kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Две жизненные позиции в рассказе "Кавказский пленник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастерская построения знаний направлена на активизацию познавательных интересов детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Две жизненные позиции в рассказе "Кавказский пленник"»

Две жизненные позиции в рассказе «кавказский пленник»

Тип урока

Мастерская построения знаний

Цель урока

Активизация познавательных интересов детей к художественному произведению и личностям героев

Задачи урока

  1. Проанализировать образы русских офицеров в рассказе;

  2. Углубить представления детей о понятии «жизненная позиция» на примере образов Жилина и Костылина;

  3. Способствовать самоанализу и самооценке собственного поведения.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении.

Метапредметные: овладение способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; вступать в речевое общение, обосновывать собственную позицию; анализировать с выделением отличительных признаков.

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и других людей.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, учебник Г.С. Меркина для 5 класса, карточки «Верные и неверные утверждения», карточки «Сравнительная характеристика героев»

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

I. Мотивация
(самоопределение
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

На доске записан эпиграф к уроку:

«Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются».

Л.Н.Толстой

Учитель читает высказывание.

- Каков смысл данного высказывания? Кому, по вашему мнению, этот эпиграф адресован? (Учащимся предлагается поделиться своими мыслями).

-Отношения в современном мире должны быть построены на основах доброты, взаимопонимании и любви. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н. Толстого, данных в его замечательном рассказе «Кавказский пленник».

- Давайте вспомним содержание рассказа.

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем

II. Актуализация имеющихся знаний и опыта

  1. Проверка домашнего задания

Для проверки внимательного чтения рассказа используется прием «Верные и неверные утверждения» (Приложение1).

- У каждого из вас на парте лежит карточка «Верные и неверные утверждения». Если вы согласны с утверждением, ставите «+». Если вы не согласны с утверждением, ставите «-». Время работы – 2 минуты.

- Для того, чтобы проверить правильность выполнения задания, предлагаю обменяться листочками со своим соседом по парте.

Вслух читается каждое утверждение и обговаривается его правильность/неправильность. В это время дети отмечают правильные ответы.

-Подсчитайте количество правильных ответов соседа и оцените его работу (критерии вынесены на доску):

10 правильных ответов – «5»;

9-8 – «4»;

7-6 – «3»;

5 и менее – «2».

- Прошу обменяться листочками и посмотреть свои результаты.

Выделяются те дети, которые выполнили работу на «5» и «4».

Слушают инструкцию учителя, выполняют индивидуальное задание.







Принимают участие в обсуждение, если возникают споры, пользуются текстом рассказа.


Взаимопроверка.







Самооценка.

  1. Рассказ учителя с элементами беседы







-Различные поступки, которые мы совершаем в повседневной жизни, имеют определенный смысл. Доводилось ли вам слышать выражение «жизненная позиция»? Как вы понимаете его смысл?

- Жизненная позиция берет истоки с нравственного воспитания человека. Ребёнок получает воспитание с момента рождения. С раннего возраста на него влияют не только люди, связанные родственными узами, но и социум (общество). С процессом взросления ребенок растет и в дальнейшем выбирает себе жизненную позицию самостоятельно.

- Давайте поразмышляем над значением выражения «жизненная позиция».

1) Подберите синонимы к слову «позиция», которые бы прояснили ваше понимание смысла этого слова.

Ответы детей: отношение, точка зрения, взгляд, мнение и др. (записываются на доске).

2) Подумайте, на чем основывается жизненная позиция человека. Ответы детей: мысли, высказывания, поступки, поведение, приоритеты и др. (записываются на доске).

3) Опираясь на все записанные слова, сформулируйте ваше толкование понятия «жизненная позиция» и запишите в тетрадь. Заслушиваются варианты: Жизненная позиция – отношение человека к жизни; точка зрения на происходящее; поступки человека в различных жизненных ситуациях и др.

- Сравните ваши варианты с определением на доске:

«Жизненная позиция - направленность жизнедеятельности личности, ее точки зрения относительно своего места и роли в общественной жизни. В нравственном плане жизненная позиция – система поведения личности, определяемая ее убеждениями, идейностью, совестью».

- Подумайте, что бы вы добавили в ваше определение и запишите отредактированный вариант.

- В психологии жизненные позиции делятся на два вида

(схема вынесена на экран): активная и пассивная.

-Подумайте, чем отличается каждый из данных видов

жизненных позиций.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.











Выполняют
задания, отвечают на вопросы.






Пишут в тетради.


Читают свои определения, слушают одноклассников.



Сравнивают.






Анализируют, записывают.


Размышляют, озвучивают своё мнение и доводы.

III. Создание собственного образовательного продукта

Анализ художественных образов, оценка поступков

- Обратимся к анализу художественных образов офицеров «Кавказского пленника». Образы Жилина и Костылина не вызывает затруднений, потому что являются яркими примерами положительного и отрицательного героев. (На экране иллюстрация к рассказу – Приложение 2).

- Рассмотрите иллюстрацию, определите героев. По каким отличительным признакам внешности вы это сделали?

На доске написаны два слова:

Жилин Костылин

- Предлагаю поработать в паре и заполнить таблицу (Приложение 3).

- Определите жизненную позицию каждого из офицеров, запишите слова, которые, по вашему мнению, соответствуют каждому из этих героев Л.Толстого и являются доказательством традиционного противопоставления. Подкрепите свое мнение примерами из текста.

Слушают учителя. Записывают в тетради тему урока.



Рассматривают иллюстрацию, высказывают свое мнение.





Слушают задание.



Обсуждают. Анализируют. Работают с текстом рассказа. Выполняют
задание в паре.

IV. Социализация

Дискуссия, понимание активной жизненной позиции.

- Давайте обсудим, что у вас получилось. (Учитель записывает на доске слова, которые дети записали под фамилиями героев рассказа).

Возможно, могут появится противоречивые суждения об образах Жилина и Костылина. В этом случае обязательно необходимо выслушать тех детей, которые не согласны с мнением большинства.

-Ребята, подведите итог вышесказанному о жизненных позициях Жилина и Костылина. Составьте синквейн. (1 вариант – Жилин, 2 вариант – Костылин). (Приложение 4).

Читают свои записи, подкрепляя свое мнение выдержками из текста рассказа.






Выполняют задание в тетради.


Читают синквейны.

V. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений


- Как вы считаете, имеет ли человек право на свою личную жизненную позицию?

-В чем заключается художественная идея рассказа Л.Н. Толстого?

- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

- Что, по мнению Л.Н. Толстого, должны осознать мы – читатели?

Анализируют, высказывают свое мнение.

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Письменно ответить на вопрос: «О чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?»

Задают уточняющие вопросы















Приложение 1. «Верные и неверные утверждения»

п/п

Утверждения

Согласен – «+»/ Не согласен – «-»

1

События в рассказе происходят осенью.


2

Жилин был не велик ростом, но удал.


3

Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его.


4

Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей.


5

Жилин написал неправильный адрес и решил убежать.


6

Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа.


7

Во время первого Костылин показал себя слабым человеком.


8

Второй раз Жилин бежал один.


9

Во время второго побега ему помогли Дина и русские солдаты.


10

После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал.
















Приложение 2. Иллюстрация к рассказу



Приложение 3. «Сравнительная характеристика героев»

Жилин

Костылин

Внешность




До плена




В плену




Поведение во время первого побега




Поведение во время второго побега



Жизненная позиция





Приложение 4. Примеры синквейнов

Жилин

Сильный, решительный

Думает, бежит, остался служить

Имеет активную жизненную позицию

Мужество





Костылин

Слабый, ленивый

Стонет, отстает, предает

Не рассчитывает на собственные силы

Трусость


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Две жизненные позиции в рассказе "Кавказский пленник"

Автор: Рахманова Марина Леонидовна

Дата: 26.01.2022

Номер свидетельства: 598926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Жилин и Костылин: две жизненные позиции по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»."
    ["seo_title"] => string(80) "zhilin_i_kostylin_dvie_zhizniennyie_pozitsii_po_rasskazu_l_n_tolstogho_kavkazski"
    ["file_id"] => string(6) "395827"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488117547"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства