Технологическая карта урока
Предмет __литература___________________________Класс ______9_________
Базовый учебник ___С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, В.И. Сахаров
Тема урока : Две эпохи- два гения
Цель урока : сравнение тематического, идейного, образного единства
конкретных произведений двух поэтов (А.С Пушкин и Н.М. Рубцов)
Задачи урока: убедиться, что творчество А.С.Пушкина имело огромное значение
для человека и поэтаН.М.Рубцова, попытаться уловить в
творческом наследии двух великих поэтов точки соприкосновения
в мироощущении, форме и способах выражения поэтической мысли
и чувства, убедиться в общности образов, переживаний лирических
героев, общности мотивов и настроений
Тип урока : урок- исследование_____________________________________________
Необходимое оборудование : оформленная школьная доска с литературоведческими
терминами, распечатанные стихи А.С.Пушкина и Н.М.Рубцова, вопросы
к анализу произведений, презентация к уроку, выставка работ
литературного критика, нашего земляка В. Белкова, посвященных
творчеству и судьбе Н.М.Рубцова, запись стихотворения «Поезд» в
исполнении Н.М.Рубцова, портреты обоих поэтов, сопровождаемые
строками Н.М.Рубцова :
Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая ее…
Н. М. Рубцов
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую кровную связь.
Н, М. Рубцов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока : сравнение тематического, идейного, образного единства
конкретных произведений двух поэтов (А.С Пушкин и Н.М. Рубцов)
Задачи урока:убедиться, что творчество А.С.Пушкина имело огромное значение
для человека и поэтаН.М.Рубцова, попытаться уловить в
творческом наследии двух великих поэтов точки соприкосновения
в мироощущении, форме и способах выражения поэтической мысли
и чувства, убедиться в общности образов, переживаний лирических
героев, общности мотивов и настроений
Тип урока : урок- исследование_____________________________________________
Необходимое оборудование : оформленная школьная доска с литературоведческими
терминами, распечатанные стихи А.С.Пушкина и Н.М.Рубцова, вопросы
к анализу произведений, презентация к уроку, выставка работ
литературного критика, нашего земляка В. Белкова, посвященных
творчеству и судьбе Н.М.Рубцова, запись стихотворения «Поезд» в
исполнении Н.М.Рубцова, портреты обоих поэтов, сопровождаемые
строками Н.М.Рубцова :
Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая ее…
Н. М. Рубцов
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую кровную связь.
Н, М. Рубцов
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
Создание проблемной ситуации,определение темы, цели и задач урока.
В кратком вступительном слове обозначает проблему традиций в русской литературе, обращает внимание детей на два портрета и стихотворные строки к ним, просит детей либо вспомнить самим, либо, обращаясь к словарю литературоведческих терминов, пояснить, что такое мотив в художественном произведении
Дети либо сами( сильный класс), либо с помощью учителя формулируют тему урока. Опираясь на ключевые слова темы» пушкинские мотивы», ставят цель и задачи урока
-Регулятивные( определяют цель ,проблему учебной деятельности, выбирают средство достижения цели( исследовательская работа в группах).
-Познавательные ( находят необходимую информацию в словаре).
2
Выступление подготовленного учащегося на тему:» А.С.Пушкин в жизни и судьбе Н.М.Рубцова».
Слушает, в случае необходимости задает дополнительные вопросы, касающиеся более полного раскрытия темы.
Слушают, задают интересующие их вопросы.
Познавательные( анализируют, классифицируют получаемую информацию, опираясь на указанные в процессе подготовки к уроку источники).
3
Сравнительный анализ стихотворений поэтов («На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и «Ночь на Родине», «Бесы» и «Поезд», «Я вас любил» и «Улетели листья с тополей…».
Координирует работу детей в группах, оперативно реагирует на возникающие трудности, создает творческую атмосферу, настрой на работу( например, включив музыку).
Ведут исследовательскую работу в двух направлениях: смысловое содержание( мыслители) и лексический строй стихотворений( лингвисты), слабый и средний класс –по предложенному плану, сильный класс- сами создают план своей деятельности, формулируют вопросы к нему, опираясь на уже полученные знания. Выбирают ребят, которые будут оглашать итоги деятельности, слушают докладчиков, дополняют.
Представлен весь спектр универсальных учебных действий:
-регулятивные( планируют учебную деятельность, выдвигают версии, выбирают средства достижения в группе и индивидуально)
-познавательные( сами находят необходимую информацию, анализируют , классифицируют, сравнивают)
-коммуникативные( учатся работе в коллективе, умению слушать и слышать других, обсуждать информацию)
-личностные (формируют качества характера, небходимые для работы в коллективе: вежливость, терпимость и.т.д.
4
Коллективная работа с классом( сопоставление строк стихотворений обоих поэтов, раскрывающих их отношение к себе и своей Родине).
Заключительное слово учителя, оценка работы детей.
Слушают, осмысливают, оценивают себя.
Личностные (опираясь на взгляды двух великих поэтов, формируют свои собственные взгляды, учатся объективной оц енке своих достижений и достижений одноклассников) .
Приложения
Описание хода занятия, методических решений, предполагаемых результатов урока литературы на тему: «Пушкинские мотивы в лирике Н.М. Рубцова».
Цель урока: сравнение тематического, идейного, образного единства конкретных произведений двух поэтов.
Совместно с учащимися ставим следующие задачи:
Во-первых, убедиться в том, что творчество А.С. Пушкина имело огромное значение для человека и поэта Н.М. Рубцова.
Во-вторых, попытаться уловить в творческом наследии двух великих поэтов точки соприкосновения в мироощущении, форме и способах выражения поэтической мысли и чувства.
В-третьих, убедиться в общности образов, переживаний лирических героев, общности мотивов и настроений.
На уроке использую групповую форму работы. Основной метод - исследовательский. В процессе подготовки к уроку делю класс на три группы. Каждая группа получает задание: подготовить сравнительный анализ указанных стихотворений поэтов по предложенному плану. Часть вопросов , касающихся языка, исследуют «лингвисты», другая часть вопросов ,касающаяся содержания, композиции, образного строя, исследуется «мыслителями»(т. о. можно поделить детей в группах). Одному из учеников группы, сравнивающих стихотворения «Бесы» А.С.Пушкина и ст. «Поезд» Н.М.Рубцова предлагается подготовить выступление на тему: «Чувства и переживания поэта осенью 1830г.»
Один из учащихся получает индивидуальное задание: подготовить выступление на тему: «А.С.Пушкин в судьбе и жизни Н.М.Рубцова» Урок сопровождается презентацией( портреты поэтов и тексты стихов для сравнения)
Классная доска оформляется необходимыми для работы литературоведческими терминами:
-мотив в художественном произведении
-тема художественного пр оизведения
-идея художественного произведения
-образный строй произведения
-лексический строй произведения
На уроке звучит голос Н.М.Рубцова( поэт исполняет стихотворение «Поезд»).
Задания группам в процессе подготовки к уроку:
1 группа: Сравнительный анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Ночь на Родине» и стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».
Вопросы к анализу стихотворений:
А. О чем эти стихотворения?(мыслители)
Б. В чем особенность их композиции? (мыслители)
В. Каково общее настроение лирических героев?(мыслители)
Г. Есть ли в стихотворениях словесные переклички?(лингвисты)
Д. С помощью каких ВХС выражается настроение лирических героев, состояние их души?(лингвисты)
Е. В чем заключается идейный замысел обоих стихотворений?(мыслители, лингвисты)
2группа: Сравнительный анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Поезд» и стихотворения А.С. Пушкина «Бесы».
Вопросы к анализу стихотворений:
А. Какое определяющее чувство присутствует в обоих стихотворениях?(мыслители)
Б. Как в названиях стихотворений проявляется тематическое, идейное и эмоциональное единство? (индивидуальное задание)
В. В чем общность ритма, динамики стиха?(линвисты)
Г. Какой символический поэтический образ является главным в обоих стихотворениях?(мыслители)
Д. Какие ВХС подчеркивают идейный замысел стихотворений?(лингвисты)
Е. В чем разница в мироощущении лирических героев?(мыслители, лингвисты)
3группа: Сравнительный анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Улетели листья…» и стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…»
Вопросы к анализу стихотворений:
А. В чем заключается тематическое единство стихотворений?(мыслители)
Б. В чем единство и различие образного строя ?(мыслители, лингвисты)
В. Каков идейный замысел стихотворений? (мыслители)
Урок начинаем с размышлений о проблеме традиций в русской литературе, о том, что создав своим творчеством «энциклопедию русской жизни» 19 века, обозначив своим именем «золотой век» в истории русской литературы, А.С.Пушкин не мог не оказать влияние на своих великих продолжателей.
Обозначаем тему урока. Находим в ней ключевое словосочетание: «пушкинские мотивы». Вспоминаем, что является мотивом в художественном произведении. Обозначаем цель и задачи урока. Затем подготовленный учащийся рассказывает о том, что значил А.С.Пушкин в творческой судьбе и жизни Н.М. Рубцова.
Далее следует исследовательская работа в группах, в каждой группе учащиеся делятся на «мыслителей» и «лингвистов», индивидуально детям предлагается подготовить выразительное прочтение обсуждаемых стихотворений.
Предполагаемые выводы, к которым должны прийти учащиеся в процессе обсуждения :
1. группа. В стихотворениях не только словесная перекличка: «печаль моя светла» (Пушкин) и «овладевает светлая печаль» (Рубцов), но и необходимость, стремление выразить состояние души лирического героя, нахлынувший поток чувств через полное единение с природой.
Чувства разные. У Пушкина – это чувство любви к женщине («печаль моя светла, печаль моя полна тобою…»).
У Рубцова – это «былое», которое уже не вернется. Но в этом былом, мы можем только догадываться, но, вероятно, было место и любви, и дружеским, и сердечным, и просто человеческим привязанностям, так как душу, глядя на родной пейзаж, хочется «потопить в таинственном и милом», так как хочется осмыслить это «былое», быть может, по-новому взглянуть на него и испытать, пережить в себе «светлую печаль», которой нет границ и предела. Ключевое словосочетание «светлая печаль» является тем объединяющим началом, в котором в обобщенной форме выражается суть обоих произведений: любое проявление любви в жизни человека –огромная ценность.
Философское начало одного стихотворения и, по сути, признание в любви в другом стихотворении объединены единым, всеохватным состоянием души обоих поэтов, ищущей выражения глубины и мощи нахлынувших в нее чувств через красоту окружающего мира, который пленяет и завораживает, который созвучен им и их переживаниям.
2. группа. В стихотворениях не только словесная перекличка, но и единство образного строя, единство состояния души лирических героев, единство мотива, побудившего обоих поэтов написать эти стихи. И в том и в другом стихотворении присутствует символический образ жизненного пути, дороги. Оба стихотворения объединены единством чувств и переживаний лирических героев: чувства тревоги, страха, потерянности перед жизненными трудностями. Просматривается с одной стороны единство, с другой стороны разница в мотивах, побудивших поэтов написать их. У Пушкина - желание сказать о том, как подчас непреодолимы и тяжелы жизненные испытания. У Рубцова мажорный финал стихотворения - своеобразное утверждение, что любые тяготы судьбы преодолимы («но какое может быть крушенье, если много в поезде народу?»).
Сопоставим не только образный строй двух произведений, сопоставимы их ритмика и динамика.
У Рубцова:
Поезд мчался с грохотом и воем,
Поезд мчался с лязганьем и свистом,
И ему навстречу желтым роем
Понеслись огни в просторе мглистом.
И у Пушкина:
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна.
Мчаться бесы рой за роем,
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем,
Надрывая сердце мне.
Общность идейного замысла, общность ощущения жизненного пути, дороги подчеркивают и одинаковые выразительные художественные средства: лексический повтор в стихотворении Рубцова – глагол «мчаться» употреблен семь раз, у Пушкина – четыре раза.
Таким образом, оба стихотворения объединяет и тема, и идея, и общее настроение, и состояние души лирических героев в определенный момент их жизни, и чувства, которые они переживают, и даже динамика и ритмика стиха. Осознав их суть и смысл, каждый из нас делает свой вывод о том ,как следует относиться к жизненным неурядицам, трудностям, которые возникают на человеческом пути.
3. группа. В обоих стихотворениях по восемь строчек, и по теме они близки: грусть, прощание с любовью.
Восемь строк шедевра пушкинской лирики целиком и полностью посвящены описанию чувства, состоянию души поэта и его лирического героя (здесь они едины), пережившего глубокое чувство и говорящего трепетное, нежное, искреннее, жертвенное «прощай» предмету своей любви.
Словно соревнуясь в мастерстве со своим великим предшественником, Н.М.Рубцов говорит о том же, правда, опираясь на образы природы.
Другими словами, другим языком, поэт словно вторя Пушкину, ведет скрытый диалог с предметом своей любви, которая, к сожалению, осталась в прошлом. Оба поэта, и Пушкин, и Рубцов, трогательно, нежно и в равной степени мелодично (оба стихотворения положены на музыку) делятся с нами, читателями, сокровенным, пережитым.
Оба с нежностью и грустью словно говорят нам: «да, так бывает, случается в жизни: уходит любовь, но очень важно сохранить чистоту и свет в душе, ее утратившей. Оба поэта разными словами, разным языком говорят нам об одном и том же: в сердце человека, пережившего истинную любовь, не должно быть места злобе и мести. Настоящая любовь и сейчас, и в прошлом – это трепет, нежность, это свет и теплота в сердцах, которые ее испытали. Об ее уходе можно печалиться, ее можно «жалеть», но нельзя позволить сердцу ожесточиться, т.к. «разве в этом кто-то виноват, что с деревьев листья улетели?»
В конце урока приходим к выводу, что творчество двух поэтов сопоставимо и по той беспощадности, с которой они пишут о себе ( учитель может либо дать индивидуальное задание к уроку, либо спланировать коллективную работу по указанным стихотворениям).
у Рубцова:
И однажды, прижатый к стене
Безобразьем, идущим по следу…,
у Пушкина:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю…,
и по великому патриотическому чувству, чувству любви к своей стране, своей Родине. Несколько раз Пушкин упоминается в стихах Рубцова.
Например: «и как живые в наших разговорах Есенин, Пушкин, Лермонтов, Вийон» … А в стихотворении «О Пушкине» поэт пишет:
Словно зеркало русской стихии.
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая ее…
Всего четыре строки, но за ними глубокое понимание назначения поэзии великого предшественника и своего назначения, «своей кровной связи» с Родиной. Ведь спустя столетие Н.М. Рубцов вновь, словно вторя поэту, которого он безгранично любил и почитал, воскликнет.
С каждой избою и тучею
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Совместными усилиями приходим к итоговому выводу урока.
А.С. Пушкин и Н.М. Рубцов – поэты совершенно разных эпох, разного времени. Безусловно, слишком смелым и, в некоторой степени, беспочвенным было бы утверждать, что Н.М. Рубцов на протяжении всего своего творческого пути всецело следовал традициям пушкинской лирики.
Великий поэт 19 века и талантливый лирик 20 века самобытны и уникальны каждый по-своему. Неоспоримо другое: глубокое знание поэзии А.С. Пушкина, любовь и поклонение своему великому предшественнику, не могли не отразиться на его творчестве, его поэзии.
Н.М. Рубцов не подражал поэту – классику, а жил его образами, его настроениями, его восприятием окружающего мира и жизни в целом.
Теоретическое обоснование необходимости и актуальности проведения данного урока
Одной из главных задач литературного образования, обозначенных в Федеральных Государственных Образовательных стандартах нового поколения, является задача формирования духовно и нравственно зрелой личности. Именно поэтому урок литературы в современных условиях– это прежде всего человекоформирующий процесс, это урок- диалог, урок постоянного поиска ответов на непростые, вечные философские вопросы, разрешение которых формирует мировоззрение человека, его отношение к жизни, ее ценностям, языковому, культурному наследию.
Дети в процессе изучения художественного произведения через поиск, исследование должны приходить к конкретным ответам на мучавшие человечество вечные вопросы о сути и смысле жизни, ее непреходящих ценностях, нравственных ориентирах.
Вот та главная проблема, которая должна волновать учителя- словесника, проблема, решение которой и позволит осуществить одну из важнейших задач – дать обществу личность с сформированными нравственными и духовными ориентирами. И очень важно, чтобы поиск, исследование на уроках не ограничивались только рамками изучения творчества конкретного мастера слова, конкретной временной эпохи.
Необходимо системное включение в программный материал уроков сравнительного анализа творчества поэтов и писателей разных временных эпох. Включая такие уроки в образовательные программы, мы не только обратим внимание детей на очень важную проблему- проблему традиций в русской литературе, но и дадим им возможность практически убедиться, что «вечные» вопросы потому и являются вечными, что волновали, волнуют и будут волновать всех и всегда, а значит, решение и ответы на эти вопросы важны для каждого из нас.
Предлагаемый нами урок проводится после изучения творчества А.С. Пушкина в 9 классе. Учащиеся только закончили глубокое и полное изучение творческого наследия гениального русского поэта. С творчеством Н.М. Рубцова дети уже знакомы, но им еще предстоит более глубокое и серьезное обращение к философской лирике поэта. Проведение урока сравнительного анализа произведений двух поэтов разных временных эпох позволит, во-первых, мотивировать детей к более осознанному изучению творчества Н.М.Рубцова, во-вторых , позволит детям, благодаря исследовательскому характеру урока, практически убедиться в непреходящих ценностях человеческой жизни, сопоставить взгляды на них двух великих русских поэтов, живших в 19 и 20 веках, и свои собственные взгляды, взгляды людей, живущих в 21 веке. Проблемный характер урока, исследовательская работа в группах позволяют на данном учебном занятии плодотворно формировать у детей полный спектр универсальных учебных действий. Урок выстраивается с четкого осознания проблемной ситуации, понимание которой позволяет учащимся самостоятельно сформулировать цель и задачи урока. Исследовательская работа в группах на основном и завершающем этапе позволяет учащимся выйти за рамки учебного предмета, вслед за великими мастерами слова сформулировать и принять для себя некие жизненные постулаты, признание которых позволит им в дальнейшем сформировать свои взгляды на жизнь , ее ценности . Детально разрабатывая и продумывая урок на этапе его подготовки, учитель во время учебного занятия является лишь организующим и направляющим звеном.