Этап урока Методы и приемы | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) Словесный: беседа | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Севда Анваровна И сегодня урок литературного чтения проведу у вас я Добрый день, добрый час! Рада я всех увидеть вас. С вами время не теряем, Все работать начинаем! - Проверим, все ли необходимое есть у вас для урока: учебник литературного чтения. Посмотрите друг на друга и подарите улыбку. - Желаю вам сегодня продуктивной работы на уроке. | | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗАНИЙ Словесный: диалог. Практический: работа в тетради. | Речевая разминка (работа в парах). -А начнем мы наш урок с речевой разминки. Работать будем со скороговоркой в парах. -Как вы думаете, что должно стать итогом нашей работы со скороговоркой? Скороговорка: Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей. -Прочитайте: весело, шепотом, громко, скороговоркой, выразительно. -Можем подвести итог? Каков он? | Отвечают на вопросы учителя Работают со скороговоркой | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
III. Организация познавательной деятельности 3.1 Целеполагание Словесный: диалог. | -Проведем разминку для ума. Разгадайте анаграммы и угадайте героев. Анаграммы: одймвокюач - Дюймовочка аспинрецс - Принцесса аусакрлоч – Русалочка -Кто является автором этих литературных героев? -Какие произведения Г. Х. Андерсена вы читали? Назовите их. -Сформулируйте пожалуйста тему и задачи урока. | Разгадывают анаграммы Г.Х.Андерсен Ответы детей Г.Х.Андерсен «Русалочка» Цели: познакомиться с произведением Г.Х.Андерсена «Русалочка», познакомиться с биографией Г.Х.Андерсена. | П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
3.2 Открытие нового знания Словесный: беседа. Наглядный: презентация, учебник, видеофрагмент. | Ознакомление с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена - Прочитайте название раздела, который мы начнём сегодня изучать. - Как вы понимаете его? - Начнём изучение раздела с произведения автора, который жил в Дании. Это знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен. Мы сейчас поближе познакомимся с жизнью и творчеством великого сказочника. - Попробуйте составить вопросы по услышанному материалу для викторины, которую проведём на следующем уроке. Ганс Христиан Андерсен родился в старом датском городе Оденсе 2 апреля 1805 года. Отец его был сапожником, но мечтал о двух радостях – учиться и путешествовать. А так как ему ни то, ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь». Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько ваз на окнах: в них цвели тюльпаны. Тихий мальчик Ганс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу решался рассказывать их взрослым. В Оденсе был свой театр. Отец Ганса сделал ещё одно великое дело – он успел сходить с сыном в театр. Вот тут-то всё и началось! Ганс решил стать актёром, петь на сцене, танцевать и декламировать стихи. Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но мальчик шил только пёстрые платья для своих театральных кукол. (у него дома был собственный домашний театр). Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Ганс отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген – завоевывать счастье, хотя сам ещё толком не знал, в чём оно заключается. В первые годы в Копенгагене было много, слишком много огорчений и обид. Он был беден. Андерсен страдал, но он не покорялся. Он гордился соей кровной близостью к беднякам. На 23 году жизни вышла первая книга «Прогулка на остров Амагер». На скудный гонорар от своих книг Андерсен отправился в путешествие по Европе. Путешествуя он знакомился со своими любимыми писателями и художниками, поэтами и музыкантами. Он писал всюду, где его заставляла жажда писать. В 1872 году он тяжело заболел. Умер 4 августа 1875 года. Его сказки много раз переводились и издавались на русском языке. | Слушают учителя и составляют по рассказу материал для викторины | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.: поиск и выделение необходимой информации. |
3.3 Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа. Наглядный: учебник, учебная презентация. | - Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник? - Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира. - А что вы знаете о русалках? Вспомните, в каких сказках вы встречали русалок? - Русалка - в народных поверьях и сказках существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. - Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. - Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини. - Прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об отношении автора к героине сказки. - Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков, содержание сказки будем разбирать по частям, но вы должны быть очень внимательными, слушать, отвечать на вопросы, выполнять добросовестно все задания, чтобы на последнем уроке подойти к финалу сказки и ответить на вопрос, почему из всех героев сказок Андерсена памятник установлен именно Русалочке. | Русалочку Ответы детей Слушают учителя относится с нежностью, с любовью, с уважением, с заботой слушают учителя | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
3.4 Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа. Наглядный: учебная презентация. Практический: работа в тетради. | - Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов. (на карточках записаны слова и их значение) Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки. Коралл – красивый известковый скелет морских организмов. Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части. Янтарь – окаменевшая смола древних растений. Устрицы – морской моллюск. Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой). Вдовец – мужчина, у которого умерла жена. Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник. Снасти и реи – детали корабля. Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов. Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза. Валторна – духовой музыкальный инструмент. Мельничное колесо – колесо водяной мельницы, на которое вода льётся с плотины. Пучина – морская глубина. Владычить – хозяйничать. Ил – вязкий осадок на дне водоёма. Снадобья – волшебные средства. Муслин – лёгкая и тонкая ткань. Штиль – полное безветрие на море. Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину моря и добывает жемчуг. Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна. | Работают со значениями слов | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: структурирование знаний. |
3.5 Повторение и включение в систему знаний Словесный: беседа. | - Читаем первую часть сказки (читает подготовленный ученик) (до слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет…» с.167-168). - Где разворачивается действие сказки? - О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка? - Как вы думаете, кто была младшая внучка? - Что происходило дальше, мы узнаем из второй части. (Читает подготовленный ученик) (до слов «Надвигалась буря…» с.168-171) - Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет. - Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.169) - Какой праздник отмечали на корабле? - Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему? - Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство? | в море о морском царе, что он овдовел и о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки) русалочка, героиня сказки - бабушка украсилаеё и русалочка поднялась на поверхность - день рождения принца - да, потому что на корабле было красиво и ей понравился принц | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
IV.РЕФЛЕКСИЯ деятельности Словесный: беседа. | - Это ваши предположения. Как будут развиваться события на самом деле, вы узнаете на следующих уроках. - Итак, на этом остановимся. Сейчас похлопайте те, кто доволен своей работой на уроке. Теперь потопайте те, кому было трудно и что-то непонятно. А с чем именно возникли трудности? - Откройте дневники и запишите задание на дом. (Задаётся по выбору) (Записано на листочках со словарными словами) Прочитать сказку дальше (до слов «Дворец был из светло-жёлтого блестящего камня…», с.171-174). Составить и записать в тетрадь по чтению несколько вопросов по содержанию прочитанного. Поделить эту часть на части и озаглавить их. Пересказать эту часть. Урок окончен, вы большие молодцы! | Записывают домашнее задание. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |