И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под Дубом».
И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под Дубом».
Урок литературы «И.А. Крылов «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под Дубом». Тематика и образный мир басен И.А. Крылова» разработан для 5-ых классов общеобразовательного уровня. Цель урока - обобщить знания учащихся о баснях И.А. Крылова; повторить основные принципы построения басни. Тип урока - комбинированный. Урок направлен на развитие компетенций: коммуникативной, языковой, познавательной.
В ходе урока использованы различные формы и методы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под Дубом». »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40»
Разработка урока по литературе
«И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под Дубом». Тематика и образный мир басен И.А. Крылова»
5 класс
разработал и подготовил
учитель русского языка и литературы
Данилова Л.М.
Старый Оскол
2014
Цель: обобщить знания учащихся о баснях И.А. Крылова; повторить основные принципы построения басни.
Развитие коммуникативной, языковой, познавательной компетенций.
Компетенции:
• познавательные – общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические: совершенствуют мыслительные операции;
• регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;
• коммуникативные – умеютконструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга.
Тип урока: комбинированный (повторение пройденного материала и усвоения новых знаний).
Метод: эвристический, обучение в диалоге.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельна.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийная презентация, выставка книг И.А.Крылова, УМК Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009, жетоны.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П.А.Вяземский
Ход рока
І. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Предлагаю всем вместе улыбнуться. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу, и с этим замечательным настроением мы начнем наш сегодняшний урок. А начать наш урок мне бы хотелось с эпиграфа. Как вы думаете, чему посвящен данный эпиграф? По вашему мнению, о каком русском баснописце может идти речь?
Учащиеся. В этом эпиграфе идет речь о русском писателе, который прославился сочинением басен. Его имя - И.А. Крылов. Благодаря своим басням он получил мировое признание.
Учитель. Конечно же, имя этого великого русского баснописца вам знакомо, давайте вспомним, что вы изучали о И.А. Крылове в 4 классе?
Учащиеся. В 4 классе мы узнали, что И.А. Крылов прославился написанием басен, и познакомились с некоторыми его баснями: «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица» и др.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель. Обратимся к статье вашего учебника (работа со статьёй учебника об И.А.Крылове, с.71-72, ч.1). Скажите, пожалуйста, что Вы узнали нового о И.А. Крылове? (учащиеся рассказывают интересные факты из биографии писателя, называют его произведения). При этом учащимся предлагается поработать индивидуально, вспомнив ранее изученный материал с помощью тестов.
III. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
Учитель. Ребята, как вы думаете, о ком и о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Ученики называют имя И.А.Крылова и его басни.
Учитель. Сегодня вы уже вспомнили названия некоторых басен, которые изучали в 4 классе. А сейчас вам нужно будет распределить по группам басни А.И. Крылова: в 1 -й столбик - «Басни, которые я знаю», 2-й «Басни, о которых я ранее не слышал (а)»
(Учащиеся работают в группах с карточками: им нужно в одну сторону отнести те басни, которые они изучали ранее, и те, с которыми они еще не знакомы).
«Басни, которые я знаю»
«Басни, о которых я ранее не слышал (а)»
«Ворона и Лисица»
«Волк на псарне»
«Мартышка и очки»
«Демьянова уха»
«Стрекоза и Муравей»
«Свинья под Дубом»
«Слон и Моська»
«Зеркало и Обезьяна»
По завершению работы ученики приходят к выводу, что на сегодняшнем уроке речь пойдет о таких баснях как: «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под Дубом».
Учитель. Молодцы! Вы успешно справились с заданием, и получаете жетоны, а в конце урока мы подведем итог, и узнаем, кто стал лучшим знатоком творчества И.А. Крылова. А как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?
Ученики. Познакомиться с баснями. Выяснить о чем они.
Учитель. Молодцы! Сегодня мы продолжим изучать творчество И.А, Крылова и подробнее остановимся на анализе басен, а также выясним, какому событию они посвящены.
ІV Изучение нового материала.
Учитель. Но, а в начале хотелось бы обратиться к выставке книг И.А.Крылова, которую вы подготовили. Ведь согласитесь, много интересного можно узнать, обращаясь к книгам И.А. Крылова (Учащиеся рассказывают о книгах, которые приготовили для выставки, о своем любимом произведении И.А. Крылова).
2. Вступительное слово учителя(рассказ учителя сопровождается презентацией). В баснях И.А.Крылова широко используется приём аллегории. Басенный Муравей – олицетворение трудолюбия («Стрекоза и Муравей»), Свинья – невежества («Свинья под дубом»), Ягнёнок – кротости («Волк и Ягнёнок»). Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Басни Крылова имеют не только богатый бытовой характер.
Учитель. Давайте вспомним басню «Ворона и Лисица» (просмотр видеофрагмента http://www.youtube.com/). К какому виду относится эта басня (историческая или социальная)?
Учащиеся. Социальная. В ней И.А.Крылов высмеивает нашу жизнь, такие человеческие пороки, как тщеславие, гордость, хитрость в угоду своей пользы.
Учитель. Действительно, у Крылова есть исторические и социальные басни, в которых через аллегорические образы животных также высмеиваются людские пороки. Во многих исторических баснях в образах животных угадывается персонаж, даётся намёк на определённого человека.
Работа в группах:
Каждая группа показывает заранее подготовленную инсценировку басни. Учащиеся поясняют значение морали каждой из показанных басен (на слайдах иллюстрации к басням).
4. Работа над басней И.А.Крылова «Волк на псарне».
4.1. Ученик 1-й группы представляет сообщение.
«Из истории создания басни».
Эта басня стала откликом на события войны 1812 года, когда Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под Красным, обнажил голову, показав свои седины. (Слайд №3)
Инсценировка басни учениками 1-й группы.
5.Учитель проводит словарную работу. Объяснение лексического значения слов. Овчарня, псарня, гончие, ахти, с дубьём, расчесться, сват, кум, стад (Слайд №4)(Ученики записывают значение слов).
Овчарня - одноэтажное отапливаемое сельскохозяйственное здание, оборудованное для содержания и выращивания овец или коз в стойловый период года [1; 120];
Псарня - помещение для охотничьих собак [1; 130];
Гончие - группа пород (около 40) подружейных охотничьих собак. Гончие чутьем находят зверя (зайца, лисицу, волка и др.) и с лаем (отдавая голос) гонят его (отсюда название) [1; 53].
6.Анализ содержания басни «Волк на псарне».
Учитель.
-Назовите героев басни и дайте им характеристику на основании анализа их поступков и речи. (Волк, ловчий, псари, гончих стая, овцы)(Слайд №5).
- Что такое аллегория? Какие аллегорические образы есть в басне?
Учитель. Какими качествами наделяет автор ловчего (Кутузова)?
Составление словесного портрета №2
Кутузов (ловчий)
Учащиеся. Мудрый, с жизненным опытом, решительный, смелый, прямолинейный (Далее учащиеся проводят сопоставление образов, на основе чего приходят к выводу: в басне образ Наполеона противопоставлен образу Кутузова) (Слайды №6,7,8,9).
Учитель. Какие художественные приемы использует автор для создания образов героев? (Антитеза (противопоставление), оценочные эпитеты (художественные определения), речевая характеристика (реплики героев)).
Учитель. В каких строчках заключена мораль басни?
Учащиеся. А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой (Слайд №10).
8. Одной из групп учитель предлагает решить интерактивный кроссворд по басням Крылова http://www.zavuch.info/methodlib/295/101327/
9. Работа над басней «Свинья под дубом» (Слайд №12).
Инсценировка басни учащимися 2-й группы.
10.Анализ содержания басни «Свинья под дубом».
Учитель. Что делает Свинья?
- Есть ли в её действиях какой-то смысл?
- Какие черты человека олицетворяет Свинья?
- Кого подразумевает автор под Дубом, Свиньёй и Вороном?
Учащиеся.Дуб – русский народ, Свинья – невежда и невежа, Ворон – умный человек (Слайд №13).
11. Учитель. Басня построена на антитезе – противопоставлении персонажей. Чем они отличаются друг от друга? (учащиеся заполняют таблицу, работая в парах по карточкам) (Слайд №14)
ВОРОН
СВИНЬЯ
Умный
Думающий
Трудолюбивый
Воспитанный
Думает о других
Глупая
Примитивная
Ленивая
Нахальная, грубая
Думает только о себе
Учитель. В каких строчках заключена мораль басни? (Слайд №15)Учащиеся.Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя,
Что он вкушает их труды[4; 23];.
Учитель.А сейчас мы немного отдохнем и проведем физминутку.
12. Физминутка.
Послушайте условие. Если вы услышите строки, принадлежащие баснописцу И.А. Крылову, то хлопните один раз над головой. Если строки принадлежит другому баснописцу – присядьте. Условия понятны? Будьте внимательны!
1. Я совсем без драки могу попасть в такие забияки. (Крылов «Слон и Моська»)
2. Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. (Л.Н.Толстой «Стрекоза и Муравьи»)
3. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там. (Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)
4. Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. (Крылов «Стрекоза и Муравей»)
5. Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива. (Эзоп «Лисица и лев»)
6. Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. (Эзоп «Лев и мышь»)
7. Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали. (Крылов «Мартышка и Очки»)
8. Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа. (Крылов «Зеркало и Обезьяна»)
9. Муравью захотелось пить; спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду. (Эзоп «Муравей и голубь»)
10. Чижа захлопнула злодейка - западня;
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался. (Крылов «Чиж и Голубь»)
Учитель. Молодцы! А теперь определим самого внимательного! Найдите на стенах нашего кабинета карточки с названием басен И.А. Крылова, строчки которых вы сейчас услышали и прикрепите их к доске (методика Базарного).
Учащиеся. «Слон и Моська», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Чиж и Голубь».
13. Работа над басней И.А.Крылова «Демьянова уха».
Из истории создания басни. Сообщение учащегося 3-й группы
Часто басни И.А.Крылова являются откликами на реальные события общественной жизни. Басня «Демьянова уха» связана с современной писателю литературной жизнью.
«Беседа любителей русского слова» - литературное общество, существовавшее в Петербурге в 1811-1816 гг. Его возглавляли Г.Р.Державин, в доме которого происходили собрания общества, и А.С.Шишков. В 1811 г. Крылов избирается членом «Беседы русского слова». Это не помешало ему иронически относиться к высокопоставленным участникам «Беседы…», в большинстве своём бездарным поэтам, сторонникам отживших литературных традиций, которых он и высмеял в басне «Демьянова уха».
Инсценировка учащимися 3-й группы.
Анализ содержания басни «Демьянова уха».
Учащиеся 1 группы. Басня является сценкой, которую легко представить в лицах. Это образный рассказ, в котором не только сюжет, но и персонажи, и фон, на котором разыгрывается действие басни, приобретают реалистический характер.
Учитель. Как достигает этого баснописец?
Учащиеся 1 группы. Прежде всего, разговорными интонациями, простотой, которые помогают обыденному житейскому случаю, бытовому анекдоту приобрести глубокое психологическое значение. В “Демьяновой ухе” даны бытовые зарисовки, тщательно выписаны все детали разыгравшейся сценки. Она настолько выразительна, что нравоучительное заключение кажется излишним, оно заложено во всем образном строе басни.(Слайд №16)
Учащиеся 2 группы. Басня “Демьянова уха” начинается сразу с диалога, в котором раскрываются характеры персонажей, настолько жизненные, что перед читателем не возникает вопрос о морали. Мы словно нечаянно ворвались в чужой спор. Крылов психологически верно и тонко разыгрывает сценку. Проследим поведение хозяина.
Учитель. Каков он в начале басни?
Учащиеся 2 группы. Демьян вначале выглядит просто радушным хозяином, хлебосолом, широкой натурой. Но уже после третьей тарелки он становится мучителем и деспотом.
Учитель. Как показано в басне, что Фока ел уху через силу? Почему он продолжал есть?
Учащиеся 3 группы. Фока не в силах отказать хозяину, пересиливает себя, боясь показаться невежливым и неблагодарным, хотя уха стала для него настоящим мучением. Этот забавный поединок заканчивается бегством Фоки, не выдержавшего гостеприимства Демьяна.
Учитель. Теперь представим себе место, где происходит действие. (Очевидно, что это крестьянская изба. Крестьянский уклад передан в языке персонажей.)В чём особенность языка басни? (учащиеся заполняют таблицу «Особенности языка басен».
Учащиеся 3 группы. Много обращений (“Соседушка”, “мой свет”, “мой милой!”. Они создают колорит русской речи, богатой разнообразными оттенками (ласковое обращение, вместе с тем полное достоинства), помогают увидеть Демьяна и Фоку. Подлинно русские выражения (“я сыт по горло”, “нужды нет”, “на славу сварена”), метонимических выражений, не переводимых ни на один язык (“Я три тарелки съел”, “ешь до дна” и т. д.), слова с ласкательными и уменьшительными суффиксами (ушица).
Учитель. В каких случаях употребляется выражение “демьянова уха”?(Слайд №17)
Учащиеся. «Демьянова уха». Выражение употребляется в значении «чрезмерное угощение, вопреки желанию угощаемого».
Учитель. И.А.Крылов принадлежал к кругу лучших российских литераторов, его талант высоко ценил Г.Р.Державин. Басни его переведены на европейские языки. Высшая награда для писателя – полное принятие его произведений народом, когда его литературные идеи, фразы, образы становятся поговорками и пословицами.
Учитель. Что вы сегодня узнали нового на уроке? Какова мораль сегодняшнего урока?
Учащиеся 3 группы. Знать басни И. А. Крылова – значит знать русскую литературу и историю. Пользоваться «крылатыми выражениями» - значит показать себя образованным и эрудированным человеком. (Слайд №20)
Учащиеся оценивают свою работу в группах, спикеры называют самых активных, а также андалузит недочеты в своей работе.
14.Рефлексия
Учитель. Давайте закончим наш урок синквейном, посвященным животным, встречающимся в баснях И.А. Крылова.(Учащиеся сочиняют синквейн)
Ворона
Неуклюжая, доверчивая
Взгромоздилась, взобралась, призадумалась
Каркнула во все воронье горло
Глупышка
Басни высмеивают пороки людей, но я вам предлагаю в конце урока еще раз подарить друг другу хорошее настроение, и улыбнутся нашему волшебному солнышку. Покажите солнышку свой лучик – красный карандаш, если урок вам понравился, желтый, если вам было не все понятно, оранжевый, если рок вам не понравился, вам было скучно.
Подсчет жетонов, выставление отметок, полученных учащимися на уроке.
VІ. Домашнее задание.
1.Выучить одну из басен И.А. Крылова наизусть (по выбору).
2.Инд. задание по желанию: составить кроссворд, нарисовать рисунок к басне или написать басню.
Список литературы:
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.-М.: Русский язык,1981 Т3.- 235с.
Десницкий, А.В. Иван Андреевич Крылов: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – 143с.
Коровин, В.И. Басни Ивана Крылова: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 96с. – (Перечитывая классику).
Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
Налетова, Т.Н. Открытые уроки русского языка и литературы.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.- 270 с.4