kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Давид Самойлов. Стихотворение "Сороковые*

Нажмите, чтобы узнать подробности

Давид Самойлов. Стихотворение "Сороковые"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Давид Самойлов. Стихотворение "Сороковые*»

Тема: Давид Самуилович Самойлов (1920- 1990).

Стихотворение «Сороковые».

Цели урока:

Обучающая: обучение творческому восприятию лирического произведения;

показать особенности тематики военной лирики;

актуализировать и углубить знания о ВОВ.

Развивающая: развивать познавательный интерес студентов, навыки научно-

исследовательской деятельности и анализа лирического произведения;

развивать творческие способности.

Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма и гражданского самосознания;

Тип занятия: Урок освоения новых знаний.

Оборудование: презентация о поэте, авторское чтение стихотворения.

1.Актуализация знаний.

Работа со слайдом «Сороковые, роковые…» (Слайд №1)

Прием «Ассоциация».

- Что вы себе представляете, когда слышите эти слова?

- А что такое война? Составьте синквейн с ключевым словом «Война».

- О чем будем говорить на занятии?

- Да, сегодня мы будем говорить о целом поколении людей сороковых. Именно строки «Сороковые, роковые» стали символом для целого поколения людей. С первых дней войны писатели и поэты вместе со своим народом встали на защиту Родины. По данным энциклопедии «Великая Отечественная война» на фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, с войны не вернулся 471 писатель. Сорок восемь поэтов погибли в возрасте от 18 до 25 лет. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были артиллеристами, пехотинцами, летчиками. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово.

2. Изучение новой темы.

1). - Ребята, внимательно прослушайте и подумайте: Какова основная мысль поэтических строф Николая Старшинова?

Солдаты мы. (Слайд №2)

И это наша слава,

Погибших и вернувшихся назад,

Мы сами рассказать должны по праву

О нашем поколении солдат

( Николай Старшинов)

(О жизни на войне лучше всего могут написать только те, кто сам там побывал, и это не просто право, а долг.)

- В этом был убежден и поэт Давид Самуилович Самойлов. (Слайд №3)

2). Выступления студентов о творчестве Д.С. Самойлова ( Презентация о поэте)

Родился 1 июня 1920 года в Москве. Настоящее имя — Давид Самуилович Кауфман. Отец — Самуил Абрамович Кауфман (1892—1957), врач. Мать — Цецилия Израилевна Кауфман (1895—1986). До войны учился в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории). Впервые был опубликован в журнале «Октябрь» в 1941 году. Воевал, был ранен, имеет награды. В 1958 году вышла первая книга стихов. В 1974 году переехал в Пярну, Эстония. Умер 23 февраля 1990 года в возрасте 69 лет. Похоронен на Лесном кладбище в Пярну. Основные произведения: «Сороковые», «Слоненок пошел учиться», «В деревне», «Цыгановы», «Давай поедем в город», «Память» и другие

Советский поэт еврейского происхождения Давид Самуилович Самойлов (Кауфман) родился в семье известного московского врача 1 июня 1920 года. Учился в МИФЛИ, а затем добровольно ушел на фронт. До этого успел опубликовать свое первое стихотворение «Охота на мамонта» (1941). За годы службы был удостоен несколько наград, в том числе ордена Красной Звезды, и пережил тяжелое ранение. К литературным произведениям того периода относятся сатиры Самойлова на Гитлера, подписанные именем «Семен Шило».

Первым послевоенным произведением Самойлова стали «Стихи о новом городе» (1948), опубликованные в «Знамени». В последующие годы поэт занимался преимущественно переводами с различных языков и написанием детских радиопьес.

Первый сборник Самойлова «Ближние страны» вышел малым тиражом в 1958 году. Несмотря на это, стихи поэта вызвали большой интерес в интеллигентной среде. Таким образом, спустя всего два года состоялись первые публичные выступления Давида Самуиловича.

За дебютным сборником вскоре последовали книги «Второй перевал» (1962), «Дни» (1970), «Весть» (1978), «Залив» (1981), «Голоса за холмами» (1985) и другие. Одной из научных литературных работ Самойлова стал его исследовательский труд «Книга о русской рифме», опубликованный в 1973 году.

Год спустя поэт переехал в Эстонию, где поселился в городе Пярну. Там он в основном занимался переводами, а также выпустил свой последний сборник «В кругу себя», состоящий из юмористических стихов.

Смерть настигла Давида Самуиловича внезапно. После выступления в драматическом театре Таллина 23 февраля 1990 года поэту неожиданно стало плохо. Почти не приходя в себя, он вскоре скончался прямо за кулисами. На тот момент Самойлову было 69 лет.

3). История создания стихотворения. (Выступление студента.)

