kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Двойники» Раскольникова: теория в действии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

  • выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Родиона Раскольникова; показать роль художественных приёмов, использованных в романе;
  • развивать навыки монологического высказывания;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Двойники» Раскольникова: теория в действии.»

10 класс

Урок № 92.

Тема. «Двойники» Раскольникова: теория в действии.


Цель:

  • выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Родиона Раскольникова; показать роль художественных приёмов, использованных в романе;

  • развивать навыки монологического высказывания;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


IІ. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.


  1. Вступительное слово учителя.

Достоевский – создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония – многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку друг с другом. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими те или иные мысли главного героя. При этом отрицательные элементы его теории отражают «двойники», а положительные – «антиподы».

Мы уже достаточно хорошо знаем главного героя романа, знаем те моральные принципы, на которые опирался Раскольников, создавая свою теорию. Точнее понять авторское отношение к ним поможет сопоставление образа Раскольникова с образами Лужина и Свидригайлова, «сильными мира сего».


3. Образ Лужина в романе.

3.1.Беседа.

- Кто такой Лужин? Что мы знаем о нём?

- Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории («а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»). Согласны ли вы с ним? (Ч. 2, гл. 5)

- Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова? Почему?

- Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери Раскольникова?

«Умный и, кажется, добрый», «положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение», «муж ничем не должен быть обязан жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля».

Рассуждения Раскольникова о «доброте» Лужина, допускающей, что «невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой, будут ехать! Ничего! Только ведь девяносто вёрст…», усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке чёрством, сухом, равнодушном и расчётливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою.

- Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены «объяснения» между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает у вас это сопоставление?

Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви и уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню.

В поведении Дуни – искренность, большое чувство такта, благородство, желание рассудить беспристрастно: «…если брат виноват, то он и будет просить у вас прощение», «гордость и чувство собственного достоинства».

- Что превыше всего ценил Лужин в жизни и почему его раздражал разрыв с Дуней?

«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое «будет рабски благодарно ему всю жизнь... а он-то будет безгранично… владычествовать».

- Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин своё решение? (Сцена с Соней на поминках у Мармеладовых).

Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», готов «преступить все препятствия», живёт по принципу «всё позволено». В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина – деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нём отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счёт других.


3.2.Теория Лужина – «двойника» Раскольникова.

  • Приверженец «экономической правды».

  • Отвергает жертвенность.

  • Утверждает беспомощность «единичных щедрот».

  • Считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспеянии».


3.3.Антипод Лужина – Разумихин, он альтруист.


3.4. Лужин – Раскольников – Разумихин.

Раскольников - Лужин

Раскольников - Разумихин

  • Оба разумно находят жертву.

  • Теоретически обосновывают свой выбор (никчёмная старуха только вредит всем, падшая Соня всё равно когда-нибудь украдёт).

  • Считают возможным решать участь другого человека.

  • Но в Лужине нет альтруистической направленности.

  • Рискуя своей жизнью, спасает из огня детей.

  • Содержит больного отца умершего друга.

  • Дважды оставляет деньги Мармеладовым.

  • Пытается спасти падшую девочку.



4. Образ Свидригайлова в романе.

4.1.Беседа.

- Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе?

Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу «душегубства», повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, оставил жену Марфу Петровну, что он шулер и нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершил ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил её доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладова. От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою последнюю цель – добиться расположения Дуни.

- Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая»?

Мы видим Свидригайлова как человека, лишённого всяческих нравственных запретов; живёт по принципу «всё позволено». Раскольников, разрешая себе «кровь по совести» тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей – «тварей дрожащих». Истину, к которой Раскольников пришёл в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.


4.2.Теория Свидригайлова – «двойника» Раскольникова.

  • На нём проверяется «арифметическая» теория Раскольникова: на счету Свидригайлова много добрых дел, но они не могут оправдать минувшего злодеяния.

  • Добрые дела не воскресают его больную душу: совесть высвобождается и вырывается наружу, порождая кошмары.


4.3.Антипод Свидригайлова – Соня Мармеладова.

Путь Сони – это путь покаяния, возвращение к родной земле, которую осквернил Раскольников.

Протягивает Раскольникову кипарисовый крестик – символ возвращения к вере.


4.4. Свидригайлов – Раскольников – Соня.

Раскольников - Свидригайлов

Раскольников и Соня

  • Это идеал Раскольникова – он «переступил», но без нравственных мучений (сначала).

  • Самоубийство – это один из жизненных итогов (вариант для Раскольникова).

  • Свидригайлов говорит: «Мы одного поля ягоды».

  • Не может перешагнуть через совесть.

  • С Соней Раскольников собирается идти по одной дороге: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём».


5.Роль образов Лужина и Свидригайлова в романе.

- В чём заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живут, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с «сильными мира сего», не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к «сильным мира сего»; ему неприятны люди, живущие по его «теории». Этим сопоставлением ниспровергается в герое теоретик и возвышается человек.


6.Использование художественных приёмов в романе.

6.1.Приём антитезы.

У Достоевского человек противоречив. Его герой сочетает в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма.

Даны два портрета Раскольникова: до совершения преступления автор говорит о красоте, о прекрасных глазах Родиона, но преступление оставляет трагический отпечаток не только в душе героя, но и на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы.


6.2.Изображение фона событий.

В романе нет никаких художественных описаний красот природы. Вместо них описания убогих жилищ и интерьеров, трактиров, распивочных, полицейских участков, многоэтажных домов, заселенных беднотой – в них люди задыхаются от физической и душевной духоты.


6.3.Ощущение времени.

В первой части романа время растянуто (три дня), после совершения преступления ритм ускоряется, но сам Раскольников ощущение времени теряет (он заболевает, впадает в беспамятство), а события, описанные в третьей и четвертой части романа длятся всего два дня. Получается, что Раскольников-теоретик живет вне времени, а Раскольников-деятель «входит во время».


6.4.Изображение «двойников» Раскольникова.

Достоевский изображает «двойников» Раскольникова: это Петр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. В общении с ними Родион осознает несостоятельность созданной им теории.


6.5.Символика цвета в романе.

Жёлтый цвет – основной цвет в романе.

Родион Раскольников живет в желтой каморке, похожей на шкаф, с желтыми обоями.

Соня Мармеладова живет по желтому билету, в ее комнате тоже желтые обои.

Старуха-процентщица одета в пожелтевшую кацавейку, ее комната обставлена мебелью желтого цвета.

От постоянного пьянства лицо Мармеладова стало желтого цвета.

Дома Петербурга окрашены в желто-серый цвет.

У Порфирия Петровича в доме мебель из «желтого отполированного дерева».

Свидригайлов остановился в гостинице в комнате с желтым цветом обоев.

Перстень с желтым камнем у Лужина.

Женщина-самоубийца с желтым постным лицом встречает Раскольникова на улице.

Желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни, он усиливает атмосферу безысходности, надрыва, истеричности. Все желтые детали в романе являются предвестниками недобрых событий.

Зелёный цвет.

Зеленый цвет имеет «фамильный мармеладовский платок» (его как крест сначала носила Катерина Ивановна, потом Соня).

Этот платок не только олицетворение страданий, которые выпали на долю его обладательниц. Он же является искупительной силой страданий (Соня надевает его, когда отправляется за Раскольниковым, который едет сознаваться в своем преступлении. Она готова на себя принять его страдания и искупить вину за Родиона).

В эпилоге (сцена возрождения) Соня появляется в этом же платке. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды пересиливает желтый цвет болезненных заблуждений Раскольникова и «больного» Петербурга.


6.6.Значение некоторых имён и фамилий в романе.

Раскольников. Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой.

Софья. Софья означает «смиренномудрие». Героиня романа несет смиренно свой крест и не перестает верить в добро и справедливость.

Лебезятников. Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать.

Авдотья Романовна. Прототипом сестры Раскольникова стала Авдотья Яковлевна Панаева – первая любовь Ф.М.Достоевского.

Лизавета Ивановна. Елизавета – «почитающая Бога».


6.7.Интерьеры.

Комната Раскольникова.

Каморка, гроб, шкаф.

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтыми пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»

Комната Сони.

«Сарай». «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь… другой же угол был уж слишком тупой. Во всей этой большой комнате почти не было мебели».

Жилище Мармеладовых.

Проходной угол. «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол,… на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике».


6.8.Сон как художественный приём.

Подсознание

Сон – это общение человека со своим подсознанием. Сны зависят от психического состояния человека и оказывают огромное влияние на его внутренний мир. Сон – это продолжение событий, произошедших днем. Во сне человек продолжает чувствовать, переживать, размышлять.

Художественный прием

Введение в произведение сна – излюбленный прием многих писателей (сны Татьяны, Ильи Обломова, художника Чарткова). Прием дает возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание.

Первый сон Раскольникова.

Экспозиция

Родион видит сон до преступления, в пору мучительных раздумий. Сон выполняет функцию экспозиции: знакомит читателя с людьми, которые будут встречаться на всем протяжении романа.

Содержание

Это болезненный сон, его действие происходит в детстве Родиона. Снится, будто они с отцом в праздничный вечер проходят мимо кабака и видят, как пьяные мужики избивают маленькую лошаденку, запряженную в огромную телегу. Мальчик пытается заступиться, но на глазах у толпы несчастную клячу добивают железным ломом. Родион плачет, хочет кричать.

Смысл

Сон несет большую смысловую нагрузку: открывает истинное состояние души Родиона, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре.

Символика

Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак – олицетворение пьянства, зла, низости, грязи его обитателей. Церковь не случайно находится в трехстах шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить грешить и начать новую, праведную жизнь.

Сон после убийства.

Сон-крик наполнен страшными звуками: «…таких неестественных звуков, такого вопля, скрежета, слез, побоев и ругательств он еще ни разу не слыхивал». Настасья так характеризовала сон Родиона: «Это кровь в тебе кричит». В нем кричала кровь убитых им людей. Все существо героя воспротивилось совершенному им убийству, и лишь воспаленный мозг уверяет себя в том, что теория верна, что убийство так же обычно, как смена дня и ночи. В этом сне местом действия является лестница, которая символизирует борьбу добра и зла в душе Раскольникова.

Сон, в котором Родион повторяет убийство.

Обстановка во сне напоминает царство мертвых. Но во сне все мертво только для Родиона – для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше всей толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он – Наполеон, гений и не может стоять на одной ступени с быдлом. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попытками изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеется над ним вместе с толпой.

Сон про оазис.

Родиону грезится тот идеальный мир, который будет создан им, гением, спасителем человечества. Он мечтает о создании на Земле Нового Иерусалима, описание этого мира напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя (неспроста оазис находится в Египте: Египетский поход – начало карьеры Наполеона). Описание наполнено красивыми эпитетами.

Сон на каторге.

Мир-оазис из предыдущего сна осужден в жертву какой-то страшной и неслыханной мировой язве. Родион видит плоды своей теории. Сон наполнен ужасными картинами человеческих мучений (он полная противоположность сну про оазис). После этого сна он понял наконец страшную сущность своей теории и отказался от нее.


III. Подведение итогов урока.


IV. Домашнее задание.

1.Подобрать эпизоды, характеризующие внутренние качества, портрет и поступки Сони Мармеладовой:

- ч.4, гл.4 (первое посещение Родионом Сони);

- ч.5, гл.4 (второй визит к Соне);

- ч.1, гл.2 (жизнь семьи Мармеладовых).

2.Ответить на вопросы:

- В чём «правда» Сони?

- Что показалось «странным» Раскольникову в Соне и почему?

3.Доказать, что автор утверждает «правду» Сони Мармеладовой.









8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Двойники» Раскольникова: теория в действии.

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 11.11.2022

Номер свидетельства: 617130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание»."
    ["seo_title"] => string(80) "rodion_raskolnikov_i_ego_dvoiniki_na_stranitsakh_romana_prestuplenie_i_nakazanie"
    ["file_id"] => string(6) "643558"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1704364898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства