kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И. С .Тургенев «Первая Любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иван Сергеевич Тургенев. Повесть «Первая любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.

 

 

Цели урока:

биография обзорно (история семейных отношений);

 беседа по содержанию повести «Первая любовь»;

анализ эпизодов повести.

 

Оборудование урока:

 портреты И.С. Тургенева, его отца и матери, рисунки учащихся, плакат с цитатами из произведений И.С. Тургенева о любви.

Просмотр содержимого документа
«И. С .Тургенев «Первая Любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств. »

МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск














Открытый урок


И. С .Тургенев «Первая Любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.

Учитель: Федяева Л.

Саранск 2011


Иван Сергеевич Тургенев. Повесть «Первая любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.



Цели урока:

биография обзорно (история семейных отношений);

беседа по содержанию повести «Первая любовь»;

анализ эпизодов повести.


Оборудование урока:

портреты И.С. Тургенева, его отца и матери, рисунки учащихся, плакат с цитатами из произведений И.С. Тургенева о любви.


Мой друг, как ужасно, как сладко любить!..

Автор неизвестен


  1. Слово учителя об изучении повести И.С. Тургенева «Первая любовь» учащимися 9-х классов. Обращение к эпиграфу, который отражает двойственное отношение Тургенева к проблеме любви.


  1. Обращаем внимание на цитаты Тургенева о любви, которые написаны на доске или на плакате:


«Чужое я внедрилось в твое... и твое я умерщвлено».

(И.С. Тургенев «Любовь».)


«Любовь даже вовсе не чувство - она болезнь... Обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли - ни дать ни взять холера или лихорадка...» («Переписка», 1856)


«Любовь - цепь, и самая тяжелая... По крайней мере я дошел до этого убеждения... Купил это убеждение ценой жизни, потому что умираю рабом». («Переписка», 1856)


«Нет, в любви одно лицо - раб, а другое - властелин...»

(«Переписка», 1856)

Вывод учащихся, затем учителя.


Вывод по цитатам:


Любовь представлялась писателю так же, как природа, стихийной и

бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Любовь, по

Тургеневу, - сила смертоносная, превращающая человека в «надломленное дерево» и

обреченное на заведомую гибель. Любовь против воли человека захватывает его душу,

подчиняет его другому человеку, делая его слабым и превращая в раба.


Вы можете испугаться этого чувства, как тёмной и страшной силы, но любовь в тургеневском понимании имеет свою оборотную сторону - светлую. И такая её сторона представлена в «Первой любви», о которой пойдёт речь на сегодняшнем уроке.


«Первая любовь» - «единственная вещь», доставлявшая удовольствие писателю, находящемуся в конце своего пути, одно из самых любимых его произведений. И это потому, что он этой повести не придумывал: «Я не придумывал этой повести; она дана мне была целиком самой жизнью», «Первая любовь - это пережито», - так напишет Тургенев в год своей смерти. Тем самым посылая привет своему отцу, которого бесконечно обожал, незаурядному, глубоко чувственному, тому, с кем всегда мечтал быть рядом...

Ученики, получившие индивидуальные задания, рассказывают об отце И. С. Тургенева и их семейных взаимоотношениях.


1 ученица: Ко времени знакомства с Варварой Петровной Лутовиновой за плечами двадцатилетнего кавалергарда поручика Сергея Николаевича Тургенева ничего не было, кроме 140 крепостных в деревеньке его отца, родословной, герба, знания языка и редкой красоты. Известен случай, когда уже после смерти мужа Варвара Петровна встретилась за границей с владетельной немецкой принцессой и та, увидев браслет с портретом Сергея Николаевича, сказала: «Вы - жена Тургенева, я его помню; после смерти императора

Александра 1 я не видела никого красивее вашего мужа».(Учитель обращает внимание учеников на портрет С.Н. Тургенева).


2 ученик: Отец И.С.Тургенева принадлежал к роду, в котором были стольники, воеводы, начальники приказов, капитаны - исправники, ревностно и верно стоящие на службе Отечеству. Сергей Николаевич участвовал в Бородинском сражении, «храбро врезался в неприятеля и поражал оного с неустрашимостью». Волевой, с сильным характером, прекрасно образованный, аристократичный, он состоял в дружеских отношениях со многими известными людьми своей поры - писателями М.Н. Загоскиным и Ф.Н. Глинкой, поэтом И.И. Дмитриевым, драматургом А.А.Шаховским.


3 ученица. В 1816 году Сергей Николаевич появился в Спасском, чтобы купить лошадей со Спасского конного завода для полка. Встреча с хозяйкой, некрасивой, сутуловатой, старше его на 6 лет, могла даже не задержаться в сознании молодого красавца, если бы не хваткость Варвары Петровны. Очарованная нечаянным гостем, она вместе с тем понимала, что шансов на ответную симпатию у нее нет никаких. И тогда Варвара Петровна, уже будучи осведомленной о материальном положении поручика (Тургенево находилось в 18 верстах от Спасского), решила пустить в ход свой главный козырь -богатство. Прощаясь с Сергеем Николаевичем, она пригласила его вновь посетить Спасское. И почувствовав уклончивость в ответе молодого красавца, оставила в залог его портупею. Рассказывают, что старый Тургенев на коленях просил сына согласиться на брак с Лутовиновой. (Портрет на доске).

4 ученик. 14 января 1816 года в церкви Спасо - Преображенья, в селе Спасском -Лутовинове состоялось венчание Сергея Николаевича и Варвары Петровны. Выбором места венчания невеста дала понять, каковы будет распределение ролей в будущей семье. Она богата и потому имеет право претендовать на управление всеми хозяйственными делами и на распределение доходов. Тем более, что за женихом, кроме родословной и красоты, ничего не стояло. Женившись на Варваре Петровне по расчету, он никогда так и не смог полюбить ее. Она же любила мужа безгранично и тяжело переживала многочисленные романы своего мужа. Время спустя каждый из супругов стал жить собственной жизнью: он - покорствуя своему любвеобильному характеру, она - властной хозяйкой усадьбы.

5 ученица. Но сыновей Сергей Николаевич никогда не обходил вниманием. Особенно вдумчиво и взыскательно он относился к их образованию. Именно он решает отдать Ивана и Николая в пансион Вайденгаммера, в котором они находились до лета 1830 года. Уже тогда тяжело больной желчнокаменной болезнью и отправившийся весной 1829 года за границу на операцию, Сергей Николаевич осенью этого же года вернулся в Россию с единственной целью - решения дальнейшей судьбы мальчиков, их окончательного устройства.

6ученик: Отец писал письма своим мальчикам, «Строгие и участливые». Он внушал им высокие понятия благородства, порядочности, умение быть самим собой, не пытаться оригинальничать. Судя по поведению отца, он будто знал, что ему остается недолго пробыть с детьми. Поэтому Сергей Николаевич максимально стремился участвовать в их взрослении и одновременно «хоть отчасти увековечить себя в детях». Будучи глубоким, незаурядным человеком, он, вероятно, не довольствуется утвердившейся в отношении себя ролью «ловца женских сердец». А ведь об отце Тургенева зачастую мыслят именно в этом роде.

Учитель: Мы рассказали об отце Тургенева потому, что и о нем пойдет речь в повести «Первая любовь». Приступаем к анализу данной повести. - Назовите героев повести. Запись в тетради.




Герои Прототипы

Владимир ' Иван Сергеевич Тургенев

Его отец Сергей Николаевич Тургенев

Его мать Варвара Петровна

Зинаида Поэтесса Екатерина Шаховская (В

замужестве Владимирова)

Предоставление портретов учителем


1)Счастъе:


- Предчувствие любви (чтение эпизода) Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

(В нем живут два чувства, грусть и радость, но он ждет радости и осознает, что они связаны с женщиной).

- Встреча с девушкой (чтение эпизода)

(Любовь пришла, пришла и радость, и счастье, он радовался, как ребенок, и боялся, что это сон).

- Прокомментируйте сцену - проснулся перед утром...


Завязка сюжета

-Зинаида у окна (чтение эпизода). -Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

(Влюбленный Володя - юноша - рыцарь, обожествляющий свой идеал, видит перед собой женщину- ангела. Он как истинный рыцарь преклоняется к ее ногам, готовый поласкать каждую складочку ее платья и передника. Он опять счастлив, он испытывает прекрасное чувство, оно чистое, возвышенное, он боготворит девушку, по - рыцарски мечтая умереть у ее ног, весь облитый кровью спасая ее от рук неприятеля, вызволяя из темницы). «Жизнь отдать, лишь бы она не горевала ».


- Первый поцелуй (прокомментировать) чтение. (Он по-рыцарски, соблюдая придворный этикет , по всем правилам целует даме руку: встает на одно колено (два) - поцелуй неловкий, но искренний и благородный - в итоге он опять счастлив - « Но я чувствовал себя ...»).


-Второй поцелуй (кульминация) - пик счастья - чтение эпизода. («Мне казалось ...»)


Вывод: любовь дарит человеку счастье, радость, восторг, делает окружающий мир прекрасным, и природу, и людей и т.д.


2) Душевная боль.


- Но наш влюбленный герой как счастлив, так и несчастлив. По каким причинам?

Ревность (примеры цитат: «Мне вдруг стало очень грустно... Я силился не плакать... Я ревновал к гусару...».Холодность ( «Обращение Зинаиды со мной меня окончательно убило»).



  1. Ревность к тому, кого она полюбила.


- Как герой относится к своему отцу? (« Он казался мне образцом мужчины...»).


- Какие советы давал отец сыну?

( «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать- в этом шутка жизни». «Умей хотеть - и будешь свободным...». «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...»).


- А что надобно Зинаиде?


- кого любит Зинаида?- чтение эпизода « Я услал Филиппа...»


Развязка.


-Изменилось ли отношение к отцу?


- Нет. («.. .я даже не роптал на отца...». «Напротив: он как будто вырос в моих глазах...».


(Опять перед нами благородный мальчик - рыцарь, с достоинством переживает боль

утраченной любви)).


- К Зинаиде ?


- Нет («... я буду любить и обожать вас до конца дней моих ».

Об обоих вместе ?- чтение.)


- Почему?

( За жертвенность собой, за смелость, « не побоялась погубить свою будущность»).

Автор любил своего отца и Зинаиду, преклонялся перед ними, уважал их любовь, считая ее идеалом большим, незнакомым, красивым, неизвестным чувством, которое могло сломить таких умных и сильных людей, заставляя их плакать, хотя они ждали его и готовы были бороться с ним и победить его, но ... Чем сильнее люди, тем сильнее и беспощадней любовь, и люди в этом совсем не виноваты.

Вывод: Любовь подарила автору счастье, радость, восторг, душевную боль, заставила героя повзрослеть и узнать, что есть любовь, по сравнению с которой его любовь «детская и мизерная ...».

Первую любовь пережили и сын, и Зинаида, и отец (В 40 лет!).


Р.s. Зинаида - Е. Шаховская ровно через год после смерти Сергея Николаевича вышла замуж за некоего Владимирова, а через 9 месяцев и 11 дней умерла после родов. Похоронена на Волковом кладбище в г. Петербурге недалеко от могилы отца И.С. Тургенева. Надпись на надгробии стала эпиграфом к нашему уроку.


- Выводы учащихся.


Д/з: Пейзажные зарисовки в повести И.С. Тургенева (найти и прочитать).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И. С .Тургенев «Первая Любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.

Автор: Федяева Людмила Ивановна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127304

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Повесть «Первая любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.(Презентация) "
    ["seo_title"] => string(91) "poviest-piervaia-liubov-gieroi-poviesti-i-ikh-prototipy-vospitaniie-chuvstv-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "127356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415294804"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства