Данная разработка направлена на достижение цели: познакомить учащихся с новым видом фольклора русского народа докучными сказками и учить сочинять такие сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Докучные сказки. Сочинение докучных сказок"»
Цели деятельности педагога: познакомить учащихся с докучными сказками, учить отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности; сочинять сказку с опорой на особенности построения; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.
Метапредметные:
Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общие и отличие.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать свое отношение к персонаже произведений и оценивать высказывание партнера.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг с произведениями устного народного творчества; компьютер, проектор, презентация к уроку, иллюстрации солнышка на каждого ученика, рабочая тетрадь; тексты и задания на карточках, анаграммы записаны на доске, учебник литературное чтение 3 класс , I часть к УМК Л.Ф.Климановой ( « Школа России» )
ХОД УРОКА.
I .Организационный момент урока.
II.Речевая разминка. (текст написан на слайде)
1. Чтение текста жужжащим способом
Мотылек-вителек,
Принеси нам ветерок;
От ворот поворот
Гнать кораблик в ручеек.
Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.
2. Словарная работа
Стружок (струг) — речное судно.
3. Беседа
- Ребята, что вы прочитали? (Это один из жанров устного народного творчества — приговорка.)
- Когда и кто мог ее говорить? (У ручейка может бегать мальчик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая такие слова.)
4. Медленное чтение, чтение с ускорением
5. Выразительное чтение
III. Проверка домашнего задания
- Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке? (Мы читали русские народные песни.)
- Какую песенку вы выучили? (Чтение песни учащимися.)
- Какие бывают песни ? (Русские народные песни очень разнообразны. Есть колыбельные песни, песенки-потешки, заклички, шуточные и плясовые песни.)
IV.Работа по теме урока
1.Введение в тему.
- Если вы прочитаете только русские буквы, то узнаете, что вы прочитали в тексте речевой разминки.
LПSWPMVSGTUOBWSOPIVKLA ( npиговоркa.)
Приговорка - это один из жанров устного народного творчества.
— Сегодня мы ознакомимся с еще одним жанром устного народного творчества. Может быть, кто-то из вас знает, что это за жанр? Послушайте выступления ребят.
(Выходят заранее подготовленные ученики и читают наизусть или по карточкам.)
Ученик 1. Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Ученик 2. Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец.
— Что это за сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки.)
— Проверьте свое предположение. Прочитайте справа налево.
ЕЫНЧУКОД ИКЗАКС
— Как вы понимаете значение слова «докучные»? (Предположения детей.)
Докучный — наводящий скуку, докучливый.
Докучать (устар.) - надоедать, наводить скуку.
Прочитайте объяснение значения этого слова в учебнике(задание 1, с.9.)
(Слово «докука» означает «надоедливая просьба».)
2. Чтение сказки учителем
— Рассказать ли вам докучную сказочку?
— Рассказать.
— Ты говоришь: «расскажи», я говорю: «расскажи», рассказать ли вам докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: «не надо», я говорю: «не надо», рассказать ли вам докучную сказочку?
V. Физкультминутка
(Поднимает руки класс…..)
VI. Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику.
-На с.8 учебника прочитайте сказки самостоятельно. Подготовьте выразительное чтение той, которая вам больше всего понравилась. ( К первой сказке учитель включает аудиозапись.)
Работа в паре.
-Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказки. Кому и когда
-Их рассказывали? ( Докучные сказки рассказывали детям, которые надоедали взрослым
Своими просьбами рассказать им сказочку. Отсюда название «докучные сказки»- надоедливая просьба рассказать сказку).И рассказывалась они в самый разгар работы, когда было мало времени на то, чтобы выполнить желание ребёнка и рассказать ему сказку полностью).
VII. Сочинение докучной сказки
-Подумайте, чем докучная сказка отличается от обычной.
Попробуем коллективно сочинить докучную сказку.(учащиеся предлагают свои варианты сказки)
VIII. Рефлексия
-Чем занимались сегодня на уроке?
-Понравился ли вам урок?
-Какая информация вызвала наибольший интерес?
-О чём бы ещё хотели узнать?
-Кто доволен своей работой?
-У вас на столах лежат солнышки – весёлое и грустное – Выберите такое солнышко, которое соответствует вашему настроению после нашего урока.
Оценивание
Самооценка. Выставление оценок учителем
IX. Подведение итогов урока
- О каких сказках вы узнали на уроке?
- Какие особенности докучных сказок узнали? (Докучная сказка начинается, как обычная («жили-были»), но неожиданно заканчивается.)
X. Домашнее задание
Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть неожиданная концовка), записать ее в рабочую тетрадь. Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного искусства.