«Я верю: под одной звездою мы с вами были рождены…»
«Я верю: под одной звездою мы с вами были рождены…»
Цель урока:
Раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая героя любовью к женщине.
Развивающие цели:умение высказывать и аргументировать свое мнение,развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Воспитательные цели: воспитывать любовь к литературе и родному языку,воспитывать интерес к русскому реалистическому роману, воспитывать терпимость к чужому мнению, культуру общения.
Цели ученика (деятельностные):обогащение собственного жизненного опыта,самореализация себя как личности, овладение приемами и методами дискуссии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Я верю: под одной звездою мы с вами были рождены…»»
Тема:
«Я верю: под одной звездою мы с вами были рождены…». (Любовь в жизни главных героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Цель урока:
Раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая героя любовью к женщине.
Развивающие цели:умение высказывать и аргументировать свое мнение,развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Воспитательные цели: воспитывать любовь к литературе и родному языку,воспитывать интерес к русскому реалистическому роману, воспитывать терпимость к чужому мнению, культуру общения.
Цели ученика (деятельностные):обогащение собственного жизненного опыта,самореализация себя как личности, овладение приемами и методами дискуссии, научиться анализировать и обобщать приобретенные знания.
Задачи:
Продолжить работу над умением выявлять авторское отношение к героям, учиться обосновывать оценку прочитанного, обратить внимание на психологические приемы писателя в оценке героев и их поступков, погрузить учащихся в литературоведческий анализ текста, который способствует формированию собственной точки зрения.
Тип урока:
Формирования знаний.
Вид урока:
Урок-дискуссия
.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, портрет Е.Базарова и А.Одинцовой, иллюстрации к роману, текст, учебник, аудиозапись романса на слова И.С.Тургенева «Утро туманное», плакат (на слайде) с правилами регламентированной дискуссии.
Методические приемы:
Беседа, дискуссия, комментарии учителя и учащихся, анализ текста.
Словарь урока:
Реализм как направление в литературе-
Демократ -
Нигилизм –
Гегельянство –
Символизм – понятие рокового кольца
Эпиграфы к уроку:
уж и так слишком долго вращался в чужой для меня сфере. Летучие рыбы некоторое время могут подержаться на воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду; позвольте и мне плюхнуться в мою стихию («Отцы и дети», глава 26)
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение творчества очень интересного, плодотворного и в то же время сложного и противоречивого писателя русской литературы – И.С.Тургенева. Помните, первый урок по творчеству Тургенева. Мы всматривались в портрет писателя (вам была представлена репродукция с портрета Тургенева художника Бондаря) и пытались определить черты характера этого гениального человека, тонкого психолога человеческой души. Вы определили, что у него добрый, проникновенный взгляд, лицо, испещренное морщинами, и, похоже, он занимается интеллектуальным трудом.
(Из истории игры, Франция, слайды)
предлагаю начать урок с ассоциативной разминки, возродим эту тургеневскую игру. Кстати, рисунки, которые вам предложены, сделаны в далеком 19 веке рукой великого мастера слова – Тургенева. Ваша задача дать свою характеристику, потом сравним с характеристиками самого Тургенева.
(Ассоциативная разминка, слайды)
игрой вы справились, характеристики были разными, а теперь, наоборот, по описанию портрета попробуйте угадать героя романа. Итак, литературный коллоквиум, даст возможность вспомнить персонажей.
Слово учителя.
Персонажей вы знаете, а это значит, что....
Дочитаны последние страницы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», определение которому дал литературный критик Ник.Страхов: «Писатель имел цель во временном указать на вечное и написал роман ...всегдашний. Как вы понимаете эти слова – «всегдашний роман»?
Всегдашними, вечными были и остаются природа, поэзия, любовь.
Навечно в истории литературы остались и герои романа. Естественно, что самым противоречивым, основным объектом исследований и разногласий был и остается главный герой «Отцов и детей» Евгений Базаров. Сегодня мы продолжаем попытку раскрыть и понять образ главного героя - Е.Базарова.
Целью нашего урока есть раскрытие образа Базарова через испытание любовью, понимание самоей сути отношений Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.
Один из исследователей «Отцов и детей» писал: «Нигилизм нашел свою судьбу там же, где гегельянство – у ног женщины». И действительно, у Тургенева нет такого романа, повести, где герои не проверялись бы любовью. Сердца русских женщин у Тургенева – пробные камни интеллигентских настроений. Свой жизненный путь, испытание любовью проходит и демократ-нигилист Евгений Базаров. Материалист, естествоиспытатель, Базаров не признает ничего возвышенного, романтического, чего нельзя было бы проверить опытным путем. Каковы взгляды Базарова на вещи, которые нельзя потрогать.
предлагаю провести урок-дискуссию, напоминаю основные правила дискуссии (Слайды)
Учитель. Давайте вспомним,какой он Базаров,до встречи с Одинцовой?Мнебы хотелось, чтобы в вашем монологе о Базарове прозвучало его отношение к искусству, природе, поэзии. Ну и конечно, отношение к любви. Дома вы готовили сообщения о взглядах Базарова на вечное.
Ответ учащегося.
Базаров до встречи с Одинцовой (слайд) Глава:
(Примерные ответы учащихся)
Искусство: Базаров отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его»
Базаров плохо знает искусство. Он не занимался искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х годов, которая отдавала предпочтение изучению науки.
Как же смотрит Базаров на природу? Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Ьазаров обедняет человеческую жизнь. Как решается эта проблема. (В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты)., с.97
Поэзия: «Порядочный химик...». Он не знает Пушкина. И не потому, что против,
потому, что прогрессивная молодежь 19 века не хотела тратить время на то, что по их словам, не приносит практическую пользу стране.
Итак, это взгляды его на искусство, природу, а как он смотрит на любовь (глава 7)
Зачитайте высказывания Базарова.
любовь-билиберда
романтическая бредь
можешь – добейся толку, нет - отвернись
Учитель. Из этих высказываний следует вывод,что у Базарова вульгарный,упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Помните, как вел себя Павел Петрович в своей любви к Княгине Р...). Он положил свою жизнь на охи, вздохи и страдания по неразделенной любви.
Базаров умный, несокрушимый, самоуверенный, отстаивающий своинигилистические взгляды, сухие теории. И, тем не менее, произносит следующее:
«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о себе».
Таким человеком неожиданно оказывается обаятельная женщина. Не секрет, что моральная сущность мужчины часто обнаруживается именно в отношениях с женщинами. (Возьмите сегодняшний день – разве не проявляются лучшие ваши качества, уважаемые мужчины, да и равно худшие именно в отношениях с девушками, одноклассницами, вы согласны – представители женской половины, а мужской?)
Это еще один повод для Тургенева провести своего героя через испытание любовью. (Заметьте, что история любви Базарова занимает без малого девять глав небольшого по объему романа). Действительно, перед ним пасуют все действующие лица, все, кроме Одинцовой.
Что же представляет собой женщина, поразившая умного, несокрушимого Базарова?
Ответ учащегося: Одинцова до встречи с Базаровым (слайд). Глава:
Беседа по вопросам.
Слайд. Встреча Базарова с Одинцовой.
И вот на балу у губернатора Базаров с Аркадием встречают Анну Сергеевну.
Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне?
Что привлекло Базарова в ней. Почему он ею так заинтересовался? (Глава 14, с.110, зачитать)
(Сочетание герцогини, дворянки с чисто русскими, национальными чертами: достоинством, спокойствием, добротой и силой. Первые тургеневские строки о ней: «спокойно и умно глядели ее глаза, какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.» По контрасту с лжеэмансипированными Кукшиной и Ситниковым Анна Сергеевна представлена на балу у губернатора неторопливой, неговорливой («сама она говорила мало, два раза тихо засмеялась), с достоинством осанки, в непринужденном разговоре с неким сановником». Кажется не без умысла Тургенев заставляет нас вспомнить хрестоматийные стихи:
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?..
И далее:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо просто было в ней...
ситуация сходная, и почти точный портрет Анны Сергеевны Одинцовой, со знаком
плюс.
Прозорливый Базаров сразу выделил ее из массы светских дам – так же как Онегин на балу – неузнанную Татьяну-княгиню: «На остальных баб не похожа». Чем же?
Невозможным, по его представлениям и убеждениям, сочетанием в женщине независимости, красоты и ума: «По моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды». Перед его глазами было первое живое опровержение его представлений; первое, но не последнее.
Только ли внешность привлекла Базарова.
Она интересная собеседница, спорит, не соглашается с Базаровым (Спор, глава 16 об антропологической теории, если все барышни предпочитали французские любовные романы, то женщина, способная отличать антропологию от анатомии любви, наверное, заслуживает уважения со стороны умных незаурядных мужчин. Неудивительно, что Базаров нашел в ней, в женщине, собеседницу, с которой мог говорить о «вещах полезных», начиная с устройства российского общества (плохого устройсва) и продолжая вопросами медицины, ботаники, живописи, музыки, наконец, проблемами психологии, счастья, любви, будущности самого Базарова. Трудно представить себе, с кем из обитателей этого романа мог бы Евгений Васильевич столь уважительно вести беседы о действительно важных проблемах. о женщинах и говорить нечего: ни Катя, ни Феничка, ни карикатурная Кукшина не могут соперничать с Одинцовой ни по интеллекту, ни многим другим критериям.
Женское очарование, красота, ум, мягкость и решительность, независимость и самостоятельность, отвращение к пошлости, чувство собственного достоинства, женская гордость – такое сочетание человеческих качеств не могол оставить равнодушным такую незаурядную личность, как Базаров.
Как ведет себя герой, впервые полюбив?
нем проснулся тот, кого он всегда презирал и высмеивал – романтик (глава 17, с. прогулка Базарова ночью по росе).
Любовь Базарова оказалась настолько могучей и неудержимой, что разрушила ( не без помощи и чисто женской бесовской провокации) все плотины и дамбы надуманных запретов и теорий и грубо вырвалась наружу в виде прямолинейного признания. Гениально передано писателем развитие чувства героя, психологическое состояние его и ее, трепетная, загадочная атмосфера в комнате, сильная страсть Базарова. Вот где и романтика, и любовь, и темперамент, и характер.
Какие чувства испытывают Аркадий и Базаров, находясь рядом с Одинцовой?
Аркадий счастлив находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и строгое лицо. Он испытывает робость, как юный паж перед своей госпожой.
Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя. Что за фигура. На остальных баб не похожа, холодна... В этом-то весь вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое. Однако, оказавшись рядом с Одинцовой, Базаров начинает конфузиться. В гостиничном номере, куда она пригласила товарищей, он, пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, в итоге еще и покраснел, услышав приглашение в гости, в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Сразу Базаров будет иронизировать «Во, как заморозила». Но именно ему, как окажется, будут необходимы ее тепло и человечность.
Скажите, прав ли Писарев, утверждая, что у Анны Сергеевны был зародыш чувства, но она не дала ему развиться.
Ответом на этот вопрос является глава17. Это кульминация в отношениях героев. Героиня жаждет любви, но спокойной, контролируемой, а не страстной,
которая бог знает куда доведет. Спокойствие ей дороже. Базаров же не умеет тонко чувствовать и вспугнул ее чувство.
Но почему они не остались хотя бы друзьями? В чем причина краха их отношений? Почему прелестная и умная женщина, добившаяся признания от сурового отрицателя любви, не ответила ему тем же, не вышла за него замуж?
Базаров раздваивается между философской системой демократа и романтической билибердой, он и любит Одинцову и ненавидит одновременно. Материалист Базаров душит Базарова-романтика.
Одинцова по многим причинам не могла пойти с Базаровым в горькую, терпкую, вольную жизнь. Почему? Базаров – нигилист, человек, чуждый ее миру. Он не верил в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров – выходец из низов, в материальном положении – бедняк, будущий лекарь. Даже если бы она полюбила его, она бы не пошла с ним в его жизнь, слишком другую. Базаров был прав: между вами и мной такое расстояние... Да расстояние социальное, мировоззренческое, психологическое, материальное и тому подобное. Но мы знаем немало случаев, когда люди успешно преодолевают это расстояние при одном условии – при условии взаимной большой любви Была ли такая любовь у прекрасной аристократки?
Одинцова боится потерять свободу. Оба героя слишком властны, самостоятельны, привыкли довлеть над другими, а в любви кто-то должен уступать.
Вывод: Базаров,полюбив,бежит от любви,потому что считал еепредрассудком, чепухой, но любовь, мстя за себя, поставила героя в драматическое положение – ему отказали, его любовь безответна. Оба героя испугались любви, потери независимости.
Почему трагедия Базарова дана на фоне любви Аркадия и Кати. Какова их функция в замысле автора?
Тургенев любит сравнения (помните, мы говорили на первых уроках, что писатель тонкий психолог) и мягкие, изящные контрасты. Именно поэтому любовь Базарова показана
на фоне разгорающейся любви Аркадия к Кате. Писатель приводит нас в сад, где Аркадий объясняется в любви к Кате. Тщательно подбирая канцелярски-газетные обороты, он мямлит: «...вопрос... до которого я еще не касался...желаю посвить все мои силы истине...я полагаю, что обязанность всякого честного человеа...это чувство относится некоторым образом...некоторым образом, заметьте до вас... »
Молодой человек волнуется, но это не сжигающий вихрь страстей Базарова. (бланманже – желе из сливок или миндального молока) И Тургенев с иронической улыбкой прерывает робкий монолог влюбленного художественной деталью «...а зяблик над ними в листве березы беззаботно распевал свою песенку. И сам щебечущий Аркаша Кирсанов – не зяблик ли»
Чье чувство вам кажется более сильным? Базарова – не правда ли?
Аркадий свою страсть к Анне Сергеевне сначала заменил на спокойную дружбу с Катей, которая затем переросла в любовь.
Оба (Катя, и Аркадий) одинаково ровные, романтичные натуры. Базаров и Анна Сергеевна их просто подавляли. Отвергнув деспотизм сестры и друга, они становятся сами собой.
Базаров и Анна Сергеевна почувствовали себя стариками, рационализм и гордость состарили их до времени.
Аркадий проповедовал великую любовь, а сам поступил, как советовал Базаров: «не добился толку, найди другой предмет, свет клином не сошелся». Аркадий так и сделал. Базаров же, несмотря на свои умозаключения в начале романа живет по высоконравственным законам.
Нужно ли было Базарову умирать?
Демократ Базаров вторгался в жизнь самоуверенно, его материалистический скальпель отсекал все жизненное (природу, искусство, любовь), пока именно скальпель не поразил его самого.
Перед лицом смерти отступили и медицина, и физиология, оставив Базарова наедине с собой. Умирающий Базаров прост, человечен. Базаров-атеист свое спасение видит в родительской любви-молитве.
Зачем же перед смертью Б. необходимо видеть А.С.О.
Перед смертью человек не может лгать, сдерживать свои истинные чувства, и Базаров отдает себя во власть романтической любви. Она победила. Прощание с А.С. чисто пушкинское «Вы молоды, прекрасны, и должны жить долго». (У Пушкина: «Я вас любил так искренне, так нежно, как дай вам бог, любимой быть»
Одинцова же пришла к Базарову, умирающему от холеры, точно так же как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему ритуальный поцелуй. И что особенно горько, что Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее фразой: это по-царски.
Итак, главный вопрос урока. Как же он прошел испытание любовью?
Как же Базаров изменился за это время? Ему тяжело в этом конфликте. Он по положению в нем побежденный, но настолько сильным, он выглядит в этой истории. Базаров отрицал романтику, но она в нем появилась и украсила его.
Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становится еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров во время своего последнего посещения О. Он любит ее, но понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему. И он поднимается над своим чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни до сих пор не принимал. Прощайте-с, будьте здоровы».
Ясно, почему был Б. таким рассеянным в последующих главах романа. Невозможно поверить, чтобы такой сильный, такой волевой человек, как Б. мог так глупо, случайно пораниться. Теперь он постоянно думает о чем-то своем. Он поставил на карту незыблемость своих принципов и потерпел сокрушительное поражение. Вот почему он не находил себе места. Базаров споткнулся на Одинцовой, но и такие, как Одинцова, без вторжения в их жизнь Базаровых, обречена на пассивность.
Появление в романе такого персонажа, как Одинцова, позволило не только опровергнуть некоторые ошибочные взгляды, но и раскрыться лучшим чертам Базарова: способности любить, уважать женщину, сохранять чувство собственного достоинства в трудной ситуации, сдержанности, скромности, честности и прямоте,
пробудило его интерес к отдельному человеку, заставило по-иному взглянуть на мир: «Может быть, вы правы, может быть, точно, всякий человек - загадка». Да, как ни печально, любовь не всесильна, о и поражение в любви, столь же непредвиденное, как и ее возникновение, не прошло даром для Базарова. Он, несомненно, по-человечески возвысился в глазах читателя, стал ближе ему.
Можно ли предположить, что будь бы Б. жив, остались незыблемыми его принципы по отношению к природе, искусству, любви?
Смысл финального реквиема.
Чтение эпилога учителем «Есть небольшое кладбище...»
Вывод: Тургенев в эпилоге полемизирует с отрицанием поэзии и любви. Великому спокойствию «равнодушной природы» он противопоставляет всесильную, святую любовь родителей, их слезы. Природа, любовь и смерть непобедимы человеком.
«Бунтующее сердце» нигилиста Базарова примирилось с тем, что вечно: Природой, Поэзией, Любовью.
(Прослушивание записи романса на слова И.С.Тургенева «Утро туманное». ( во время прослушивания придумайте вопрос Базарову)
Творческое задание 1
теперь представьте себе, что вы проходите сквозь ворота любви. Напишите, каких неприглядных качеств вы могли бы лишиться, и какие высокие, могли бы приобрести?
Творческое задание 2
Игра пресс-конференция. Один, надев широкополую шляпу, играет роль Базарова. Все остальные ребята – корреспонденты. Назовите себя, какое средство массовой информации вы представляете, задайте свой вопрос главному герою.
Например:
Тургенев назвал вас Евгением так же, как Пушкин Онегина. Это случайность или вы встречались? (Евгений означает
Как вы относитесь к обществу «Гринпис»? и т.д.
Рефлексия: (напечатано каждому)
Что мне больше всего понравилось на уроке.
В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему?
Что мне не удалось (выполнить) и почему?
Добился ли я своей цели?
Какие вопросы я задал бы учителю, товарищу, автору, главному герою произведения?
Домашнее задание: Подготовиться к тестированию по роману«Отцы и дети»
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Цели урока соответствуют программным требованиям, а также содержанию материала, необходимому уровню знаний и умений учащихся данного класса. Мною была поставлена не только содержательная, но и деятельностная цель урока.
системе изучения монографической темы «Творчество Тургенева» урок является обобщающим.
Для реализации поставленных целей использовались формы и методы, соответствующие уровню восприятия, читательской компетенции учеников класса: проблемная беседа, творческие задания исследовательского характера, эвристические формы общения и т.д.
Удачно организована работа по актуализации опорных знаний, что позволило быстро и качественно включить ребят в освоение нового материала (две главы романа).
Структура урока логически последовательна, этапы связаны друг с другом. Но не всегда целесообразно распределялось время по этапам урока. Материал урока и вопросы учителя соответствовали уровню сложности материала, изложенного в учебнике.
процессе работы выделялись ведущие идеи, постоянно подчёркивалась связь с жизнью и потребностями, интересами ученика. Это явилось основой мотивации учащихся к учебной деятельности, создавало условия для фиксации границы между знанием и незнанием, особенно в таких сложных пока вопросах, как ЛЮБОВЬ и связанные с нею грани отношений между героями (Базаровым и Одинцовой).
Средства самого урока были направлены на формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся. Организовано учебное сотрудничество детей.
Очень чётко актуализировались новые понятия в процессе подачи материала,
что обеспечило реализацию постоянного девиза «не давать готовые знания, а
способствовать самостоятельно добывать их; тактично и непредвзято велась работа с разнообразными точками зрения. И именно это позволило максимально включить учеников в процесс перехода к деятельностно-компетентностной образовательной модели.
На уроке использовался фрагмент из фильма, который удачно был сопоставлен с текстом. Ребята убедились, что два вида искусства – книга и фильм) отражают по-разному одни и те же явления, но гармонично дополняют друг друга, расширяют представления читателя о поведении героев, об их жизненной позиции.
Темп речи учителя, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умение общаться с учениками, а также приёмы влияния на школьников соответствовали педагогической норме.
Домашнее задание носило общий характер (подготовка к тестированию по тексту романа, части А, В, С)