kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Грозная» эпоха в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 7 класса по произведению Ю.Лермонтова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Грозная» эпоха в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова»»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«Грозная» эпоха в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова»



Цель урока: раскрытие закономерность обращения М. Ю. Лермонтова к исторической теме.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Выявить фольклорные источники поэмы Лермонтова;

2. Познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;

Развивающие:

1.Продолжить развивать умение самостоятельно находить информацию.

Воспитательная:

Воспитание у учащихся нравственных качеств через образы поэмы Лермонтова.

Тип урока: комбинированный

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная

Ход урока.

І. Орг. момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Заполните таблицу.

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.

III. Основное содержание урока.

В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался «Песней …».

Объявление темы урока.

Мы познакомимся и проанализируем поэму М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Работа эта ни одного урока, но мы должны будем ответить на вопрос: «Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с этого произведения?»

Тема урока: «Грозная» эпоха в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова" (слайд 1)

Цель нашего урока: раскрытие закономерность обращения М. Ю. Лермонтова к исторической теме. (слайд 2)

-Как автор сам называет жанр своего произведения?

-Назовите род литературы, к которому относится поэма. (Найдите в тетради определение)

Поэма – жанр лиро-эпический, с развёрнутым сюжетом и эмоциональной насыщенностью.

-Проанализируем название поэмы «Песня..

-Песни, загадки, пословицы - это что такое? (устное народное творчество-фольклор)

Поэма «Песнею…» зовётся,

А песни пел всегда народ.

Задачи:

1. Выявить фольклорные источники поэмы Лермонтова;

2. Познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;

Русские писатели часто обращались к устному народному творчеству как источнику мудрости и поэтической красоты. Вспомним сказки Пушкина, его повесть "Капитанская дочка", на страницах которой щедро рассыпаны песни, пословицы, поговорки; поэму Некрасова "Мороз, Красный нос", написанную о народе; произведения Гоголя из народной жизни. Не удивительно, что выступая против деспотизма, в защиту прав человека, Лермонтов тоже обратился к устному народному творчеству, которое он глубоко любил и знал. Но, как и другие русские писатели, Лермонтов не подражал устной народной поэзии: он проникся ее духом и, опираясь на ее особенности, создал своеобразное, оригинальное произведение. Каждый образ, каждая сцена поэмы "Песня про … купца Калашникова" отмечены могучим лермонтовским талантом.

-Каковы же фольклорные источники поэмы? (сообщение учащихся)

-Какие виды песен вы знаете (лирические, обрядовые, исторические)

-А это какая?

-Каковы же исторические истоки песни? (Сообщение учащихся)

Сюжет произведения построен на материале русского средневековья.

Исторический источник произведения М. Ю. Лермонтова «История государства Российского» Н. М. Карамзина.

Из произведения Карамзина могли быть взяты конкретные факты. Это прежде всего бытовые эпизоды, относящиеся к эпохе Ивана Грозного.

У Карамзина есть рассказ о чиновнике Мясоеде Вислом и его красавице жене, обесчещенной опричниками. У Лермонтова Алёна Дмитриевна жена купца, а Кирибеевич один из опричников Ивана Грозного.

Поэма Лермонтова была высоко оценена читателями и критикой. Иногда, «Песню...» стремились связать с современными событиями, например, с историей похищения гусаром жены московского купца; видели в ней отражение и семейной драмы Пушкина.

- В названии указаны три героя. Какая информация содержится о каждом из героев?

-Кого автор в песне называет Иваном Васильевичем? (это царь Иван Грозный) (заполнение таблицы 1 колонки.

Власть наивысшая

Отец народа

Должен быть справедливым

Молодость, сила, буйство чувств

Опричник – личное войско Грозного

Нелюбовь народа

Нет имени - безродность

Удаль, мужество сила

Купец – почтенный человек, достоинство

Фамилия – есть род, семья

(С эпохой царя нас познакомит Комиссарова А.) (слайд 3)

В названии поэмы встречается ещё одно важное слово «опричник».

-Кто такой опричник?(Сообщение об опричнине)

(продолжение заполнение таблицы по опорному слову молодой)

Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Произвол и беззаконие были "визитной карточкой" опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного.

-Что представляет собой удалой купец ( продолжение заполнение таблицы).

-Определите, кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристик, данных великим критиком русской литературы В.Г.Белинским?

« Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!»

(Кирибеевич)

«Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своего духа»

(Иван Грозный)

«Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанности блаженства, раз потемнённой славы…»

(Калашников)

- Проанализируйте таблицу, которую вы заполнили, характеристики Белинского и ответьте на вопрос: как будет относиться Иван Грозный к каждому из героев?

Как уже было сказано, действие в произведении М. Ю. Лермонтова происходит в Москве во времена Ивана Грозного, т. е. во второй половине XVI века. Попробуем мысленно перенестись на 400 с лишним лет назад и посмотреть, какой тогда была наша столица. (Звучит мелодия. Гусли.)

Улочки были узкие, кривые, мощеные брёвнами. Дома – в большинстве деревянные – были огорожены высокими заборами. (слайд 4-7)

В центре Москвы был Кремль и площадь. На ней против главных ворот стоял круглый помост (возвышение), называвшийся Лобным местом (слайд 8). С этого места оглашались царские указы; на этом помосте на виду всего народа палач казнил провинившихся, отрубая им головы на плахе – большом обрубке дерева.

Москва в XVI веке была богатым городом, где рядом с жалкими лачугами высились хорошо построенные дома бояр и купцов; напротив Кремля стоял гостиный двор – лавки купцов, или по-старинному, гостей, торговавших местными товарами или привезёнными из далёких восточных стран: дорогими бухарскими шелками, прозрачной шелковой фатой, которой женщины закрывали своё лицо, драгоценными камнями, мехом соболя. (слайд 9-12)

Иван Грозный поощрял торговлю, так как купцы платили государству пошлины.

-А какими же были царские развлечения? (сообщение ученицы)

Царь часто устраивал в своём дворце пиры (трапезы) для опричников, поил их хмельным мёдом, пенящимся, как квас, дорогими заморскими винами. (слайд 13)

Он награждал своих слуг ценными подарками: кафтанами из парчи; дарил аргамаков.

Что же обозначают эти слова: парча, аргамак?

На этих пирах гусляры и скоморохи развлекали пирующих песнями, рассказами, плясками. Кто такой скоморох?

Одним из общественных развлечений для народа были кулачные бои, происходившие зимой на льду Москвы-реки. В этих боях состязалась в силе и ловкости московская молодёжь; но иногда разгоревшиеся страсти приводили к печальному концу: кто-либо из бойцов получал увечье или даже умирал от тяжелого удара. (слайд 14)

Неизменным свидетелем кулачных боёв был Иван Грозный. В личности царя сливались жестокость и набожность. Известно, что после жестоких расправ он заказывал молебны по убитым.

В старой Москве было много церквей, наполненных богато украшенными иконами. Многие церкви собирали с верующих деньги за поклонение “святым мощам”.

Жизнь людей того времени была связана со сводом житейских правил XVI века – “Домостроем”. (Показ книги “Домострой”. Ученики записывают в тетрадях:

“Домострой” - свод житейских правил XVI века).

Особенно тяжелым было положение женщины, определявшееся принципом: “Жена да убоится мужа своего”.

Людям было предписано поклоняться богу и царю как равному ему: “Царя бойся и служи ему верою и правдою и всегда о нём бога моли и ложно отнюдь не глаголи перед ним; но с покорением истину отвечай ему, яко самому богу, и во всём повинуйся ему”.

Такова была жизнь в Москве 4 с лишним века назад.

Выразите своё представление о «Грозной « эпохе 16 века при помощи синквейна.

Слово «синквейн» происходит от французского «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1.Купец.

Удалой, мужественный.

Защищает, убивает, погибает.

Сохраняет честь и достоинство семьи.

Герой.

строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Царь- Несправедливый, жестокий.

Опекает, пирует, казнит.

Ведёт расправу над людьми.

Деспотизм.

«Поэма Лермонтова - создание мужественное, зрелое и столь же художественное, сколько и народное...»,- сказал Белинский (слайд 15)

Итог: почему М. Ю. Лермонтов обращается к исторической теме. (слайд 16)

Белинский писал: "Песня" представляет собою факт о кровном родстве духа поэта с народным духом, и свидетельствует об одном из богатейших элементов его поэзии, намекающем на великость его таланта. Самый выбор этого предмета свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современной действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтобы там искать жизни, которой не видит в настоящем...


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мавлютова Розалия Сабитовна

Дата: 08.05.2020

Номер свидетельства: 549036

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова. "
    ["seo_title"] => string(123) "istoriia-rusi-v-piesnie-pro-tsaria-ivana-vasil-ievicha-molodogho-oprichnika-i-udalogho-kuptsa-kalashnikova-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "120905"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413822736"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) "Образ Ивана Грозного в исторических документах и поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». "
    ["seo_title"] => string(167) "obraz-ivana-groznogho-v-istorichieskikh-dokumientakh-i-poemie-m-iu-liermontova-piesn-pro-tsaria-ivana-vasil-ievicha-molodogho-oprichnika-i-udalogho-kuptsa-kalashnikova"
    ["file_id"] => string(6) "215143"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432580143"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Мой Лермонтов "
    ["seo_title"] => string(14) "moi-liermontov"
    ["file_id"] => string(6) "228977"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441554884"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства