Просмотр содержимого документа
«Философская лирика Н. Заболоцкого»
ТЕМА. Философская лирика Николая Заболоцкого.
ЦЕЛЬ. Создание условий для осознания учащимися основной мысли урока: разобраться в стихотворениях Н. А. Заболоцкого, наполненных философским контекстом (отражение человеческой души).
ЗАДАЧИ:
дать общее представление о жизни и творчестве Н. А. Заболоцкого;
разобраться в философии лирики поэта;
совершенствовать умение работать совместно, уважая мнения других, отстаивать свое.
Ход урока
Мир должен быть иным. Мир должен быть круглей,
величественней, чище, справедливей,
мир должен быть разумней и счастливей,
чем раньше был и чем он есть сейчас.
Н. Заболоцкий
1. Организационный этап. Приветствие учащихся.
2. Этап проверки домашнего задания.
Чтение и анализ стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет».
О чем рассуждает поэт в стихотворении? ( В нем поэт рассуждает на вечные темы: жизнь и смерть, смысл пребывания человека на земле.)
Что главное выделяет Е. Евтушенко в каждой человеческой личности? (В произведении провозглашается факт неповторимости каждого представителя рода людского, даже самого обычного, невзрачного, ничем не выделяющегося из толпы, не обладающего какими-то выдающимися способностями).
К какому жанру относится это стихотворение? (Это стихотворение образец философской лирики Евтушенко).
Определить значение слова философия. Что такое философская лирика? Ответы учащихся, их мнение о философии.
На слайде определения, учащиеся записывают в тетрадь.
Философия - (от фил... и греч. sophia - мудрость) - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
Философская лирика – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни и вечных человеческих ценностях.
3. Выход на тему урока, определение целей урока.
Обратимся к эпиграфу.
Как вы понимаете эпиграф?
Какие ключевые слова отметили?
Тип речи?
О чем рассуждает Н. Заболоцкий?
Можно ли сказать, что это стихотворение философское?
Определение темы и целей урока.
4. Этап операционно-познавательный.
Н. Заболоцкий «Некрасивая девчонка»
Видеоролик «Н. Заболоцкий «Некрасивая девчонка». Читает Д. Малашкин.
Ставит ли философские вопросы автор в этом стихотворении? (Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским).
Композиция стихотворения. (Делится на две части: описание и рассуждение. Начинается стихотворение с описания внешнего портрета девочки. Заболоцкий в конце стихотворения сомневается в значении и назначении красоты. В стихотворении есть сюжет).
Что является основой этого стихотворения? (В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка).
Найти описание девчонки. (Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка». У юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку»).
Учитель. Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел.
Что именно привлекает автора в девочке? (Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство).
Какую роль в описании девочки играют слова “лягушонок”, “рубашонка”, “колечки”, “зубки”?)
Что в них общего? (выражают отношение автора, подчеркивают хрупкость, незащищенность девочки).
Какие ассоциации у вас возникают со словом «лягушонок»? (Маленький, зелененький, невзрачный, кому-то неприятный, гадкий).
С какими персонажами можно сравнить? (Василиса Прекрасная, будучи лягушкой, и Прекрасный лебедь, бывший когда-то Гадким утенком, вызывали такие же чувства!)
Что осознает Н. Заболоцкий, наблюдая за некрасивой девчонкой? (Этот ребенок еще не знает такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство).
Какое будущее этой девочки предвидит поэт? (Однако поэт понимает, что жизнь гораздо сложнее и что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями).
Во что же верит автор?
Что значит “чистый пламень”, “переболит боль”, “перетопит камень”?
Какой прием использует здесь автор? (метафора).
Что же, по мнению автора, даст девочке силу “переболеть боль”, что главное в ней? (“младенческая грация души”).
Как вы понимаете эти строки? Запишем их в тетрадь.
Как вы считаете, имеет ли первостепенное значение внешность в жизни человека?
Учащиеся рассуждают.
Делаем вывод: для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения.
Учитель. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений и посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году.
Можно ли сказать, что Н. Заболоцкий и Е. Евтушенко затронули один и тот же философский аспект человеческих взаимоотношений? (Следовательно, это стихотворение является философским).
Учитель. Это бытовая зарисовка, заканчивающаяся отвлечённым рассуждением, моралью. Найти и записать в тетрадях мораль.
Во что верит Н. Заболоцкий? (Поэт верит, что жизнь не сломает её души, такой чистой, непосредственной, открытой миру. Он убежден, что главное в человеке - «младенческая грация души»).
Какая идея лежит в последних строках? (В последних строках лежит гуманистическая идея: … что есть красота?)
Учитель. Истинная красота – это безудержное «счастье бытия», которое рождается от соединения своего счастья с общим. Размышляя о внутренней и внешней красоте человека, Заболоцкий приходит к выводу, что важнее красота души. Именно она способна принести счастье её обладателю и окружающим.
В конце стихотворения автор задает вопрос. Дает ли он ответ на этот вопрос? (да, ответ на него уже дан всем содержанием стихотворения).
Какова идея стихотворения? (Художественная идея стихотворения - это "И пусть черты её нехороши,/ И нечем ей прельстить воображенье, - /Младенческая грация души /Уже сквозит в любом её движенье. /А если это так, то что есть красота /И почему её обожествляют люди? /Сосуд она, в котором пустота, /Или огонь, мерцающий в сосуде? ")
Учитель. Некрасивая девочка представляет как бы еще одно звено в размышлениях поэта о сущности красоты.
Выразительно читают стихотворение учащиеся.
Учитель. Проблема лица, его красоты и безобразия мучит поэта. В таких стихах как «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка» и во многих других Заболоцкий ставит вопрос: «Что есть красота?». Поэтической манере Заболоцкого близка живопись, он, как живописец, выхватывает из человеческой толпы лица.
Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц»
Выразительно читаю стихотворение «О красоте человеческих лиц»
В чем необычность стихотворения? (необычность в том, что само название говорит нам, что оно написано в форме размышления на тему человеческой красоты).
Учитель. Заболоцкий - не единственный поэт-мыслитель, который осмысливает эту эстетическую категорию. Но решает поэт этот вопрос по-своему, оригинально.
Художественный прием, используемый автором в стихотворении? (Развёрнутая метафора. Автор говорит о том, что есть совсем разные лица. Он сравнивает живое с неживым).
Как заканчивается стихотворение? (Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот»).
Учитель. Автор не случайно употребляет в этих строках приподнятую лексику. Здесь содержится идея стихотворения. Самое главное в человеке не внешняя красота, а внутренняя, красота души. Именно такая красота делает лицо живым, одухотворённым. Она притягивает к себе других, вызывает положительные эмоции, заставляет человека петь, делает его счастливым.
5. Этап рефлексии. Мини рассуждение «Что есть красота?»
6. Домашнее задание.
Выразительно читать стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девчонка» и «О красоте человеческих лиц».
Подготовиться к анализу на следующем уроке стихотворения «О красоте человеческих лиц».