Форму заключительного урока по творчеству Н.А.Некрасова подсказала литературная телепередача для школьников "Автограф". Данный урок учителю можно провести приобобщении и систематизации материала по творчеству Н.А. Некрасова. Материал урока поможет обогатить литературный и эстетический кругозор старшеклассников, развить умение самостоятельно пополнять знания, сформировать нравственные идеалы и эстетический вкус. Этот урок можно организовать как конкурс знатоков творчества Н.А.Некрасова. Вот как он проходил.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гражданином быть обязан! »
«Гражданином быть обязан!»
Урок – игра по творчеству Н.А.Некрасова
На доске портрет поэта, плакаты-эпиграфы:
Гражданином быть обязан!
Н.Некрасов
Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная.
Она – как песня русская!
В.Боков
На планшетах репродукции картин Перова, Максимова, Крамского, Левитана, иллюстрации Шмаринова, Герасимова к произведениям поэта. Здесь же можно разложить рисунки учащихся на темы стихотворений Некрасова.
В ходе урока используются фрагменты музыкальных произведений Чайковского «Времена года», Скрябина «Прелюдия», Шумана «Вариации на тему Клары Вик. Класс оформляется как литературная гостиная. В центре – стол, на столе свечи и другие атрибуты для инсценировки фрагментов из поэмы Некрасова «Русские женщины». Ребята сидят полукругами друг против друга, по командам. Игру оценивает жюри.
Урок начинается вступлением учителя, которое звучит на фоне музыки Шумана «Вариации на тему Клары Вик». Первый элемент игры,разминка команд, -это викторина по творчеству Н.А.Некрасова.
Вопросы для разминки
Первой команде Второй команде
В каких произведениях Некрасов
Как назвал Некрасов первый
Нарисовал образ матери как идеал сборник своих стихов? («Мечты
Нравственной красоты? («Родник», и звуки»)
«Затворница», «Баюшки-баю»)
Кто был суровым критиком пер- В каких крупных произведениях вых стихов поэта и почему? Некрасов рассказал о подвиге
(Сб. «Мечты и звуки» получил декабристов и их жён?( «Дедуш-
ный характер, были далеки от задач Из какого произведения
материалистической эстетики) эти строки: «Вынесет всё и
Кому посвящены эти строки: широкую, ясную грудью дорогу «Всё он изведал: тюрьму петербур- проложит себе! («Железная
гскую, справки, доносы, жандар- дорога»)
мов любезности…»? (Тарасу Шевченко)
Кто эти герои?
«Грудь впалая, как вдавленный «Худой, как зайцы зимние, нос
живот…» (Яким Нагой) клювом, как у ястреба». (Утятин)
«Красива, волос с проседью». «С большущей сивой гривою».
(Матрёна Тимофеевна) (Савелий)
«…твёрдо знал уже, что будет жить
Для счастия убогого и тёмного Кто сказал о Некрасове: «Да
Родного уголка»! (Григорий Добро- знаете ли вы, что вы поэт - поэт
склонов) истинный?» (В.Г.Белинский)
Конкурс дуэлянтов и секундантов
Каждая команда, кроме дуэлянта, представляет секунданта, который выступает на правах помощника дуэлянта, если он затрудняется ответить на вопросы, предложенные противником.(Вопросы должны углубить представление старшеклассников о месте Некрасова в русской поэзии).
Примерный вариант вопросов для «дуэли»:
Какое стихотворение Некрасова Под каким псевдонимом шли
Явилось поэтической декларацией водевили Некрасова в Алексан- против поэтов «чистого искусства»? дринском театре? (Вчерашний день часу в шестом…») (Перепёльский)
Кто сказал о Некрасове: «Не при- Какие стихи Некрасов написал
нижая ни на минуту алтарей Пушкина для детей? Прочтите фрагмент
и Лермонтова, мы всё же говорим, что одного из этих стихотворений
нет в русской литературе такого чело- наизусть. («Крестьянские дети»,
века, перед которым с любовью и «Дед Мазай и зайцы», «Генерал
благоговением склонились ниже, чем Топтыгин»).
перед памятью Некрасова»?
(А.В.Луначарский)
В каких произведениях Некрасов Из какого стихотворения эти
запечатлел идеал революционера- строки: «Кто, служа великим
борца? Раскройте характер этого целям века, жизнь свою всецело
идеала, обращаясь к стихам поэта. отдаёт на борьбу за брата чело-
(«В.Г.Белинский», «Белинскому», века, только тот себя пережи-
«Памяти Добролюбова», «Пророк», вёт»? («Зине»)
«На смерть Тараса Шевченко»)
Конкурс капитанов
В двух конвертах помещены задания для конкурса капитанов. В них разрезанные на мелкие кусочки строки некрасовских стихов. Их необходимо восстановить и прочесть.
Первый конверт Второй конверт
Иди в огонь за Какой светильник
честь отчизны, за разума угас!
убежденье, за любовь! Какое сердце
биться перестало!
Домашнее задание
Каждая команда получила равноценные домашние задания: подготовить сообщение на темы: «Некрасов и живопись», «Некрасов и музыка». После выступления первой команды все участники включились в конкурс-экспромт. Ребятам необходимо определить авторов и названия полотен известных художников: Левитан («Владимирка»), Максимов («Больной муж»), Крамской («Полесовщик»), Перов («Странник»), проиллюстрировать созвучность произведений живописцев стихам Некрасова. Затем ученики «защищают» свои рисунки, оживляя сообщения выразительным чтением фрагментов поэтических произведений Некрасова. После краткого слова второй команды по теме «Некрасов и музыка» девятиклассникам предлагается определить, кто авторы прозвучавших фрагментов из музыкальных произведений и их названия (Чайковский, из цикла «Времена года» - «На тройке»; Скрябин, «Этюд № 3»), а также обосновать созвучность музыки с поэзией Некрасова.
Конкурс чтецов
Стихотворения выбирают сами ребята. Более высоким баллом оценивается чтение произведения, не включённого в школьную программу. Выбор следует обосновать.
Конкурс театрального мастерства
К этому конкурсу были предложены фрагменты из поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), которые не повторяли друг друга, но составляли логическое целое. Для инсценировки старшеклассники использовали элементы костюмов литературных персонажей.
После подведения окончательных итогов завершаю урок вопросом: что вы открыли для себя в поэзии Некрасова, что, на ваш взгляд, является в ней непреходящим, вечным?
На фоне музыки Шумана «Вариации на тему Клары Вик» звучит заключительное слово учителя, в котором он может выразить своё понимание вечного в поэзии Некрасова.
На этом уроке у ребят свободно проявляется эмоциональное начало, происходит обогащение представлений учащихся о поэзии, живописи, музыке.
Непреходящие и вечные вопросы о смысле жизни, о гражданском долге, о нравственной чистоте, звучащие в стихах великого поэта, не могут не затронуть ребят. Один из учеников, например, пишет:
Большое впечатление произвели на меня уроки по поэзии Некрасова. Рассуждения поэта о той дороге, которую должен выбрать настоящий человек-гражданин, очень нужны нам, советским людям. Некрасов – вечный Гражданин, потому что даже через сто лет его духовная неуспокоенность тревожит нас… Не знаю, как сложится моя жизнь, но я буду стремиться к тому, чтобы быть нужным людям. Поэзию Некрасова считаю для себя одним из главных источников, питающих нравственную чистоту и гражданственность.
Подобную форму литературной игры можно использовать и во внеклассной работе по литературе.
В заключение игры команды получили в подарок сборники стихов Н.А.Некрасова с вечным и непреходящим авторским призывом: «Гражданином быть обязан!»