kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Две эпохи- два гения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока Предмет __литература___________________________Класс ______9_________ Базовый учебник ___С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, В.И. Сахаров Тема урока : Две эпохи- два гения Цель урока : сравнение тематического, идейного, образного единства конкретных произведений двух поэтов (А.С Пушкин и Н.М. Рубцов) Задачи урока: убедиться, что творчество А.С.Пушкина имело огромное значение для человека и поэтаН.М.Рубцова, попытаться уловить в творческом наследии двух великих поэтов точки соприкосновения в мироощущении, форме и способах выражения поэтической мысли и чувства, убедиться в общности образов, переживаний лирических героев, общности мотивов и настроений Тип урока : урок- исследование_____________________________________________ Необходимое оборудование : оформленная школьная доска с литературоведческими терминами, распечатанные стихи А.С.Пушкина и Н.М.Рубцова, вопросы к анализу произведений, презентация к уроку, выставка работ литературного критика, нашего земляка В. Белкова, посвященных творчеству и судьбе Н.М.Рубцова, запись стихотворения «Поезд» в исполнении Н.М.Рубцова, портреты обоих поэтов, сопровождаемые строками Н.М.Рубцова : Словно зеркало русской стихии, Отстояв назначенье свое, Отразил он всю душу России! И погиб, отражая ее… Н. М. Рубцов С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую кровную связь. Н, М. Рубцов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Две эпохи- два гения »
























































































Исполнитель: Сальникова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя школа №2 г. Грязовца»


































2015

годТехнологическая карта урока

Предмет __литература___________________________Класс ______9_________

Базовый учебник ___С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, В.И. Сахаров

Тема урока : Две эпохи- два гения

Цель урока : сравнение тематического, идейного, образного единства

конкретных произведений двух поэтов (А.С Пушкин и Н.М. Рубцов)

Задачи урока: убедиться, что творчество А.С.Пушкина имело огромное значение

для человека и поэтаН.М.Рубцова, попытаться уловить в

творческом наследии двух великих поэтов точки соприкосновения

в мироощущении, форме и способах выражения поэтической мысли

и чувства, убедиться в общности образов, переживаний лирических

героев, общности мотивов и настроений

Тип урока : урок- исследование_____________________________________________

Необходимое оборудование : оформленная школьная доска с литературоведческими

терминами, распечатанные стихи А.С.Пушкина и Н.М.Рубцова, вопросы

к анализу произведений, презентация к уроку, выставка работ

литературного критика, нашего земляка В. Белкова, посвященных

творчеству и судьбе Н.М.Рубцова, запись стихотворения «Поезд» в

исполнении Н.М.Рубцова, портреты обоих поэтов, сопровождаемые

строками Н.М.Рубцова :

Словно зеркало русской стихии,

Отстояв назначенье свое,

Отразил он всю душу России!

И погиб, отражая ее…

Н. М. Рубцов

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую кровную связь.

Н, М. Рубцов



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Создание проблемной ситуации,определение темы, цели и задач урока.

В кратком вступительном слове обозначает проблему традиций в русской литературе, обращает внимание детей на два портрета и стихотворные строки к ним, просит детей либо вспомнить самим, либо, обращаясь к словарю литературоведческих терминов, пояснить, что такое мотив в художественном произведении

Дети либо сами( сильный класс), либо с помощью учителя формулируют тему урока. Опираясь на ключевые слова темы» пушкинские мотивы», ставят цель и задачи урока

-Регулятивные( определяют цель ,проблему учебной деятельности, выбирают средство достижения цели( исследовательская работа в группах).

-Познавательные ( находят необходимую информацию в словаре).

2

Выступление подготовленного учащегося на тему:» А.С.Пушкин в жизни и судьбе Н.М.Рубцова».

Слушает, в случае необходимости задает дополнительные вопросы, касающиеся более полного раскрытия темы.

Слушают, задают интересующие их вопросы.

Познавательные( анализируют, классифицируют получаемую информацию, опираясь на указанные в процессе подготовки к уроку источники).

3

Сравнительный анализ стихотворений поэтов («На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и «Ночь на Родине», «Бесы» и «Поезд», «Я вас любил» и «Улетели листья с тополей…».

Координирует работу детей в группах, оперативно реагирует на возникающие трудности, создает творческую атмосферу, настрой на работу( например, включив музыку).

Ведут исследовательскую работу в двух направлениях: смысловое содержание( мыслители) и лексический строй стихотворений( лингвисты), слабый и средний класс –по предложенному плану, сильный класс- сами создают план своей деятельности, формулируют вопросы к нему, опираясь на уже полученные знания. Выбирают ребят, которые будут оглашать итоги деятельности, слушают докладчиков, дополняют.

Представлен весь спектр универсальных учебных действий:

-регулятивные( планируют учебную деятельность, выдвигают версии, выбирают средства достижения в группе и индивидуально)

-познавательные( сами находят необходимую информацию, анализируют , классифицируют, сравнивают)

-коммуникативные( учатся работе в коллективе, умению слушать и слышать других, обсуждать информацию)

-личностные (формируют качества характера, небходимые для работы в коллективе: вежливость, терпимость и.т.д.

4

Коллективная работа с классом( сопоставление строк стихотворений обоих поэтов, раскрывающих их отношение к себе и своей Родине).

Демонстрирует строки из стихотворений.

Сравнивают, сопоставляют, делают выводы.

-Познавательные(анализируют, классифицируют, сравнивают)


5

Подведение итогов, выводы, рефлексия.

Заключительное слово учителя, оценка работы детей.

Слушают, осмысливают, оценивают себя.

Личностные (опираясь на взгляды двух великих поэтов, формируют свои собственные взгляды, учатся объективной оц енке своих достижений и достижений одноклассников) .









Приложения









Описание хода занятия, методических решений, предполагаемых результатов урока литературы на тему: «Пушкинские мотивы в лирике Н.М. Рубцова».





















Цель урока: сравнение тематического, идейного, образного единства конкретных произведений двух поэтов.

Совместно с учащимися ставим следующие задачи:

  1. Во-первых, убедиться в том, что творчество А.С. Пушкина имело огромное значение для человека и поэта Н.М. Рубцова.

  2. Во-вторых, попытаться уловить в творческом наследии двух великих поэтов точки соприкосновения в мироощущении, форме и способах выражения поэтической мысли и чувства.

  3. В-третьих, убедиться в общности образов, переживаний лирических героев, общности мотивов и настроений.

На уроке использую групповую форму работы. Основной метод - исследовательский. В процессе подготовки к уроку делю класс на три группы. Каждая группа получает задание: подготовить сравнительный анализ указанных стихотворений поэтов по предложенному плану. Часть вопросов , касающихся языка, исследуют «лингвисты», другая часть вопросов ,касающаяся содержания, композиции, образного строя, исследуется «мыслителями»(т. о. можно поделить детей в группах). Одному из учеников группы, сравнивающих стихотворения «Бесы» А.С.Пушкина и ст. «Поезд» Н.М.Рубцова предлагается подготовить выступление на тему: «Чувства и переживания поэта осенью 1830г.»

Один из учащихся получает индивидуальное задание: подготовить выступление на тему: «А.С.Пушкин в судьбе и жизни Н.М.Рубцова» Урок сопровождается презентацией( портреты поэтов и тексты стихов для сравнения)

Классная доска оформляется необходимыми для работы литературоведческими терминами:

-мотив в художественном произведении



-тема художественного пр оизведения

-идея художественного произведения

-образный строй произведения

-лексический строй произведения

На уроке звучит голос Н.М.Рубцова( поэт исполняет стихотворение «Поезд»).

Задания группам в процессе подготовки к уроку:

1 группа: Сравнительный анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Ночь на Родине» и стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».

Вопросы к анализу стихотворений:

А. О чем эти стихотворения?(мыслители)

Б. В чем особенность их композиции? (мыслители)

В. Каково общее настроение лирических героев?(мыслители)

Г. Есть ли в стихотворениях словесные переклички?(лингвисты)

Д. С помощью каких ВХС выражается настроение лирических героев, состояние их души?(лингвисты)

Е. В чем заключается идейный замысел обоих стихотворений?(мыслители, лингвисты)



2группа: Сравнительный анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Поезд» и стихотворения А.С. Пушкина «Бесы».

Вопросы к анализу стихотворений:

А. Какое определяющее чувство присутствует в обоих стихотворениях?(мыслители)

Б. Как в названиях стихотворений проявляется тематическое, идейное и эмоциональное единство? (индивидуальное задание)

В. В чем общность ритма, динамики стиха?(линвисты)

Г. Какой символический поэтический образ является главным в обоих стихотворениях?(мыслители)

Д. Какие ВХС подчеркивают идейный замысел стихотворений?(лингвисты)

Е. В чем разница в мироощущении лирических героев?(мыслители, лингвисты)



3группа: Сравнительный анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Улетели листья…» и стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…»



Вопросы к анализу стихотворений:

А. В чем заключается тематическое единство стихотворений?(мыслители)

Б. В чем единство и различие образного строя ?(мыслители, лингвисты)

В. Каков идейный замысел стихотворений? (мыслители)

Урок начинаем с размышлений о проблеме традиций в русской литературе, о том, что создав своим творчеством «энциклопедию русской жизни» 19 века, обозначив своим именем «золотой век» в истории русской литературы, А.С.Пушкин не мог не оказать влияние на своих великих продолжателей.

Обозначаем тему урока. Находим в ней ключевое словосочетание: «пушкинские мотивы». Вспоминаем, что является мотивом в художественном произведении. Обозначаем цель и задачи урока. Затем подготовленный учащийся рассказывает о том, что значил А.С.Пушкин в творческой судьбе и жизни Н.М. Рубцова.

Далее следует исследовательская работа в группах, в каждой группе учащиеся делятся на «мыслителей» и «лингвистов», индивидуально детям предлагается подготовить выразительное прочтение обсуждаемых стихотворений.



Предполагаемые выводы, к которым должны прийти учащиеся в процессе обсуждения :

1. группа. В стихотворениях не только словесная перекличка: «печаль моя светла» (Пушкин) и «овладевает светлая печаль» (Рубцов), но и необходимость, стремление выразить состояние души лирического героя, нахлынувший поток чувств через полное единение с природой.

Чувства разные. У Пушкина – это чувство любви к женщине («печаль моя светла, печаль моя полна тобою…»).

У Рубцова – это «былое», которое уже не вернется. Но в этом былом, мы можем только догадываться, но, вероятно, было место и любви, и дружеским, и сердечным, и просто человеческим привязанностям, так как душу, глядя на родной пейзаж, хочется «потопить в таинственном и милом», так как хочется осмыслить это «былое», быть может, по-новому взглянуть на него и испытать, пережить в себе «светлую печаль», которой нет границ и предела. Ключевое словосочетание «светлая печаль» является тем объединяющим началом, в котором в обобщенной форме выражается суть обоих произведений: любое проявление любви в жизни человека –огромная ценность.

Философское начало одного стихотворения и, по сути, признание в любви в другом стихотворении объединены единым, всеохватным состоянием души обоих поэтов, ищущей выражения глубины и мощи нахлынувших в нее чувств через красоту окружающего мира, который пленяет и завораживает, который созвучен им и их переживаниям.



2. группа. В стихотворениях не только словесная перекличка, но и единство образного строя, единство состояния души лирических героев, единство мотива, побудившего обоих поэтов написать эти стихи. И в том и в другом стихотворении присутствует символический образ жизненного пути, дороги. Оба стихотворения объединены единством чувств и переживаний лирических героев: чувства тревоги, страха, потерянности перед жизненными трудностями. Просматривается с одной стороны единство, с другой стороны разница в мотивах, побудивших поэтов написать их. У Пушкина - желание сказать о том, как подчас непреодолимы и тяжелы жизненные испытания. У Рубцова мажорный финал стихотворения - своеобразное утверждение, что любые тяготы судьбы преодолимы («но какое может быть крушенье, если много в поезде народу?»).

Сопоставим не только образный строй двух произведений, сопоставимы их ритмика и динамика.



У Рубцова:

Поезд мчался с грохотом и воем,

Поезд мчался с лязганьем и свистом,

И ему навстречу желтым роем

Понеслись огни в просторе мглистом.



И у Пушкина:

Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна.

Мчаться бесы рой за роем,

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем,

Надрывая сердце мне.



Общность идейного замысла, общность ощущения жизненного пути, дороги подчеркивают и одинаковые выразительные художественные средства: лексический повтор в стихотворении Рубцова – глагол «мчаться» употреблен семь раз, у Пушкина – четыре раза.

Эмоционально окрашенные, экспрессивные предложения.

У Рубцова:

«Дай дорогу, пеший!»

«Подхватил меня, понес, как леший!»

«Я кричу кому-то: «до свиданья!»

У Пушкина: «Эй, пошел, ямщик!»

«Что делать нам?»

« Сколько их?»

« Куда их гонит?» и т.д.

Таким образом, оба стихотворения объединяет и тема, и идея, и общее настроение, и состояние души лирических героев в определенный момент их жизни, и чувства, которые они переживают, и даже динамика и ритмика стиха. Осознав их суть и смысл, каждый из нас делает свой вывод о том ,как следует относиться к жизненным неурядицам, трудностям, которые возникают на человеческом пути.



3. группа. В обоих стихотворениях по восемь строчек, и по теме они близки: грусть, прощание с любовью.

Восемь строк шедевра пушкинской лирики целиком и полностью посвящены описанию чувства, состоянию души поэта и его лирического героя (здесь они едины), пережившего глубокое чувство и говорящего трепетное, нежное, искреннее, жертвенное «прощай» предмету своей любви.

Словно соревнуясь в мастерстве со своим великим предшественником, Н.М.Рубцов говорит о том же, правда, опираясь на образы природы.

Другими словами, другим языком, поэт словно вторя Пушкину, ведет скрытый диалог с предметом своей любви, которая, к сожалению, осталась в прошлом. Оба поэта, и Пушкин, и Рубцов, трогательно, нежно и в равной степени мелодично (оба стихотворения положены на музыку) делятся с нами, читателями, сокровенным, пережитым.

Оба с нежностью и грустью словно говорят нам: «да, так бывает, случается в жизни: уходит любовь, но очень важно сохранить чистоту и свет в душе, ее утратившей. Оба поэта разными словами, разным языком говорят нам об одном и том же: в сердце человека, пережившего истинную любовь, не должно быть места злобе и мести. Настоящая любовь и сейчас, и в прошлом – это трепет, нежность, это свет и теплота в сердцах, которые ее испытали. Об ее уходе можно печалиться, ее можно «жалеть», но нельзя позволить сердцу ожесточиться, т.к. «разве в этом кто-то виноват, что с деревьев листья улетели?»

В конце урока приходим к выводу, что творчество двух поэтов сопоставимо и по той беспощадности, с которой они пишут о себе ( учитель может либо дать индивидуальное задание к уроку, либо спланировать коллективную работу по указанным стихотворениям).

у Рубцова:

И однажды, прижатый к стене

Безобразьем, идущим по следу…,

у Пушкина:

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю…,

и по великому патриотическому чувству, чувству любви к своей стране, своей Родине. Несколько раз Пушкин упоминается в стихах Рубцова.

Например: «и как живые в наших разговорах Есенин, Пушкин, Лермонтов, Вийон» … А в стихотворении «О Пушкине» поэт пишет:

Словно зеркало русской стихии.

Отстояв назначенье свое,

Отразил он всю душу России!

И погиб, отражая ее…

Всего четыре строки, но за ними глубокое понимание назначения поэзии великого предшественника и своего назначения, «своей кровной связи» с Родиной. Ведь спустя столетие Н.М. Рубцов вновь, словно вторя поэту, которого он безгранично любил и почитал, воскликнет.

С каждой избою и тучею

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Совместными усилиями приходим к итоговому выводу урока.

А.С. Пушкин и Н.М. Рубцов – поэты совершенно разных эпох, разного времени. Безусловно, слишком смелым и, в некоторой степени, беспочвенным было бы утверждать, что Н.М. Рубцов на протяжении всего своего творческого пути всецело следовал традициям пушкинской лирики.

Великий поэт 19 века и талантливый лирик 20 века самобытны и уникальны каждый по-своему. Неоспоримо другое: глубокое знание поэзии А.С. Пушкина, любовь и поклонение своему великому предшественнику, не могли не отразиться на его творчестве, его поэзии.

Н.М. Рубцов не подражал поэту – классику, а жил его образами, его настроениями, его восприятием окружающего мира и жизни в целом.





Теоретическое обоснование необходимости и актуальности проведения данного урока

Одной из главных задач литературного образования, обозначенных в Федеральных Государственных Образовательных стандартах нового поколения, является задача формирования духовно и нравственно зрелой личности. Именно поэтому урок литературы в современных условиях– это прежде всего человекоформирующий процесс, это урок- диалог, урок постоянного поиска ответов на непростые, вечные философские вопросы, разрешение которых формирует мировоззрение человека, его отношение к жизни, ее ценностям, языковому, культурному наследию.

Дети в процессе изучения художественного произведения через поиск, исследование должны приходить к конкретным ответам на мучавшие человечество вечные вопросы о сути и смысле жизни, ее непреходящих ценностях, нравственных ориентирах.

Вот та главная проблема, которая должна волновать учителя- словесника, проблема, решение которой и позволит осуществить одну из важнейших задач – дать обществу личность с сформированными нравственными и духовными ориентирами. И очень важно, чтобы поиск, исследование на уроках не ограничивались только рамками изучения творчества конкретного мастера слова, конкретной временной эпохи.

Необходимо системное включение в программный материал уроков сравнительного анализа творчества поэтов и писателей разных временных эпох. Включая такие уроки в образовательные программы, мы не только обратим внимание детей на очень важную проблему- проблему традиций в русской литературе, но и дадим им возможность практически убедиться, что «вечные» вопросы потому и являются вечными, что волновали, волнуют и будут волновать всех и всегда, а значит, решение и ответы на эти вопросы важны для каждого из нас.

Предлагаемый нами урок проводится после изучения творчества А.С. Пушкина в 9 классе. Учащиеся только закончили глубокое и полное изучение творческого наследия гениального русского поэта. С творчеством Н.М. Рубцова дети уже знакомы, но им еще предстоит более глубокое и серьезное обращение к философской лирике поэта. Проведение урока сравнительного анализа произведений двух поэтов разных временных эпох позволит, во-первых, мотивировать детей к более осознанному изучению творчества Н.М.Рубцова, во-вторых , позволит детям, благодаря исследовательскому характеру урока, практически убедиться в непреходящих ценностях человеческой жизни, сопоставить взгляды на них двух великих русских поэтов, живших в 19 и 20 веках, и свои собственные взгляды, взгляды людей, живущих в 21 веке. Проблемный характер урока, исследовательская работа в группах позволяют на данном учебном занятии плодотворно формировать у детей полный спектр универсальных учебных действий. Урок выстраивается с четкого осознания проблемной ситуации, понимание которой позволяет учащимся самостоятельно сформулировать цель и задачи урока. Исследовательская работа в группах на основном и завершающем этапе позволяет учащимся выйти за рамки учебного предмета, вслед за великими мастерами слова сформулировать и принять для себя некие жизненные постулаты, признание которых позволит им в дальнейшем сформировать свои взгляды на жизнь , ее ценности . Детально разрабатывая и продумывая урок на этапе его подготовки, учитель во время учебного занятия является лишь организующим и направляющим звеном.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Две эпохи- два гения

Автор: Сальникова Елена Николаевна

Дата: 03.09.2015

Номер свидетельства: 228437

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок литературы  «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-litieratury-dobro-i-zlo-v-traghiediiakh-k-v-ivanova-rab-d-iavola-i-v-shiekspira-makbiet"
    ["file_id"] => string(6) "237240"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444249572"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства