Урок внеклассного чтения в 7 классе школы для детей с ОВЗ.}- формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умение сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников, развивать речевые навыки, воспитывать сочувствие, умение сопереживать
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(по произведениям А.П.Чехова, В.Г.Короленко, Л.Н.Андреева, А.М.Горького)
«… Ступай-ка ты в люди…»
(А.М.Горький)
Василий Григорьевич Перов «Тройка»
В старину, когда еще не было автомобилей, люди ездили на лошадях. Наиболее быстрой была езда на тройках. В коляску или сани запрягали трех лошадей.. Та лошадь, что находилась в центре, называлась “коренником”, а две по бокам – “пристяжными”.
Перов назвал свою картину “Тройка”. Только изобразил он на ней особую упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой.
Стоит холодная зимняя погода. Сумерки. Трое ребятишек тянут с реки огромную заледенелую тяжелую бочку с водой. Холодно. Бочка обледенела, стала еще тяжелее. Вид замерзших и голодных ребятишек производит тягостное впечатление. Резкий ветер дует в лица детей. На детях старенькая, дырявая одежда, которая не спасает от жестокого мороза. Сильный ветер сбивает с ног худенькую слабую девочку. Тяжелая работа не согревает. Невольно возникает мысль, каким должно быть безжалостным сердце хозяина, пославшего этих заморенных детей на речку с тяжелой бочкой. Посторонний прохожий старается им помочь, упираясь плечом, толкает их непомерно тяжелый груз. Дети напоминают изработавшуюся тройку лошадей. А когда они успели изработаться? Они так малы. Невольно поднимается протест в душе против такой жизни, в которой существует такая несправедливость. Под ногами детей валяется одинокая веточка, такая же бесприютная, как они. Она оторвалась от родного дерева, как они от отчего дома.
Картина выдержана в коричнево-серых тонах. Мрачность ее подчеркивает глухая монастырская стена, вдоль которой лежит путь детей. Хочется помочь детям дотянуть до дома, до тепла. Невыносимо видеть их тоску и безысходность. Неизвестно еще, отдохнут ли и отогреются ли эти дети, придя домой. Страшная действительность.
В.Е. Маковский «Свидание».
Перед нами картина В.Е. Маковского « Свидание » . На ней изображён мальчик лет девяти и его мать. Мальчик одет в красную рубаху и тёмный фартук. Рубашка у него вся грязная, запылённая. Под ней находится тёмный фартук. По-видимому, он рабочий. Это заметно по его грязной одежде. Обуви у него нет. Он стоит босой посреди комнаты. Мальчик так проголодался, что вцепился зубами в кусочек хлеба. Он даже не смотрит на свою мать, которая к нему пришла. Мне кажется, мальчик пошёл работать из-за трудной жизни в семье. Они, наверное, живут в деревне, а там негде работать. Мама его одета в тёмную фуфайку. Из-под неё проглядывает красное платье в клеточку. Она с грустью смотрит, как мальчик ест. Женщина нервничает, она сожалеет о том, что отдала его на работу, в люди. Но семье необходимо как- то жить, и иного способа у них нет. Живут они, по-видимому, бедно. Наверное, мать пришла издалека, чтобы забрать деньги у мальчика. Комната, которую мы видим - это приёмная, куда приходят все рабочие. Стены и дверь этой комнаты выглядят грязными. На бочке стоит кувшин с водой, чтобы рабочие могли подходить и пить. По картине можно судить о тяжёлой жизни этих людей. Есть такие семьи, в которых дети готовы работать ради спасения своих родных и близких.
Николай Петрович Богданов-Бельский «У ДВЕРЕЙ ШКОЛЫ»
Русский художник Николай Петрович Богданов-Бельский отразил в своей картине « У дверей школы » тему безрадостного детства крестьянских ребят царской России.
Бесприютный мальчик-сирота стоит у дверей сельской школы. Он плохо одет: рваный кафтанишко на его плечах, на ногах – лапти; на боку за спиной висят сумки – это указывает на то, что он питается подаянием.
Почтительно сняв шапку, остановился он в дверях школы, оперся по-стариковски на посох и смотрит с грустью на ребят, сидящих за партами, уткнувшихся в книгу.
Наверное, не очень радостна жизнь у этих крестьянских ребят, так усердно склонивших свои головы над партами, но и она вызывает у нищего мальчика, нерешительно стоящего на пороге школьного класса, нескрываемую зависть. Вряд ли удастся ему когда-нибудь стать школьником, и в своих самых сокровенных мечтах он видит себя умеющим читать и писать.
Но сума, лапти, посох, много раз латаная и снова в дырах одежда – все это приметы безысходной нищеты, когда неизвестно, будет ли завтра кусок хлеба, найдется ли над головой крыша для ночлега, сколько еще придется претерпеть унижений.
С состраданием и тревогой повествует художник Богданов-Бельский о только еще начавшейся, но уже трагической жизни.
Антон Павлович Чехов
«Ванька»
«Ванька» - один из самых печальных, горестных рассказов писателя. Его герой девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику, непрерывно обижаемый хозяином и мастерами, обреченный на побои и «выволочки». О судьбе Ваньки говорится с сочувствием. Бить его можно когда и чем угодно. Спать ложится в 12 часов, встает в 5. Ест он одни объедки: «А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба». Носит драные лохмотья. День и ночь в холодном, сыром и темном помещении, ночь в кухне или в холодных сенях, около холодного как лед рукомойника: «А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Подмастерья надо мной насмехаются, а хозяин бьет чем попадя. А вчерась мне была выволочка, хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности уснул. Жизнь хуже собаки всякой…Пропащая моя»
Чем занимается у сапожника ванька?
А) учится шить сапоги
Б) выполняет всю работу по дому
В) ходит в школу
Кто из родных остался у Ваньки?
А) мать
Б) мать и отец
В) дедушка Константин Макарович
1. «Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»2. «Дедушка, милый, нету никакой моей возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь»
3. «УВЕЗИ МЕНЯ ОТСЮДА, А ТО ПОМРУ»
Владимир Галактионович Короленко
«Дети
подземелья»
В далеком якутском селе Короленко начинает писать повесть «В дурном обществе», которая в сокращенном виде вышла для юных читателей под названием «Дети подземелья». В ней рассказывается о детской дружбе, о жизни бедняков, сером камне подземелья, который лишает детей детства и здоровья. Этих обездоленных людей Короленко видел еще мальчиком на Украине.
Все творчество Владимира Галактионовича Короленко – это призыв к справедливости. Но из всех написанных им произведений он сам выделял свою якутскую повесть «В дурном обществе». «Я очень люблю, - говорил он, - маленькую Марию, Валека, ценю Тыбурция за любовь к этим людям».
Где жили Валек и маруся?
А) в старом доме
Б) в подвале старой часовни
В) на кладбище
Г) в приюте
Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам.
Моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко: когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно. Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент, но волосы у нее были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони, и Валек, к моему удивлению, очень искусно умел заплетать их, что и исполнял каждое утро.
Что это за серый камень, который «высосал из маруси всю жизнь»?
АнтонпавловичЧехов
«Спать хочется»
Это рассказ о судьбе девочки, вынужденной тяжелым трудом зарабатывать себе на хлеб. Невыносимые условия жизни приводят ее к преступлению. В центре рассказа Варька, девочка лет тринадцати, она всю ночь качает колыбель, в которой лежит ребенок,
Ребенок плачет, а Варьке хочется спать. «Баю-баюшки-баю», - мурлычет она. И так всю ночь. А спать хочется, ужасно хочется.
Наступает утро, и Варька слышит голос хозяйки.
- Варька, затопи печку!
- Варька, поставь самовар!
- Варька, помой лестницу!
Варьке мучительно тяжело, бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на пол и спать.
Но вот тушатся огни, хозяева ложатся спать. И она вновь слышит:
- Варька, качай ребенка!
И Варька никак не может понять той силы, которая сковывает ее по рукам и по ногам, давит ее и мешает ей жить. И она находит врага , мешающего ей жить. Этот враг – ребенок.
Кем взяли варьку в дом хозяева?
А) ученицей
Б) служанкой
В) нянькой
Почему варьку отдали «в люди»?
А) умерла мать Пелагея
Б) умер отец Ефим Степанов
Почему варька убивает ребенка хозяев?
А) он ей не нравится
Б) она смертельно устала от этой жизни
В) Варька – злая девочка
Алексеймаксимовичгорький
Алексей Максимович Пешков (Максим Горький) родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. В 1871 году его отец – Максим Савватеевич – получил должность управляющего конторой пароходства. Семья переехала в Астрахань. Но через несколько месяцев отец умер, а маленький Алеша вместе с матерью Варварой Васильевной возвратился в Нижний Новгород.
Они поселились в доме отца матери, Василия Васильевича Каширина, владельца красильной мастерской. Дом этот не был веселым. Дед Алеши – человек мрачный, несдержанный, неласковый. Все жившие в доме враждовали друг с другом, часто ссорились, дрались. Каждую субботу дед порол провинившихся за неделю. Доставалось и Алеше.
Только бабушка Акулина Ивановна дарила мальчику любовь, теплоту и заботу. Она была человеком большого ума, редкой доброты и сердечности. «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет…и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком… это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», - писал позднее Горький.
Мальчику шел одиннадцатый год, когда он вынужден был уйти из дома «в люди», т.е. работать и жить у хозяев.
Так начался новый период в жизни Алексея Пешкова. Он был «мальчиком» в обувном магазине, потом прислуживал чертежнику, мыл посуду на пароходе, расписывал иконы.
Нелегкой была жизнь «в людях», и тем радостней становились встречи с бабушкой, прогулки с нею в лес. У Алексея появляется желание передать свои впечатления об этих встречах в стихах. Он исписывает стихами целые ворохи бумаги.
В 1884 году Пешков отправляется в Казань с надеждой поступить в университет. Но этому не суждено случиться: нет ни знаний, ни денег. Он работает грузчиком на пристани, потом пекарем в булочной, много читает. Книги становятся его учителями.
Историю своего тяжелого детства и юности он впоследствии описал в книгах «Детство», «В людях», «Мои университеты».
«Детство»
«В людях»
Почему а.пешковс 10 лет пошел «в люди»?
А) хотел работать сам
Б) дед отправил его из дому, чтобы он работал и жил у хозяев
Кто дарил мальчику любовь?
А) дед
Б) двоюродные братья
В) бабушка
Почему А.Пешков взял себе литературный псевдоним максим горький?
А) это была фамилия отца
Б) детство было тяжелым и горьким
В) фамилия ему понравилась
Чем занимался а.пешковв доме чертежника?
А) учился делать чертежи
Б) выполнял всю работу по дому
Работы у меня было много: я исполнял обязанности горничной, по средам мыл пол в кухне, чистил самовар и медную посуду, по субботам – мыл полы по всей квартире и обе лестницы. Колол и носил дрова для печей, мыл посуду, чистил овощи, ходил с хозяйкой по базару, таская за нею корзину с покупками, бегал в лавочку, в аптеку.
…работал я охотно, - мне нравилось уничтожать грязь в доме, мыть полы, чистить медную посуду, отдушники, ручки дверей, я не однажды слышал, как в мирные часы женщины говорили про меня:
- усердный.
- чистоплотен.
Схватив за волосы, она ткнула меня лицом в стол так, что я разбил себе нос и губы, а она, подпрыгивая, изорвала чертеж, сошвырнула со стола инструменты и, уперев руки в бока, победоносно закричала:
- На, черти!...
Чем любил а.пешков больше всего заниматься?
А) играть на улице
Б) колоть дрова
В) читать книги
Леонидниколаевичандреев
«Петька на даче»
Леонид Николаевич Андреев написал рассказ «Петька на даче» в сентябре 1899 года. Сюжет рассказа взят им из жизни. Десятилетний мальчик Петька сам зарабатывает себе на жизнь, прислуживая в парикмахерской, он отдан в ученики, в «люди». Мальчонку били, оскорбляли все, кому не лень, он выполнял непосильный, мучительный бессмысленный ежедневный труд. И вдруг чумазому подмастерью посчастливилось по милости «добрых» господ провести на даче несколько беззаботных дней, вырваться на волю. Перед мальчиком возник чудесный мир беспечных радостей: детских шалостей, игр, мальчишеской дружбы. И ребенок, у которого отнято детство, должен вновь вернуться к невыносимой действительности, к прежней жизни. В изображении Андреева переживания мальчика подлинно трагичны. Узнав, что надо возвращаться к хозяину, «он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощённые, - он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле…»
«Петька на даче» - один самых сильных в русской литературе рассказов, в которых показана трагедия детской души, лишенной детства.
Кто такой петька?
А) ученик гимназии
Б) мальчик из бедной семьи,
отданный учеником в
парикмахерскую
В) живет в богатом доме
Что делал петька целыми днями?
А) рыбачил
Б) играл с ребятами
В) мыл, чистил, убирал,
приносил воды, подметал
Сравните два отрывка
1. Петьке почему-то всё хотелось спать, и часто казалось, что всё вокруг него не правда, а длинный неприятный сон. Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: «Мальчик, воды», и всё худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика.
2. На даче дел было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей, - на все это требуется время. Теперь Петька бегал босой, и это в тысячу раз приятнее, чем в сапогах с толстыми подошвами: шершавая земля так ласково то жжёт, то холодит ногу.
«Приезжай, милый дедушка, Христом-богом тебя молю, возьми меня отсюда. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу… Милый дедушка, приезжай!»