kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок "У войны не женское лицо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный музейный урок и урок литературы, соединяющий литературный материал и местный краеведческий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "У войны не женское лицо"»

Конспект интегрированного урока литературы и музейного урока

«У войны не женское лицо»

Цели.

  1. Дать краткий обзор творчества Б. Васильева, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.

  2. Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним. Развивать навыки анализа текста.

  3. Воспитывать высокие патриотические качества.

Ход урока.

Руководитель музея: Здравствуйте, ребята! Обратите, пожалуйста, внимание на тему нашего занятия. Как она звучит?

Д. У войны не женское лицо.

Р.М. Как вы думаете , о чём пойдёт сегодня речь?

Д. О женщинах, которые участвовали в войне.

Р.М. Правильно. 20 век запомнился россиянам большим количеством разных войн. Давайте вспомним каких?

Д. Первая Мировая, гражданская, Великая Отечественная, война с Японией, Афганская война, Чеченская война.

Р.М. Сегодня мы с вами поговорим о роли женщин во время Великой Отечественной войны. Вспомним, когда началась ВОВ? Какая страна напала на СССР?

Д.22 июня 1941 года. Германия.

Можно включить голос Левитана.

Р.М. Ребята, знаете ли вы, сколько женщин участвовало в этой войне?

Д. Предположение.

Р.М. Точной цифры женщин, участвовавших в борьбе с фашизмом во время Великой Отечественной войны, нет. Исследователи отмечают, что в разные периоды на фронте сражалось от 500 тысяч до 1 миллиона представительниц прекрасного пола. 

Ребята, много ли вам известно о жизни женщин в военных условиях?

Д. Достаточно немного, потому что и в фильмах, и в книгах больше рассказано о мужчинах.

Р.М. Давайте сейчас напишем на листочках вопросы, которые возникли у каждого из вас по поводу данной тему и сложим листочки в виде фронтовых треугольничков.

Д. пишут вопросы и запечатывают их.

Экскурсовод. У нас в музее есть настоящее письмо 1942 года. Написал его Ромащенко Василий Максимович. Сегодня мне бы хотелось показать это письмо и зачитать небольшой отрывок из него. Ребята, как вы думаете, изменился ли стиль общения спустя более 70 лет после войны.

1942 года 4 июня

Здравствуйте, многоуважаемая семья: Клавочка, дочечки Валечка и Шурочка, обе матери. Во первых строках моего письма я вам сообщаю о том, что я пока жив и здоров, чего и вам желаю. Клавочка, получил я от тебя письмо, которую ты писала 17 мая, а я получил её 2 июня, где и узнал, что вы живёте пока хорошо и это для меня самое важнее, что я не стану думать, что им жить трудно. Клавочка, хотя ты пишешь о том, что сдох бычок, но это ещё полбеды, лишь бы мы сами были живы. Теперь , Клавочка, также я узнал, что ты мне послала детскую карточку, но я ещё не получил, но теперь буду ждать каждый день своих деток, а также узнал о том, что много пришло домой ребят, то передай им привет. Пусть Хмизенко напишет мне письмо. Привет всем дядям с тётками и детьми, привет председателю колхоза Тимофееву и всем коммунистам, привет Александру Долгову и всем знакомым.

Клавочка, пропиши, когда послала детские карточки, а также пропиши все новости. Ну пока, всего хорошего, желаю хороших успехов в вашей дальнейшей жизни и крепко целую вас всех, ваш муж, отец, сын, В. Ромащенко.



Д. Конечно, муж обращается к своей семье очень уважительно, даже не скажешь, что это писал малообразованный человек из небольшого хутора.

Д. Ещё, конечно, грамматика отличается от современной.

Р.М. Ребята, из нашего хутора добровольцами ушли на фронт несколько девушек. Им посвящена наша литературно-музыкальная композиция.

Война и женщина – слова несовместимы, 
Но жизнь диктует нам свои права. 
И сколько их, любимых, нежных, милых, 
Та страшная година унесла. 


Им бы феями с белыми платьями
                Кавалеров сердца покорять,
                Но случилось от родины — матери
                Им тяжёлую ношу принять!



Ну и что же, что женщины.
Мы - защитники родины.
Переводчики, снайперы,
И радистки в ночи.
Нас ведь так же калечило,
Ну и что же, что женщины.
Мы - защитники родины,
Коль война в дверь стучит...

-Меня зовут Кундрюкова Александра. Когда началась война, мне было 16. В 17 я добровольцем ушла на фронт. Воевала в должности регулировщицы. В зимнюю стужу и весеннюю распутицу, в условиях снежных заносов и гололедицы находилась на линии непрерывно до 18 часов.

-Меня зовут Власова Валентина. Я ушла на фронт добровольцем в 17 лет. Участвовала в обороне Ленинграда в должности зенитчицы-наводчицы. Я была очень худенькой, небольшого роста, с трудом мне удалось убедить военную комиссию зачислить меня в армию. Обучали нас всего три дня, а потом -в бой.

-Меня зовут Бордачёва Александра. В 19 лет ушла добровольцем на фронт. Воевала на Черноморском флоте в должности радистки. Там же на фронте, познакомилась с мужем, после войны поженились.

Весенние пружинящие ветки.
Торжественность 
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»

И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье 
полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем, 
кто сам пришёл 
с войны.

Р.М. Ребята, в нашей местности погибла на войне только одна девушка-Антошкина Мария. Остальным посчастливилось вернуться с войны. Все они вышли замуж , родили детей. Власова Валентина стала заведующей клубом, Александра Бордачёва жила в Ленинграде и работала в министерстве жилищного хозяйства, Мария Донецкова стала доктором математических наук, жила в Калуге.

Но многие женщины погибли на фронтах вел.отеч.войны.

У. Совсем недавно мы познакомились с вами с замечательным произведением о трагической судьбе девушек на войне. Как оно называется?

Д. «А зори здесь тихие» Бориса Васильева?

У. Ребята, давайте вспомним завязку этого произведения.

Д. В часть старшины Васкова прибывает пополнение, но это не те бойцы, которых он ожидал. Вместо мужчин ему присылают женщин.

У. Ребята, сразу ли возникло взаимопонимание между Васковым и его новыми подчинёнными.

Д. Нет, наибольшее взаимопонимание возникло уже во время стычки с немцами.

У. Можно ли сказать, что женское начало в девушках войне не удаётся убить?

Д. Конечно. Женя Камелькова, например, носит с собою в вещмешке красивое женское бельё. Она преображает Галю Четвертак. В отделении у них замухрышка одна была, Галка Четвертак. Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки. Женька ее в бане отскребла, прическу соорудила, гимнастерку подогнала — расцвела Галка. И глазки вдруг засверкали, и улыбка появилась, и грудки, как грибы, выросли.

У. Однажды Рита Осянина натыкается в лесу на немцев и сообщает об этом командиру. Какое решение принимает старшина Васков?

Д. Встретиться с врагом и задержать его.

У.Как вы думаете ,ребята, были ли девушки готовы к встрече с врагом, которого никогда не видели близко?

Д. Конечно, не были готовы. Одно дело стрелять в немцев издалека, а другое дело встретиться с ними лицом к лицу.

У. Ребята, случайно ли Васков обращает внимание девушек на обувь перед отправкой на озеро?

Д.Конечно, не случайно, ведь они даже неправильно носили обмотки.

Р.М. Ребята, у нас в музее есть кирзовые сапоги. Посмотрите на них. Они были очень грубыми, шили их из искусственной кожи-кирзы. Чтобы не растирать ноги при длительных переходах, солдаты пользовались обмотками. Они должны были быть из хлопка, обычно белого цвета, размер 35см на 90. Такой размер позволял правильно обмотать ногу и закрепить ткать, чтобы выдержать долгий переход.

У. Ребята, думают ли девушки да и сам Васков, что они могут не вернуться?

Д. Конечно, нет, такой мыли у них даже не возникает, они планируют благополучно вернуться через два дня.

У. Ребята, какой момент, с вашей точки зрения является кульминационным в этом произведении?

Д. Это эпизод, когда девушки впервые видят врага и понимают, что немцев не двое, как они рассчитывали, а шестнадцать.

Встреча с немцами Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай. В обычной жизни человек никогда не замечает ее, но на войне, где нервы напряжены до предела, где на первый жизненный срез снова выходит первобытный смысл существования — уцелеть, — минута эта делается реальной, физически ощутимой и длинной до бесконечности. 
     — Ну, идите же, идите, идите... — беззвучно шептал Федот Евграфыч. 
     Колыхнулись далекие кусты, и на опушку осторожно выскользнули двое. Они были в пятнистых серо-зеленых накидках, но солнце светило им прямо в лица, и комендант отчетливо видел каждое их движение. 
     Держа пальцы на спусках автоматов, пригнувшись, легким, кошачьим шагом они двинулись к озеру... 
     Но Васков уже не глядел на них. Не глядел, потому что кусты за их спинами продолжали колыхаться, и оттуда, из глубины, все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами наизготовку. 
     — Три... пять... восемь... десять... — шепотом считала Гурвич. — Двенадцать... четырнадцать... пятнадцать, шестнадцать... Шестнадцать, товарищ старшина... 
     Замерли кусты. 
     С далеким криком отлетали сороки. 
     Шестнадцать немцев, озираясь, медленно шли берегом к Синюхиной гряде... 



У. Ребята, увидев это, Васков всячески пытается уберечь девушек от прямого боя, но тем не менее им приходится применить оружие.

Р.М. Кто знает, какие виды стрелкового оружия были самыми популярными?

Д. Винтовка Мосина, винтовка Токарева, ППШ.

  • Экскурсовод Правильно. У нас в музее есть очень ценный экспонат-винтовка Мосина. Винтовка Мосина, также известная как знаменитая «трехлинейка», была основным оружием революции 1917 года, а так же Великой Отечественной войны. Именно винтовка Мосина образца 1891 года считается по праву одним из знаменитейших образцов русского оружия.

  • Калибр — 7,62 мм

  • Общий вес без патронов со штыком — 4,5 кг

  • Общая длина со штыком составляет — 166 см

  • Емкость магазина — 5 патронов

Дальность прицельной стрельбы-2000 м.

У. Ребята, давайте вспомним, как звали девушек, которые вместе Васковым отправились на задание.

Д. Рита Осянина, Галя Четвертак, Женя Камелькова, Соня Гурвич, Лиза Бричкина.

У. Как вы думаете, ребята, эти девушки были похожи.

Д. Нет, они были совершенно разными.

УЯ предлагаю вам разбиться на группы и по плану охарактеризовать этих героинь. Каждой группе будет выдан портрет героини, внизу вам нужно будет написать ключевые слова, характеризующие их жизнь, судьбу, а потом выйти и рассказать о ней по плану.

План.

1.Внешность, черты характера.

2. Довоенная жизнь.

3. Гибель.

Краткая характеристика Риты Осяниной

Рите Осяниной 20 лет. Рита - девушка из простой семьи. Она в 17 лет выходит замуж. У нее рождается сын Альберт. Рита счастлива замужем. Но через 2 года после свадьбы муж погибает на войне. В войну Рита служит санитаркой, а затем - зенитчицей. По характеру Рита серьезная, рассудительная и спокойная девушка. Она - надежный и храбрый боец. Рита получает смертельное ранение в перестрелке с немцами. Перед смертью она просит Васкова позаботиться о ее сыне. Васков берет мальчика к себе на воспитание. Образ и характеристика Риты Осяниной в цитатах Возраст Риты Осяниной - 20 лет: "...до восемнадцати ей не хватало пяти с половиной месяцев..." (в июне 1939 года ей было 17 лет) Девичья фамилия Риты - Муштакова: "...Из всех довоенных событий Рита Муштакова ярче всего..."  Рита - командир отделения. У нее в подчинении несколько девушек-зенитчиц: "...все первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной..." Характер и личность Риты Осяниной: "...строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Странная была Осянина..." "...Она вообще была спокойной и рассудительной..." "...настырная жена заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина..." (о Рите) "...Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника..." "...мужчин для нее не существовало Один был мужчина — тот, что вел в штыковую поредевшую заставу на втором рассвете войны. Жила, затянутая ремнем. На самую последнюю дырочку затянутая..." "...Впрочем, Рита вообще держалась особняком, в отделении у нее оказались сплошь девчонки-комсомолки Не то чтобы младше, нет; просто — зеленые. Не знали они ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости..." Рита становится подругой Жени Комельковой: "...нет, не выходила у нее дружба с помкомвзводаКирьяновой. Никак не выходила. А с Женькой вышла..." "...Рита словно бы чуть оттаяла, словно бы дрогнула где-то, помягчела Даже смеялась иногда, даже песни пела с девчонками, но сама собой была только с Женькой наедине..." Рита - толковый, надежный боец: "...Две остались у него девчоночки, зато самые толковые..." 

Краткая характеристика Жени Комельковой

Жене Комельковой 19 лет. Она - дочь офицера. Немцы расстреляли всю ее семью, но сама она выжила. Женя - высокая рыжеволосая девушка с зелеными глазами. По характеру Женя - смелая, озорная и веселая девушка. Она вносит веселье и задор в коллектив зенитчиц. При этом Женя - надежный и отважный боец. Женя героически погибает в перестрелке с немцами: она вызывает огонь на себя, защищая Васкова и Риту. Образ и характеристика Жени Комельковой в цитатах Возраст Жени Комельковой - 19 лет: "...так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет..." Женя Комелькова - боец зенитного батальона: "...первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта..." Внешность Жени Комельковой: "…высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца…" "...Красивая, — осторожно поправила Рита. — Красивые редко счастливыми бывают..." "...Женька с вызовом тряхнула рыжей шевелюрой..." "...Рыжая Комелькова..." "...Евгения (ох, хороша девка, не приведи бог влюбиться, хороша!).." "...Опасные глазищи, как омуты..." "...Комелькова волосы расчесывает. Распустила — спины не видно. Стала гребенку вести — и руки не хватает, перехватывать приходится. А волос густой, мягкий, медью отливает. И руки у нее плавно так ходят, неторопливо, покойно..." "...сквозь рыжее пламя зеленый глаз проглядывает. Неимоверной силы глаз, как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка-гаубица..." "...гордое и прекрасное лицо..." "...— Женька, ты русалка! — Женька, у тебя кожа прозрачная! — Женька, с тебя только скульптуру лепить! — Женька, ты же без лифчика ходить можешь! — Ой, Женька, тебя в музей нужно! Под стекло на черном бархате..."  

Краткая характеристика Лизы Бричкиной

Лиза Бричкина - 19-летняя девушка из простой семьи. Отец Лизы - лесник, поэтому сама Лиза хорошо знакома с природой, разбирается в птицах и т.д. Лиза - трудолюбивая и терпеливая девушка. Она 5 лет ухаживает за лежачей больной матерью. Также Лиза сама ведет хозяйство и помогает отцу в его делах.  Перед войной Лиза собирается в техникум, но вместо этого ей приходится идти рыть окопы. Лиза - застенчивая, но неглупая девушка. Лиза погибает во время выполнения задания: она тонет в болоте.   Образ и характеристика Лизы Бричкиной в цитатах Возраст Лизы - 19 лет: "...Лиза Бричкина все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня..." Внешность Лизы Бричкиной: "...робко спросила плотненькая..." "...Коренастая, плотная, то ли в плечах, то ли в бедрах — не поймешь, где шире..." "...здорова, хоть паши на ней..." "...Конституция?.. Вон у Бричкиной такая же конституция, как у нас у всех, а — в теле. Есть на что поглядеть..." Лиза родом из Брянской области: "...— Откуда будешь, Бричкина? — С Брянщины, товарищ старшина..." Лиза - простая девушка. Ее отец - лесник: "...Он лесник..." Лиза - трудолюбивая девушка. Дома она сама ведет хозяйство, ухаживает за матерью и помогает отцу: "...Лиза шла во двор задавать корм поросенку, овцам, старому казенному мерину. Умывала, переодевала и кормила с ложечки мать. Готовила обед, прибиралась в доме, обходила отцовские квадраты и бегала в ближнее сельпо за хлебом Лиза кормила, мыла, скребла и опять кормила. И ждала завтрашнего дня..." Лиза Бричкина - умная, толковая девушка: "...робко спросила плотненькая. Васков давно уже приметил ее, как самую толковую помощницу..."


Краткая характеристика Сони Гурвич

Соня Гурвич - студентка Московского Университета. Соня по национальности еврейка родом из Минска. Когда начинается война, Соня идет служить сначала переводчиком, потом зенитчицей. Соня - умная и начитанная девушка. Она учится на "отлично". Она любит стихи и театр. Соня - тихая и незаметная девушка. У нее некрасивая внешность и писклявый голос. Соня - исполнительный боец. Соня погибает во время слежки за немцами в лесу. Образ и характеристика Сони Гурвич в цитатах Полное имя героини - Софья Соломоновна Гурвич: "...рядового бойца Софьи Соломоновны Гурвич..." Возраст Сони - 19-20 лет (точно не указан): "...Да, Соня и в университете носила платья, перешитые из платьев сестер Недолго, правда, носила: всего год. А потом надела форму..." (Соня отучилась в Университете всего 1 год) Внешность Сони Гурвич: "...глянул, урывками ухватывая остренькое, некрасивое, но уж очень серьезное личико ее, подумал жалостливо, что при теперешнем мужском дефиците не видать ей семейной бытности..." "...А Соню нашел: сбоку стояла, в платьишке с длинными рукавами и широким воротом: тонкая шея торчала из того ворота, как из хомута..." "...Она подергала тощим плечом, поправляя винтовочный ремень..." "...Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?.." "...Худющая, как весенний грач..." У Сони писклявый голос: "...Писклявый такой голосишко, прямо из строя. Федот Евграфыч вконец расстроился..." Соня - тихая, незаметная и исполнительная девушка: "...В части ее почти не знали: она была незаметной и исполнительной..." Соня - отличница. Она хорошо учится и в школе, и в университете: "...Отличница была, — сказала Осянина. — Круглая отличница — и в школе и в университете..." Соня любит стихи: "...Да, — покивал старшина. — Стихи читала..." "...отложила книжку, хотела встать. Старшина махнул рукой..." "...сосед подарил ей тоненькую книжечку Блока..." Соня - городская девушка. Она никогда не носила сапоги: "...Не то что пигалицы городские — Галя Четвертак да Соня Гурвич, переводчица..." "...Сонина семья была штатской, сапог там вообще не водилось, и даже Сонин папа не знал, за какие уши их надо тянуть..."

Краткая характеристика Гали Четвертак

Галя Четвертак - самая младшая из пяти главных героинь. У Гали очень маленький рост. Галя - сирота. Она выросла в детдоме. До войны Галя учится в библиотечном училище. Она идет на войну ради романтики, но жизнь на фронте шокирует ее. Галя все время врет и сочиняет истории. Она живет в своем придуманном мире. Галя погибает в перестрелке по собственной неосторожности: в панике она выбегает прямо на немцев. Образ и характеристика Гали Четвертак в цитатах Возраст Гали Четвертак точно не указан. Вероятно, ей не больше 17-18 лет: "...она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом..." Внешность Гали Четвертак: "...Четвертак интересуется. Ну, понятно: при ее росте и ведро — бочажок..." "...Васков брел медленно, приноравливаясь к маленькой Гале Четвертак..." "...между казенных отворотов уныло торчал красный хрящеватый носик..." "...фамилию ей в детском доме дали: Четвертак. Потому что меньше всех ростом вышла, на четверть меньше..." Галя - сирота. Она выросла в детдоме и не знает, кто ее родители: "...Подкидыш ты, и нечего тут выдумывать!.." "...А Галя действительно была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали: Четвертак..." "...Детдом размещался в бывшем монастыре..." В детдоме Галя прилежно занимается и помогает младшим детям: "...Прилежно занималась, возилась с октябрятами и 

Дети прикрепляют фото к доске, рассказывают о девушках. В конце музыка.

У. Ребята, что могло объединить столь разных девушек?

Д. Война, у каждой из них к ней свой счёт имелся.

У. Да, война разрушила их судьбы, они могли бы выйти замуж, родить детей, стать мамами, бабушками и в старости умереть в окружении детей и внуков, но ничего этого не случилось в жизни Жени, Гали, Сони, Лизы. Родить ребёнка и выйти замуж успела только Рита. Все эти девушки так навсегда и остались в своём времени.

Р.М. Ребята, в начале занятия вы написали вопросы о жизни женщин на войне. Давайте, поменяемся треугольничками и попробуем ответить на вопросы одноклассников.

Рефлексия.

Почему женщины шли на войны добровольцами?

Кого обязательно призывали в армию?

Тяжело ли женщинам было воевать?

Сложно ли было оставить ребёнка в тылу и редко с ним видеться?

Была ли любовь на войне?

Как женщины ухаживали за собой на войне?

Итак, сегодня мы раскрыли для себя очень трепетную и важную тему «Женщина на войне».

У. Давайте вернёмся к теме. Как вы думаете, почему у войны не женское лицо?

Д. Война-это горе, боль, слёзы, смерть, а женщина-это радость, счастье, любовь, материнство.

У. Так давайте же будем всегда помнить подвиг девушек и женщин, отвоевавших мир и счастье для своих потомков во время Великой Отечественной войны.

Стоит средь лесов деревенька.
Жила там когда-то давненько
Девчонка по имени Женька.

Мальчишечье имя носила,
Высокие травы косила,
Была в ней веселая сила.

Завыли стальные бураны,
Тень крыльев легла на поляны.
И Женька ушла в партизаны.

В секрете была и в засаде,
Ее уважали в отряде,
Хотели представить к награде.

Висит фотография в школе —
В улыбке — ни грусти, ни боли,
Шестнадцать ей было — не боле.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок "У войны не женское лицо"

Автор: Елена Михайловна Московкина, Елена Павловна Реуцкова

Дата: 15.11.2019

Номер свидетельства: 527136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Разработка плана интегрированного урока: литература - история. Тема: «Смысл финала романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова». "
    ["seo_title"] => string(115) "razrabotka-plana-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-istoriia-tiema-smysl-finala-romana-tikhii-don-m-a-sholokhova"
    ["file_id"] => string(6) "239840"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444874914"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства