Идея проекта: Составить антологию скульптурной Пушкинианы, т.к. данная форма позволит добавить еще одну страницу в раскрытие темы «Вклад Пушкина в мировую сокровищницу искусства», а именно влияние творчества поэта на развитие скульптуры, представить объем и масштаб темы «Памятники А.С.Пушкину в России и мире».
Проблема: при изучении творчества Пушкина на уроках литературы мы не могли пройти мимо памятников поэту и скульптур по произведениям поэта и выяснили, что сейчас существует настоящая скульптурная Пушкиниана, которая вмещает в себя огромный список монументов самого разного достоинства, причем, на уроках невозможно рассказать о каждом из них, поэтому мне захотелось создать презентацию - обзор памятников поэту и героям его произведений в России и за ее пределами, которая рассказала бы о самых лучших скульптурных композициях Пушкинианы и которую можно было бы показывать на уроках литературы, иллюстрируя влияние гения Пушкина на развитие отечественной и мировой культуры и высокую оценку его творчества потомками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имя Пушкина на карте мира»
2014 год – год культуры. Вклад А.С.Пушкина в мировую сокровищницу искусств.
Имя Пушкина на карте мира
(Памятники А.С.Пушкину
в России и в мире)
Разработка внеклассного мероприятия по литературе учителя БГОУ гимназии №402 имени Алии Молдагуловой г.Москвы
«Если я горел огнем вдохновения,… то зажег этот огонь Пушкин…» П.И.Чайковский.(4)
Идея проекта: Составить антологию скульптурной Пушкинианы, т.к. данная форма позволит добавить еще одну страницу в раскрытие темы «Вклад Пушкина в мировую сокровищницу искусства», а именно влияние творчества поэта на развитие скульптуры, представить объем и масштаб темы «Памятники А.С.Пушкину в России и мире».
Проблема: при изучении творчества Пушкина на уроках литературы мы не могли пройти мимо памятников поэту и скульптур по произведениям поэта и выяснили, что сейчас существует настоящая скульптурная Пушкиниана, которая вмещает в себя огромный список монументов самого разного достоинства, причем, на уроках невозможно рассказать о каждом из них, поэтому мне захотелось создать презентацию - обзор памятников поэту и героям его произведений в России и за ее пределами, которая рассказала бы о самых лучших скульптурных композициях Пушкинианы и которую можно было бы показывать на уроках литературы, иллюстрируя влияние гения Пушкина на развитие отечественной и мировой культуры и высокую оценку его творчества потомками.
Цель: познакомить учащихся с образцами скульптурной Пушкинианы, показать, на что сам поэт, его творчество и значение его вклада в мировую культуру вдохновили скульпторов мира.
Задачи проекта: - познакомить с памятниками Пушкину, их авторами; - проанализировать особенности творческого воплощения образа Пушкина в скульптурах; - оценить влияние Пушкина на развитие русской и мировой скульптуры.
Проектный продукт: презентация с собранной необходимой информацией.
План.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Вот уже двести лет творчество А.С.Пушкина волнует нас красотой поэтического языка, утверждением в нем добра, правды, справедливости, истинной красоты и человечности. Ее любят все: и дети, и взрослые. Его стихи и проза вводят нас в волшебный мир, созданный великим русским поэтом. В них есть какая-то внутренняя красота, и глубокий смысл, и высокая нравственность, где неизменно добро побеждает зло. И естественно, что такое высокое нравственное искусство не могло и не может не привлекать талантливых людей, не могло и не может не дарить им творческие идеи. Могучее влияние пушкинского гения сказалось прежде всего на развитии художественной литературы и различных видов искусства: театра, музыки, изобразительных искусств, в том числе (что важно для этого проекта) и в скульптуре. Скульпторы почитали за честь создавать памятники поэту, т.к. это огромная ответственность и высочайшая планка: надо соответствовать таланту Пушкина и быть достойными масштаба поэта! Когда тот или иной скульптор берется за создание образа поэта, он должен не только увидеть Пушкина и перевести его на язык скульптуры, но и следовать самому духу творчества поэта. Сейчас существует настоящая скульптурная Пушкиниана, хотя точно и неизвестно, сколько же памятников А.С.Пушкину стоит по всему миру, говорят, более 300 (!!!) .
Почему скульпторы любят ваять Пушкина? Не только за высочайшие нравственные ценности его творчества, не только за величайший поэтический дар, но и за то, что он всей своей жизнью стал уже образом, прекрасным, отважным и благородным. И каждое следующее поколение скульпторов вот уже второе столетие заново открывает для себя этот замечательный нестареющий образ, знакомство с которым – всегда подарок и праздник. На просторах нашей огромной страны и далеко за ее пределами памятники великому поэту есть повсюду, в том числе там, где он никогда не бывал. Скульптуры, созданные поклонниками великого мастера, можно увидеть и в африканской глубинке, и в самом центре Европы. Наибольшее количество памятников, монументов, бюстов и мемориальных досок находится на родине поэта – в России и в странах бывшего СССР. У каждого из них своя уникальная история. А все вместе они – наша культура, память о нем и дань его творчеству, его таланту, его вкладу в нашу отечественную и мировую культуру и жизнь…
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ.
Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего.
В.Г. Белинский.
Есть в искусстве так называемые «пробные камни». Скажем, для актера – роль Гамлета, для балерины – роль Жизели. Для скульптора – это образ Пушкина. К Пушкину надо прийти, до него нужно вырасти и творчески, и человечески.
Общее количество памятников Пушкину точно не подсчитано, они самые разные – от скромных «стандартных» бюстов до великих творений знаменитых скульпторов, хорошо всем знакомые и почти неизвестны. Расскажем лишь о нескольких…
Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде
(скульпторы М. Микешин, И. Шредер, архитектор В. Гартман)
При жизни поэта не создавалось его скульптур — того не желал сам Пушкин. «Арапское мое безобразие будет предано бессмертию во всей своей мертвой неподвижности», — писал он жене. Первое скульптурное изображение Пушкина в России появилось в 1862 году в Великом Новгороде на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» — монументе, воздвигнутом в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь.
2.Памятник на Пушкинской площади в Москве (скульптор А.М. Опекушин, архитектор И.С. Богомолов)
Москва. Многое в жизни великого поэта связано в этим городом. В Москве Пушкин родился, здесь он венчался, и первый памятник поэту в России, да и в мире, появился тоже здесь. Эффектный, но без излишней помпезности, ставший одним из символов столицы, он был открыт в день рождения поэта в 1880 году. Идея его создания появилась сразу после трагической смерти Пушкина, однако разрешение удалось получить лишь в 1855 году. Инициаторами сбора средств стали выпускники Царскосельского лицея, обратившиеся к общественности через периодические издания. В 1875 году был проведен открытый конкурс на лучший проект монумента, который по праву выиграл талантливый скульптор Александр Михайлович Опекушин. Торжественное открытие памятника состоялось 6 июня 1880 года на Страстной площади, которая со временем была переименована в Пушкинскую. В церемонии открытия монумента приняли участие дети поэта: Александр, Григорий, Мария и Наталья, а также его друзья и поклонники. В день открытия памятника на площади собрались толпы людей, а организацией занимались Московский Университет, Общество любителей русской словесности и городская Дума. Старшее поколение москвичей еще помнит, что раньше памятник Пушкину стоял в начале Тверского бульвара, а на нынешнее место «переехал» в 1950 г оду.
3.Памятник А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой на Старом Арбате (скульпторы А.Н. Бурганов, И.А. Бурганов, архитекторы Е.Г. Розанов, Е.К.Шумов)
Памятник установлен в 1999 году напротив Мемориальной квартиры А.С. Пушкина. Сюда 18 февраля 1831 года Александр Сергеевич Пушкин привёз красавицу-жену Наталию Гончарову. Скульптурная композиция представляет собой бронзовые фигуры поэта и его любимой женщины в процессе венчания, они встречают москвичей и гостей столицы у порога своего дома на Арбате. Именно здесь, на Арбате, проходил их медовый месяц, в этих переулках они прогуливались — молодые, влюбленные, счастливые. Поразительная это была пара. Тонкая, высокая, стройная, очень красивая девушка с застенчивым и меланхоличным выражением лица и мятежный поэт, «потомок негров безобразный», ниже ее на девять сантиметров и старше на тринадцать лет. Памятник Пушкину и Гончаровой впечатляет своей лиричностью, музыкальностью и высоким художественным исполнением. Не зря он получил одобрение потомков А.С. Пушкина и широкой художественной общественности. Особенностью скульптурной композиции является то, что многие стремятся положить цветы не на постамент памятника, а вложить их в руки Натальи.
4.
Своеобразный памятник возвели 6 июня 1999 года недалеко от церкви Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве, где проходил обряд венчания