Данный урок является уроком, проводимом в рамках предметной недели ОД «Русский язык и литература» в 9 классе. Урок интегрированный, что сразу вызвало интерес у кадет. Целью урока стала необходимость показать многогранность натуры М. Ю. Лермонтова, поэта плеяды «золотого века» русской литературы,
а также знакомство кадет с малоизвестной стороной творчества Лермонтова – его живописью. Специфика урока заключается в сочетании разных форм и методов и решении разносторонних задач при применении различных методик. Поэтому был выбран комбинированный тип урока, который отвечал следующим принципам: воспитывающего и развивающего обучения, доступности, научности, наглядности, связи с жизнью, последовательности, самостоятельности, активности, индивидуального и дифференцированного подходов.
Подача материала осуществлялась в соответствии с принципами научности и доступности. Урок носил практическую направленность, что способствовало развитию у кадет умственной деятельности, умения слушать, высказывать свою точку зрения, а также формированию интереса к литературе и культуре в целом.
Реальные возможности воспитанников 9 Е класса достаточно высоки. Кадеты в среднем обладают хорошими качествами познавательной активности, творчества, знанием материала. Именно такие кадеты получили в ходе урока роль помощника учителя и руководителя группы. Хотя у некоторых и прослеживается низкая мотивация быть активным и творческим на уроке, но групповая работа позволила и им включится в урок, в обсуждение проблем и в решение поставленных, кстати, задач самими кадетами.
На уроке решались образовательные и воспитательные задачи. Основная задача заключалась в создании условий для осмысления блока новой учебной информации и проверки уровня усвоения системы знаний и умений. Для ее реализации были выбраны следующие методы:
- проблемный поисковый метод (проблемное изложение учебного материала)
- информационно-развивающий (объяснение учителя, кадета, имеющего опережающее задание, работа с рабочей тетрадью)
- репродуктивный метод (заполнение таблицы, самостоятельная возможность делать выводы после каждого этапа работы)
- словесный (слово преподавателя и кадета, получившего опережающее задание)
- наглядно-иллюстративный
- практический (сравнительный анализ художественных произведений литературы и живописи).
Воспитательная задача состояла в том, чтобы научить ребят работать в коллективе, уметь примерить на себя роль, проявить свои творческие навыки, научиться делать выбор в нестандартных ситуациях. Для ее реализации были выбран творчески – репродуктивный метод (сравнительный анализ художественных произведений литературы и живописи, написание творческого эссе). Написание эссе явилось своего рода рефлексией содержания учебного материала. Воспитанники выявили в конце урока уровень осознания содержания услышанного и обсужденного материала, сравнив то, какие задачи они ставили вначале урока и чего достигли в конце.