Давид Самойлов – известный советский поэт, которому довелось пройти всю войну, от первого до последнего дня. Невзирая на все сложности фронтовой жизни, он умудрялся уделять время столь любимой им поэзии. Самойлов писал обо всём, чему был свидетелем на войне, описывал те чувства, которые ему довелось пережить. Именно поэтому его фронтовая лирика была так близка и понятна народу. Однако долгожданная победа и мирная жизнь не в состоянии были заглушить ту боль, что пронёс в своем сердце Самойлов через всю войну. Невозможно было стереть из памяти гибель молодых ребят, которым уже не довелось любить, создавать семьи, радоваться чистому небу над головой. Не в силах сдерживать в себе саднящую боль, Давид Самойлов продолжал писать о войне и в мирное время. Так, в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны, было написано его знаменитое стихотворение «Сороковые». Впервые оно было напечатано в журнале «Новый мир».

4). Слушание стихотворения «Сороковые» в исполнении автора.

Сороковые

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

_ Какие картины вы увидели, что услышали, что почувствовали?

- О чём стихотворение? Определите тему.

( О войне, о трагедии «свинцовых, пороховых лет», о юности, опалённой войной)

5). Провести лексический анализ текста.

Объясните лексическое значение слов: (Слайд №5)

Эшелонные- относящиеся к эшелону, железнодорожному составу специального назначения;

погорельцы- люди, лишившиеся жилья в результате пожара;

кочуют- часто меняют место жительства;

в замурзанной ушанке- в грязной, истрёпанной зимней солдатской шапке;

задорной- полный задора, пылкий;

мундштук- небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу;

кисет- маленький мешочек для табака;

балагурить- весело, с шутками болтать;

запало- понравилось.

3. Закрепление изученного.

1). Творческая работа.

- Попробуем создать кадры по содержанию стихотворения.

1 кадр- Рельсы. Движение эшелона.

2 кадр- Толпы кочующих погорельцев.

3 кадр- Худой, загорелый молодой человек на полустанке в ушанке и с кисетом.

4 кадр- Молодой человек с девушкой.

5 кадр- Пайка, разломанная надвое

6 кадр- Война.

2). Анализ стихотворения.

Тема. Центральная тема произведения – хроника военных лет. Автор раскрывает все ужасы военного лихолетья сквозь призму собственных воспоминаний. В страшные сороковые он был двадцатилетним юношей, полным надежд и больших планов на жизнь. Только благодаря своей молодости ему удалось не зачерстветь душой во время всех испытаний, что приготовила ему война.

Автор акцентирует внимание на основной мысли своего произведения: несмотря на все ужасы войны человек, прежде всего, должен оставаться человеком. Лирический герой не просто выжил под свистом пуль и взрывами гранат: он сохранил в себе способность чувствовать окружающий мир, наслаждаться теми минутами радости, что даровала ему судьба.

Спустя годы, превратившись в зрелого и мудрого мужчину, лирический герой удивляется, как могли смешаться в едином клубке такие понятия, как «война, беда, мечта и юность». Война и молодость не должны соприкасаться, но, если это происходит, нужно постараться уберечь свою душу, не дать ей зачерстветь. Даже на фронте можно видеть прекрасное в мелочах, искренне радоваться им.

- О чем рассказывает автор в первых двух четверостишиях?

- Во второй части в 3,4,5 четверостишиях к кому обращается автор?

- В третьей части в 6 четверостишии автор сводит повествование к обобщению, в котором сливаются воедино судьба героя и его большой родины.

Условно композицию «Сороковых» можно разделить на три части.

Первые два четверостишия раскрывают читателям картину военного времени. Тысячи погибших жизней, бесконечные эшелоны эвакуированных людей, повсюду смерть, боль и разруха.

Во второй части автор обращается к самому себе, только юному, оказавшемуся в самой гуще войны. Поэт с добротой и некоторой иронией вспоминает себя в молодости, ведь двадцать лет назад он был наивен, доверчив и при этом весьма самоуверен.

В третьей части в шестой строфе автор сводит повествование к обобщению, в котором сливаются воедино судьба героя и его большой родины. В седьмой строфе происходит повторение строк, благодаря чему композиция стиха замыкается в кольцо.

Жанр

Произведение «Сороковые» по своей жанровой принадлежности является лирическим стихотворением: его можно назвать автобиографическим монологом лирического героя.

4. Рефлексия.

- Какова идея стихотворения?

- Что изученного сегодня, на твой взгляд, самое важное? Почему?

- О чём бы ты хотел узнать больше? Почему?


5. Домашняя работа: Выучить наизусть одно стихотворение поэта (на выбор).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Давид Самойлов. Стихотворение "Сороковые*

Автор: Кабулова Шолпан Ильясова

Дата: 13.06.2021

Номер свидетельства: 583284

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Давид Самойлов. Стихотворение "Сороковые"."
    ["seo_title"] => string(39) "david_samoilov_stikhotvorenie_sorokovye"
    ["file_id"] => string(6) "583282"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1623584977"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Великая Отечественная война в стихах русских поэтов"
    ["seo_title"] => string(61) "vielikaia_otiechiestviennaia_voina_v_stikhakh_russkikh_poetov"
    ["file_id"] => string(6) "423956"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1499787819"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства