Просмотр содержимого документа
««Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…»»
КОНСПЕКТ
урока по литературе в 5 классе (по УМК под ред. Т.Ф.Курдюмовой)
Тема урока: «Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…»
(комментированное чтение и беседа с элементами анализа текста «Песни первой» поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
Оборудование: текст поэмы (Хрестоматия «Литература», УМК под ред.Курдюмовой издательства «Дрофа», 5 класс, ч.1 ); проектор, экран, интерактивная доска.
Цели урока
Образовательные: усвоение и запоминание текста поэмы, отработка литературоведческой терминологии: сюжет, герой, способы характеристики героя (достижение предметных результатов).
Развивающие: способы структурирования учебного материала, умение формулировать проблему, найти и переработать нужную информацию (познавательные УУД) ; составление учащимися плана своего ответа (регулятивные УУД); выразительное чтение фрагментов поэмы (коммуникативные УУД).
Воспитательные: воспитание таких качеств, как честность, смелость, преданность своим близким; формирование негативного отношения к таким качествам, как лживость, подлость, ненависть (личностные результаты) .
Ход урока
Первый этап.
Проверка качества усвоения материала прошлого урока (некоторых фактов биографии Пушкина, истории создания поэмы, Пролога). На экране портрет В.А.Жуковского с известной надписью «Победителю…»
Вопрос учителя: «Кто изображен на портрете, какова история надписи? Истолкуйте каждое ее слово.
Второй этап.
Проверка домашнего задания с одновременным усвоением нового материала. (домашнее задание – чтение первой песни поэмы.)
Беседа ведется по вопросам , данным в хрестоматии к песне первой. Обращаем внимание на то, что вопросы направлены не только на проверку знания текста, но и на формирование у учащихся УУД.
К песне первой (с.97)
Со значком 1.
1. Дела давно минувших дней,/ Преданья старины глубокой…
Эти слова стали крылатыми. Как вы думаете, они относятся только к песне первой или ко всей поэме?(Познавательные УУД: логика доказательства своей точки зрения).
Какое событие потрясло мирную жизнь князя Владимира и его семьи?? Можно ли это событие считать завязкой сюжета поэмы (см. предыдущий вопрос)
Опишите соперников Руслана. (коммуникативные УУД, умение выбрать верную форму общения). Почему в этой песне мы менее всего узнаем о Руслане?
Когда и как выбрали соперники свои пути поиска похищенной Людмилы?
Расскажите о встрече Руслана с Финном. Какова ее роль в сюжете?
Со значком 2.
1 В поэме встречаются такие характеристики: воитель смелый, крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей, храбрый,влюбленный, бледный и угрюмый, горестный, несчастный, благодарный. К какому из героев относятся эти определения? (это задание может быть выполнено письменно после того, как в тетрадях учащихся будет начерчена схема героев)
2. Какие приемы, свойственные народным сказкам, находим мы в этой песне?
Третий этап.
Выразительное чтение фрагментов песни, характеризующих героев (с.90-92). (коммуникативные УУД: формируем умение передать интонацией авторское отношение к героям: сочувствие Руслану; осуждение скоропалительного решения отца Людмилы, вызванного гневом;, насмешку над Фарлафом; легкую, снисходительную иронию над юношеским пылом Ратмира; негативное отношение к мрачному, затаившему ненависть Рогдаю; С.93. – уважение к мудрости доброте Финна).
Четвертый этап.
Структурирование нового материала урока.
Вопрос: как вы оформите в тетради выводы по информации, полученной на сегодняшнем уроке? (регулятивные УУД). Идет работа на интерактивной доске. Сравниваем несколько вариантов, обсуждаем их. Предлагаем свой вариант (см. схему). Обсуждаем достоинства такой фиксации материала. Вписываем в схему найденные в ходе урока (вопрос 2 со зн.2) цитаты-характеристики автора, дописываем свои выводы.
Домашнее задание: читать Песнь вторую, приготовить устные ответы на вопросы на стр.112-113.
Оценивание работы учащихся: оценка за активную фронтальную работу и за участие в составлении и оформлении схемы.