятельный поиск в словаре


Высказывают свои предположения. Выстраивают версии предполагаемого сюжета.

Карточка № 2.

1. Герои произведения Ю.И. Ермолаева.

2. Драматург и писатель.

3. Детские и юношеские годы.








1. Детские и юношеские годы.

2. Драматург и писатель.

3. Герои произведения Ю.И. Ермолаева.

Карточка.

Кулич – сладкий, высокий, сдобный белый хлеб.


5. Первичное восприятие (7 мин.).

Цель: Выявить оценку личностной значимости произведения.

Задачи:

1. Соотнести предположение детей с сюжетом рассказа.

2. Выявить нравственную позицию учащихся по отношению к героям произведения.

3. Определить жанр произведения, вспомнив основные признаки.

Методы: проблемные вопросы, беседа.

Результаты: формирование эмоционально-личностного отношения к автору и произведению.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Читает произведение Ю.И. Ермолаева «Воспитатели».


– Чье же предположение оказалось более точным?

– Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение, используя запись на доске.

Предлагает прочитать произведение и определить его жанр.

– Каков жанр? Обоснуйте свой ответ.

Слушают и определяют, чье предположение оказалось более точным.

Отвечают, обосновывая свои ответы.

Ведут диалог с учителем. Дают ответы. Правильный ответ: «Это произведение о том, как Федя и Костя воспитывали малышей».

Ученики читают вслух.



Высказывают свои предположения.

Жанр этого произведения – рас­сказ, потому что в нем описыва­ет­ся один эпизод, он не большой по объему, с небольшим количеством героев.






Запись на доске:

Это произведение о том, как Ф… и К… в… м…


6. Физкультминутка.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Дает указания.

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а затем перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо, после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движения по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Выполняют упражнения.



7. Анализ произведения (8 мин.).

Цель: Раскрыть духовную идею произведения.

Задачи:

1. Помочь учащимся открыть и пережить духовный смысл произведения.

2. Развивать навыки беглого выразительного чтения текста по полям, умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Методы: проблемные вопросы, аналитический.

Результаты: открытость учащихся в своих суждениях, в осмыслении своих знаний, переживаний, чувств.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

– Назовите главных героев произведения «Воспитатели».


– Какую проблему хотели решить Федя и Костя?




– Кому потребовалась помощь мальчиков?

– Смогли ли мальчики помощь Маше? Расскажите об этом, установив правильный порядок предложений (карточка № 3).












– Почему Костя и Федя не смогли помочь Наде?






– Прочитаем текст еще раз. Теперь будем читать по ролям, стараясь передать интонацией состояние детей.

Ведут диалог с учителем.

– Главные герои второклассники Федя и Костя.

– Федя и Костя считали, что малыши во дворе часто ссорятся, и хотели их перевоспитать, сделать так, чтобы не было ни одной ссоры.

– Маленькой Маше.


Рассказывают, установив правильный порядок предложений.















Слушаются ответы детей. (Они вели себя неправильно. Федя и Костя не узнали у Маши точную причину ее слез, не разобрались в ситуации и поэтому сами создали конфликт, вместо того, чтобы помочь малышам не ссориться.)

Читают рассказ по ролям.











Карточка № 3.

Ори решили, что ее оби­дел Вова.

Федя и Костя направи­лись к девочке Наде, ко­торая лепила куличики.

Мальчики Федя и Костя не поняли, из-за чего плачет Маша.

Маша сказала, что она плачет из-за Надюшки.

Маша сказала, что она плакала не из-за Нади, а из-за куклы Нади.

У куклы Нади оторвалась коса.

Запись на доске:

Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор.


8. Обобщение по произведению (5 мин.).

Цель: Обобщить полученные знания.

Задачи:

1. Раскрыть идею произведения.

2. Определить отношение автора к своим героям.

3. Умение работать в группе.

4. Развитие фантазии.

Метод: беседа, работа в группе.

Результаты: выход на рефлексию

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Задает вопросы:

– Какова идея произведения?

Обобщающее слово.

– Прежде чем предпринимать какие-либо действия, нужно сначала разобраться в том, что произошло, тогда не попадешь в трудную ситуацию.

– Как назвал автор Костю и Федю?

– Какой прием художест­вен­ной изобразительности использовал автор?


Предлагает учащимся, объеди­нившись в группы, составить «вредный совет». (В прозе, в стихотворной форме).

– Почему эти советы вредные?











Рефлексия.

– У вас на столах лежат сер­дечки разных цветов. Если вам понравился урок, вам было интересно и комфортно, поднимите вверх сердечки красного цвета. Если что-то не понравилось – синего цвета.

Дают ответы, аргументируют свои высказывания.







Предполагаемые ответы.

– Воспитатели.

– Иронию, так как мальчики оказались не воспитателями, а, наоборот, организаторами ссор.


Объединяются в группы, проявив большую фантазию, составляют «вредные советы».


– Их надо внимательно читать, но делать все наоборот.










Дети поднимают сердечки.











Запись на доске:

Ирония – тонкая насмеш­ка, выраженная в скрытой форме.

Вредные советы:

Сменку в школу не носи –

Тяжесть это лишняя,

Урок последний пропусти –

Горка есть отличная!

Вот придешь ты к малышам –

Все вокруг ты осмотри.

Все игрушки поломай

И узнаешь, что внутри.

Одноклассников своих

Чаще бить советуем.

Больше жалуйся на них,

Это мы приветствуем!


9. Задание на дом (1 мин.).

Цель: Формировать навык самостоятельной деятельности.

Задачи:

1. Формировать интерес и любовь к чтению, посредством выполнения творческих заданий.

2. Воспитывать ответственность, исполнительность.

Методы: самостоятельная работа, аналитический.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Записывает домашнее задание на доске.

– Подготовить чтение в лицах.

Записывают домашнее задание в дневниках.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»

Автор: Алмаева Анна Владимировна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 213053

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "«Главная мысль произведения Ю.И.Ермолаева «Воспитатели»».Литературное чтение 3 класс "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(106) "glavnaia-mysl-proizviedieniia-iu-i-iermolaieva-vospitatieli-litieraturnoie-chtieniie-3-klass-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "174084"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424087388"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства