kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Именины у Ростовых. Лысые Горы

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа;
  • развивать навыки монологического высказывания и литературоведческого анализа;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Именины у Ростовых. Лысые Горы»

10 класс

Урок № 76.

Тема. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Цель:

  • на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа;

  • развивать навыки монологического высказывания и литературоведческого анализа;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма «Война и мир».


ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

IІ. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Вступительное слово учителя.

«Людям войны» Толстой противопоставляет «жизнь сердца» Ростовых и «жизнь ума» Болконских.

В салоне Шерер лишь два живых человека – Пьер и князь Андрей.

Появление Пьера пугает хозяйку салона, в нём было нечто «не свойственное месту». Что именно? «Этот страх мог относиться только к тому умному и вместе с тем естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Толстой подчёркивает и его особую улыбку: «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно, исчезало серьёзное лицо и являлось другое, детское, доброе».

Истинную цену свету знает Андрей Болконский. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот тот заколдованный круг», из которого он хочет вырваться. Поэтому идёт на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»

Оба они, Пьер и князь Андрей, увлечены Наполеоном, считают его великим человеком.


3.Работа с содержанием главы 6 части 1 тома 1.

- Какими предстают перед нами любимые герои Л.Н.Толстого, князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, в начале романа?

- О чем они мечтают? К чему стремятся?

- Как к ним относятся другие персонажи?

- Как относится князь Андрей к жене?

«Моя жена, — продолжал князь Андрей, — прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!.. Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели... Но свяжи себя с женщиной — и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу... Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем — вот женщины, когда они показываются так, как они есть».

- Как развлекается Пьер в доме Анатоля Курагина?

- Что мы узнаём в 6 главе о Долохове и Анатоле Курагине?

Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.

Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица.

- В чём заключалось пари Долохова с англичанином Стивенсоном?


4. Анализ эпизода «Именины у Ростовых» «Жизнь сердца Ростовых».

4.1. Слово учителя.

Приём сопоставления и антитезы: вечер в салоне Анны Павловны Шерер (Петербург) – именины у Ростовых (Москва).

Искренность Ростовых противопоставлена искусственной жизни света.

Два приёма (у Шерер и на именинах двух Наталий) различны во всём. В салоне - обряд приветствия никому не нужной тётушки, у Ростовых – «благодарность всем без исключения». Естественность, отсутствие фальши, чистота внутреннего мира, близость к народу проявляется в ряде сцен.


4.2. Беседа.

- Какие взаимоотношения царят между супругами Ростовыми? Докажите примерами.

- Кто является главным гостем на именинах у Ростовых? Почему? (Графиня Марья Дмитриевна Ахросимова по прозвищу «драгун»).

- Что подарила графиня Мария Дмитриевна Наташе?

Она достала из огромного ридикюля (ридикюль Марьи Дмитриевны был всем известен обилием и разнообразием содержания) яхонтовые сережки грушками…

- О ком и чьи эти слова: "Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шёл". (Марья Дмитриевна о Пьере).

- Кто борется за наследство умирающего графа Безухова?

-Какой мы видим в этих сценах Наташу Ростову?

Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными ручками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка”.

- Какие события произойдут с Наташей за один день именин? О чем это говорит?

«Не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки ».

В обращении со своей матерью Наташа высказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что, как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко”.

- Каким мы видим Бориса Друбецкого?

Борис был высокий белокурый юноша, с правильными тонкими чертами длинноватого лица. Спокойный и внимательный ум выражался в приятных серых глазах его, в углах же еще не обросших губ заметна была всегда насмешливая и немного хитрая улыбка, не только не вредившая, но придававшая как бы соль выражению его свежего, очевидно еще не тронутого ни пороком, ни горем красивого лица.

- Как поведет себя Наташа за столом во время обеда? Какой дерзкий поступок совершит? Как на это среагируют гости?

- Какую характеристику дают Наташе окружающие ее люди?

«порох»,

«казак в юбке»,

«зелье-девка»

«козырь девка»


4.3. Николай Ростов и Соня.

Николай - студент, старший сын графа.

«Николай был невелик ростом, широкогруд и очень тонко и хорошо сложен. Открытое лицо, с русыми, мягкими вьющимися волосами вокруг выпуклого, широкого лба, с восторженным взглядом полузакрытых карих выпуклых глаз, выражало всегда впечатление минуты. На верхней губе его уже показались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность».

я убежден, что русские должны умирать или побеждать…

Соня – племянница Ростовых.

Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка, с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густою черною косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных, худощавых, но грациозных, мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она невольно напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой.

- Чем отличается молодое поколение Ростовых от молодежи Петербурга?


4.4. Тема разговоров за обедом.

- Говорят ли за столом на именинах о Наполеоне?

- Чем эта беседа отличается от разговоров в салоне А.П.Шерер?


4.5. Выводы о семье Ростовых.

- Какая атмосфера царит в доме Ростовых?

- В чем заключается различие этой атмосферы от духа в салоне А.П.Шерер?

- Какие ценности являются главными в этой семье?

- Есть ли в семье Ростовых дети, вызывающие читательскую неприязнь? (Княжна Вера).


5. Анализ эпизода «Приезд князя Андрея с женой в Лысые Горы» «Жизнь ума Болконских».

5.1. Слово учителя.

Есть ещё один способ уйти от пустой, лицемерной жизни света. Это размеренная, осмысленная жизнь ума и души. Так живут в Лысых Горах Болконские. Это «особая порода» людей. Всех их отличает невысокий рост, определённые и сухие черты, главное – сходство глаз, которые светятся умом и добротой, «непривычным блеском», у княжны Марьи – «лучистые». Их связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм.


5.2.Беседа.

- Назовите наиболее запомнившиеся детали из жизни Болконского.

- Почему князь Андрей идёт на войну?

«Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»

- Для чего князь Андрей едет в Лысые Горы?

- Как выглядит генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский?

. показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

- Любимые исторические лица князя Николая Андреевича. Кто они? (Потёмкин, Суворов, Румянцев).

- Каковы жизненные идеалы старого князя?

(Людскими пороками он считает праздность и суеверие, а человеческими добродетелями – деятельность и ум).

- С кем живёт генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский?

С дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m-lle Bourienne

- В чём состоят занятия старого князя?

«Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении».

- Каковы его взаимоотношения с окружающими?

С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно-требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской.

- Каково отношение старого князя к невестке?

- Го, го! - сказал старик, оглядывая ее округленную талию. Поторопилась, нехорошо!

Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами.

- Ходить надо, ходить, как можно больше, как можно больше, - сказал он.

- Княжна Мария Болконская. Найдите в тексте её портрет.

с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым

глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты.

с тяжелыми ступнями

- Как относится отец к дочери. Докажите примерами.

- В чём похожи отец и дочь?

- Как относятся дети Болконского к его причудам?

Княжна Марья: «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб другие это делали».

Князь Андрей: «С его огромным умом поддаваться этой мелочности» (о составляемом отцом генеалогическом древе)

Очень любят отца, понимают его и ценят.

- Последние часы князя Андрея в родительском доме. Как он их проводит?

Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, - может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки…

- Как княжна Марья провожает брата?

«André, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?»

- Как относится князь Андрей к жене?

. Я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…

- Можно ли с уверенностью сказать, что князь Андрей не любит жену?

«Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.

Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло».


5.3. Просмотр фрагмента художественного фильма «Разговор отца и сына».

- Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал – скверная должность. И помни одно, князь Андрей… Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!



- Какие черты унаследовал князь Андрей от отца?

Сдержанность чувств

Активность в деятельности

Глубокий ум

Целеустремленность

Фамильная гордость, аристократизм

Глубина душевного мира, скрытая от посторонних глаз


ІII. Подведение итогов урока.

- Что объединяет семьи Ростовых и Болконских у Л.Н.Толстого в романе?

Глубокая сердечность, естественность поведения, близость к народу в языке, взаимная любовь друг к другу членов семьи.

- Чем отличаются эти семьи?

Ростовы: Открытость в проявлении чувств, умственная деятельность не является приоритетной.

Болконские: Сдержанность чувств, высокий интеллект, активная деятельность.


IV. Домашнее задание.

1.Сопоставить семьи Ростовых и Болконских.

2.Перечитать ч. 2. т.1, ответить на вопросы:

- С какой целью Кутузов устраивает смотр войск под Браунау?

- Какие герои вам запомнились? Почему?

3.Подготовить рассказ об Аустерлицком и Шенграбенском сражениях.

4.Инд.задание: подготовить сообщение «Подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских мечтах».






























Домашнее задание к уроку 77.



  1. Показ Толстым ненужности и неподготовленности этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат (по сцене смотра войск Браунау, т.1, ч.2, гл. 2). Сочетание массовых сцен и крупного плана в романе.

  2. Отношение Толстого к войне. Его утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Изображение ее “в крови, в страданиях, в смерти”. Сюжетная линия Николая Ростова, ее роль (т.1, ч.2, гл. 4,8,15).

  3. Как должен вести себя в описываемых условиях опытный стратег (т.1, ч.2, гл.2 и 14)?

  4. Описание Шенграбенского сражения:

    • изображение Толстым трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (т.1, ч. 2, гл. 20-21);

    • поведение кн. Андрея, его мечты о “Тулоне” (т.1, ч.2, гл. 3,12,20-21).

  5. Описание Аустерлицкого сражения (т.1, ч.3):

    • кем и как оно было задумано; ироническое отношение Толстого к “диспозициям” (гл.12); успех или неуспех сражения, по Толстому;

    • как природа влияет на ход сражения (гл.14);

    • Кутузов и император Александр. Бегство русских (гл. 15 и 16);

    • поведение Николая Ростова (главы 13, 17 части 3 том 2);

    • подвиг кн. Андрея и его разочарование в “наполеоновских” мечтах (гл.16 и 19).

  6. Аустерлиц - эпоха срама и разочарований для всей России и отдельных людей. «Аустерлицы» Николая Ростова, Пьера Безухова и других.









10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Именины у Ростовых. Лысые Горы

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 25.11.2021

Номер свидетельства: 592595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы. "
    ["seo_title"] => string(47) "analiz-epizoda-imieniny-u-rostovykh-lysyie-gory"
    ["file_id"] => string(6) "178369"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424808112"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Презентация для урока по роману Л. Н. Толстого "Война и мир" на тему:"Духовные искания Андрея Болконского" "
    ["seo_title"] => string(113) "priezientatsiia-dlia-uroka-po-romanu-l-n-tolstogho-voina-i-mir-na-tiemu-dukhovnyie-iskaniia-andrieia-bolkonskogho"
    ["file_id"] => string(6) "144731"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418769638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства