Предлагаю вашему вниманию урок-память, посвященный поэзии Великой Отечественной войны. При подготовке к уроку прошу учеников написать эссе «Что такое война?». Так как символом разговора станет георгиевская ленточка, рекомендую посмотреть историю ее появления. Слайды готовим совместно. На уроке используется оценочный лист, групповая и парная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ожидаемый результат: Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.
Оглянитесь люди! Рядом с вами
В величавом свете вечного огня
Встали молча из бессмертья ветераны,
Не дожившие до нынешнего дня!
Т.Ступакова
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя. Мы начинаем цикл уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Символом нашего сегодняшнего разговора станет георгиевская ленточка. Что вам о ней известно? (Ответы учащихся).
Звучит песня из к/ф «Офицеры» («От героев былых времен...»)
Слово учителя. Тема первого нашего урока «Имена на поверке». Что такое «поверка»? (Ответы учащихся).
Эта давняя традиция русской армии берет начало в Тенгинском полку, в котором служил на Кавказе М.Ю. Лермонтов. На поверке перед строем полка командир выкликивает имя солдата: «Пал смертью храбрых в боях за Родину,» - отвечает правофланговый. В ту минуту, когда произносятся дорогие имена, у всех - от ветерана до новобранца, - перед глазами встает образ бойца, навечно внесенного в списки части. Умерший, он остается жить, незримый, он находится в строю.
Так пусть же такая поверка прозвучит и сегодня на нашей встрече. Солдаты, отдавшие жизнь за свой народ, воскресают и вечно живут в его памяти. Мы назовем имена тех, кто сражался не только с оружием в руках, но и силой слова. Рабочим столом была для них редакция фронтовой газеты, блиндаж, землянка на переднем крае. Их стихи переписывались с газетной полосы, передавались из уст в уста. Мы поговорим о тех, чьи имена были не слишком громкими, вдумаемся в их судьбы, прочитаем стихи.
Задание классу: Слушая выступления групп, записывать биографическую справку о поэте, основные темы стихотворения. Экспертная группа заполняет оценочный лист.
Выступления учащихся
Группа №1. Николай Майоров, (слайд).
Группа №2. Владислав Занадворов. (слайд).
Группа №3. Всеволод Лобода.(слайд).
Группа №4. Малик Харис, (слайд).
Слово учителя. Итак, мы услышали имена поэтов, что ушли на фронт и не вернулись, для кого самым главным в жизни было защищать свое отечество, свой народ. Список этих имен можно продолжать: И.Уткин, П.Коган,
Н.Отрада, С.Росин и др.
Фронтовая лирика тех лет имела характерную особенность: тема ненависти к смертельному врагу переплеталась с темой любви. Поэты описывали бои, военные будни, звучала тоска по дому, по матери, по любимой.
Группа №5. Алексей Сурков, (слайд). «Письмо любимой». (История песни «В землянке»).
Учитель читает стихотворение «Вальс медсестры».
Группа №6. Юлия Друнина, (слайд).
Слово учителя. Как уже повелось, самые лучшие стихи всегда обретают песенные крылья. Так произошло и с поэзией М.Исаковского.
Группа N°7. Михаил Исаковский, (слайд). Звучит песня из к/ф «Офицеры»
(«В лесу прифронтовом»).
Группа №8. Сергей Орлов, (слайд).
Слово учителя. В нашем разговоре мы не ставим точку, мы ставим многоточие. Тема сегодняшнего урока не закрыта, это лишь часть большой книги о войне, которая пишется сыновьями, внуками, правнуками фронтовиков. Предупреждая и напоминая: война была, но не дайте ей повториться. А поэты-фронтовики свое слово уже сказали.
Звучит песня из к/ф «Цыган» («Нас не нужно жалеть»).
Д/з: работа в паре: «Проза Великой Отечественной войны», отзыв по уроку. Итог урока. Оценочный лист.