Данный урок проведён в форме "литературного хоккея". Это урок обобщения и систематизации знаний школьников по изучению повести Максима Горького "Детство". Методы, используемые на уроке: репродуктивный (работа с учебником), частично-поисковый (в работе с текстом). При работе с текстом осуществлялся творческий характер познавательной деятельности.На уроке нет равнодушных, оцениваются все.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по повести М. Горького "Детство" »
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ХОККЕЙ. УРОК- ИГРА. 7класс
ТЕМА: Обобщающий урок по повести М. Горького «Детство»
ЦЕЛИ: закрепить с ребятами понятие о литературном герое, умение пользоваться текстом во время анализа образа; развивать навык выразительного и эмоционального чтения текста; учить ребят сопереживать с героями; уметь давать свою оценку их поступкам.
НАГЛЯДНОСТЬ: портрет Горького, рисунки ребят к повести
(Учащиеся делятся на 3 группы (команды), выбирают себе вратаря, который выполняет работу командира (капитана).
Содержание урока.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня у нас урок особый, урок-прощание с героями повести Горького «Детство», с героями, которые, с одной стороны, составляют тот жуткий, тесный и мерзкий мир собственности, наживы, в который окунулся Алёша в доме своего деда Каширина. Мир, который не вызывает иных чувств, как ненависть и отвращение. И, с другой стороны, с героями, которые излучают свет, тепло, любовь к людям, заряжая и нас этими чувствами, с теми «прекрасными душами», которые, как пишет Горький, вселяли «надежду на возрождение к жизни светлой, человеческой». Сегодняшний урок проведём как обобщающий урок по повести и проведём его в виде «литературного хоккея».
Итак, у нас 3 команды, 3 группы, у каждой группы свой вратарь, он же капитан. Условия игры таковы: 1ая команда задаёт вопрос по содержанию повести 2ой команде; 2ая команда задаёт вопрос 3ей; 3ья – 1 ой и т.д.
Команда, которая задаёт вопрос, будет называться «группой нападения». Команда, которая отвечает, выступит в роли «группы защиты». Если команда не отвечает, «вопрос-мяч» пасуется вратарю. Если и тот не знает ответа, команде засчитывается гол. Чтобы определить, какая команда будет начинать игру, мой вопрос будет капитанам.
В-с: На первых уроках, посвящённых повести, мы с вами определили, что это произведение автобиографическое. Но на первых же страницах повести автор заявляет: «Не про себя я рассказываю» Почему?
(Пов. «Детство» - произведение автобиографического характера. Но отличие этой повести от других произведений автобиографического характера (напр. от пр. Л. Толстого) в том, что Горький показывает общность своей судьбы с народом. Его герой выступает в числе других, рядом с ними, в потоке тяжёлой, безотрадной жизни. И это, действительно, не только история души ребёнка, а русская жизнь в определённую эпоху. Такой подход к изображению формирования человека был новым в литературе.)
Ну что же, ответ верен. Значит, 1ой в игру вступает команда Гули Закирзяновой. Итак, игру ведёт ваша команда. Ваш 1ый «вопрос – мяч» адресуется команде Вики Гордиенко. Защищайтесь.
(Команды задают вопросы друг другу.)
Вопросы 1ой команды:
1.В повести есть такие строчки: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие». Докажите это.
2.Послушайте отрывок. Узнайте героя. Каково ваше отношение к этому герою? Как к нему относятся окружающие и сам автор? (отр. Стр. 16-17)
3.Почему, глядя на Цыганка, Алёша вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, Ивана-дурочка?
4.Какое влияние оказала бабушка на внука? Как он сам говорит о том, кем стала бабушка в его жизни?
Вопросы 2ой команды:
1.В одном месте текста читаем : «Дни нездоровья были для меня большими днями жизни». Почему?
Ребята, попутный в-с: какой пример из худ. л-ры тоже доказывает, что то сердце, которое испытало боль, унижение, сострадает чужой боли? («Рыжик» Свирского. Вообще, ребята, наверно, это неправильно, что человеку обязательно нужно самому попасть в беду, чтобы понять чужое горе? Вызываю ребят на разговор о сочувствии, сострадании, сопереживании и подвожу к выводу, что человек во всех случаях: и в радости, и в горести – должен помнить о том, что он прежде всего ЧЕЛОВЕК и поступать должен соответственно)
2.Почему жизнь в доме деда вызывает у Алёши «жуткое изумление»? Как об этом говорит сам Алёша?
3.К кому из героев повести можно адресовать слова: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт»? Приведите примеры, подтверждающие эту мысль.
4.Кого из героев повести Алёша называет «первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране – лучших людей её»? Почему?
Вопросы 3ей команды:
1.«…нельзя жить чужой совестью». Кому принадлежат данные слова? И чем были вызваны? (Хорошее Дело. Вызваны историей про Ивана – Воина и Мирона – отшельника, которую рассказывает бабушка в один из вечеров. Привожу примеры из истории и показываю, насколько опасны люди, прикрывающиеся чужой совестью. После ВО войны судили предателей народа. Когда их спрашивали, почему они убивали, жгли, пытали сов. людей, они отвечали, что только выполняли приказ – их совесть чиста… и т. д.)
2.Какое влияние оказала дружба Алёши с Хорошим Делом на обоих?
3.Какую информацию о человеке несёт следующий портрет? (стр…)
4.Что изменило отношение Алёши к деду? Как постепенно меняется это отношение.
Подведение итогов урока.
Ребята, на уроках, отведённых изучению повести Горького «Детство», мы много говорили о тех впечатлениях, которые вынес Алёша из детства, о героях повести. А сейчас задание для всех: обобщим впечатление о главном герое.
Какое впечатление складывается об Алёше на основании его высказываний об окружающих, о жизни вообще? Основные высказывания Алёши о жизни, о людях проецирую на экран:
О жизни: « Началась и потекла со страшной быстротой густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь…»; «… слишком обильна жестокостью тесная жизнь «неумного племени».
О бабушке: «… разбудила, вывела на свет и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком…»
О деде: «Мне казалось,что дед злой…»
О братьях: «Он (Саша Яковов) был неприятен мне. Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михайлов…»
О Цыганке: «Я и любил Ивана, и удивлялся ему до немоты…»
ВЫВОДЫ:
Алёша добрый, справедливый, наблюдательный. Ему близки такие люди, как бабушка, Цыганок, Григорий Иванович. Мальчику нравились бабушкины сказки потому, что в них всегда добро побеждало зло. Ему нравились забавы и игры Цыганка, потому что они были добрыми и весёлыми, и сам Цыганок напоминал любимых героев бабушкиных сказок. Алёша ненавидел жестоких и злых людей. Они вызывали у него отвращение. Он тянулся ко всему хорошему в жизни, любил людей. И, став взрослым, уже великим, известным писателем, М. Горький не утратил этих качеств и через всю жизнь пронёс большую любовь к человеку, призывая его всё время совершенствоваться, ибо, как говорил писатель: «Человек – это звучит гордо». И нужно всё делать так, чтобы не унижать звание ЧЕЛОВЕКА.
И закончим урок словами Горького: «Я люблю все цветы и все краски земли, и человек, лучшее её, во все дни мои был для меня чудеснейшую из загадок, и любоваться им не устал я». И давайте тоже с вами всегда помнить о том, что мы «человеки», не ронять звание человека и помнить, что человек – лучшее из творений Земли.
На дом: подготовиться к сочинению по характеристике литературного героя, подобрать нужные цитаты, составить план характеристики.