kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жилин и Костылин: две жизненные позиции по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок нацелен на воспитание духовно-нравственной личности, умеющей сострадать, учит с честью выйти из самой трудной ситуации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жилин и Костылин: две жизненные позиции по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».»

« Жилин и Костылин: две жизненные позиции»

по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

(5 «а» класс, литература)

от 2 февраля 2017 года.

Цели урока:

Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа

Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать; с честью выйти из самой трудной ситуации, обучение культуре речевого общения и этикету.

                                            Береги платье снову, а честь смолоду. 

                                             Сам погибай, а товарища выручай.

                                                                            Пословицы.

 

                                              Ход урока

1) Орг. момент.

2) Определение темы и постановка целей.( Над каким произведением и какого автора мы с вами работаем? Какое домашнее задание у вас было? О чем мы будем с вами говорить? Итак, тема нашего урока: « Жилин и Костылин: две жизненные позиции.» Какие цели поставим, чем будем с вами заниматься?

3) Работа по теме.

Беседа.

  • Ребята, в теме урока мы с вами выделили два героя, да и до этого мы говорили, что два офицера попали в плен, а почему тогда «Кавказский пленник» , ведь пленников двое?

    Два героя рассказа - это два пути поведения в плену. Иными словами, КАЖДЫЙ "кавказский пленник" может унижаться и ждать, пока его выкупят из плена родные, а может пытаться вырваться на свободу самостоятельно. То есть, каждый человек (сам по себе, ОДИН! ) делает свой собственный выбор в жизни. А два героя нужны лишь для того, чтобы показать, к чему в итоге это может привести!                              

  •  Что общего у наших героев?

1) Служили на Кавказе.

2) Жилин и Костылин - дворяне.

3) Оба офицера русской армии, оба отправляются в отпуск попадают в плен.

  • Найдите и зачитайте портретные характеристики героев.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ.

Костылин: «... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льётся». Костылин:

«Грузный» - тяжёлый

«Толстый » - полный

«Красный» - вспотевший.

Жилин: «Невелик ростом, а удал был».

  • Сравнивая портреты героев, какое отношение возникло у вас к Жилину и Костылину. (К Костылину появилось презрение, неприязнь, от описания его внешности. Такой жалкий, ничтожный человек может быть слабым, готовым на подлый поступок. Жилин внешне обычный человек, но чувствуется в нём сила и мужество.)

Хочу обратить ваше внимание!!!!!!!

  • Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа

  • Почему Жилин хочет поехать один, а почему Костылин? Подтвердите текстом.

  • Как вели себя Жилин и Костылин во время захвата их в плен? ( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)      

  • Почему   Костылин   просит   прислать   за   него   выкуп,  а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло.

  • Как характеризует поведение героев в плену?

( Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.)

ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ

Выписать глаголы из предложенных отрывков

Хочу обратить ваше внимание!!!!!!!

Эти глаголы – антитеза, противопоставление, контраст действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.



ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ

  • Как завоевывает Жилин симпатию горцев? Найдите в тексте отрывки и зачитайте их.   

  • А чем Костылин занимается в плену? Подтвердите текстом.



РАБОТА В ПАРАХ.

  • Р.Т. стр. 105, задание5. Как характеризуют героев их действия, какими качествами обладают?



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ. 

  • А сейчас с тобой заполним табличку , чтобы  еще раз сравнить Жилина и Костылина.

 

Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Жилин

Костылин

мать

дети

горцы

Дина

Костылин

мать

дети

горцы

Дина

Жилин

Благородство

Нежность

забота

Доброта

Великодушие

любовь

Дружелюбие

Уважение

Мастерство

 

Внимательность

Забота

Нежность

благородство

Великодушие

Прощение

сострадание

Эгоизм

иждивенчество

равнодушие

Лень

неуважение

равнодушие

Предательство

иждивенчество





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.

Распределите данные словосочетания по героям и, опираясь на них, сделайте вывод.

Вывод:  Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ,



4). Рефлексия.

  • Чему учит рассказ?

  • Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

  • Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

 Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

5).Домашнее задание.

Мы  целый урок сравнивали двух героев. И теперь дома, по предложенному плану будем писать сочинение. «Жилин и Костылин: разные судьбы».

 

Сравнительная характеристика.

             План.

1. Портрет.

2. Поведение героев.

3. Речь.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношение героев.

  6. Отношение автора.

 

6).Итог. Оцените себя и друг друга, поднимите карточку, соответствующую оценке, объясните свой выбор.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Жилин и Костылин: две жизненные позиции по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Автор: Николаенко Наталья Николаевна

Дата: 26.02.2017

Номер свидетельства: 395827


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства