1.Организационный момент. (Цель: настроить учеников на учебную деятельность) Этап знакомства с текстом и выдвижение первичных смысловых версий индивидуально в технологической карте | Проверяет готовность учеников к уроку. - Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень. - Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. А хотите начать работать прямо сейчас? Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные). Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела. | Ученик проверяет наличие учебного материала к уроку. | П2 |
2. Проверка заданного на дом материала. (Цели: проверка усвоения мате- риала, развитие умения форму- лировать свои мысли, аргумен- тировать свое мнение) Стадия вызова «создание мотива к обучению». 3.Открытие нового знания. (Цели: Развитие умения анализировать, делать вывод; - развитие мышления и грамотной речи учащихся; Выполнение заданий на продвижение понимания. (в группах) Осмысление содержания, в ходе которого происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Физминутка. | Какие произведения К.Паустовского вы прочитали? Эпиграф. Дарить тепло другим – согреваться самому. 1.Стадия вызова. Эмоциональный настрой. Посмотрите иллюстрации. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них? Чем грозит эта метель людям? Что вам известно об этом мальчике? Приём «Ключевые слова» Запишите слова по ассоциации. Приём «Верите ли вы, что…» - Филька совершил злодейство. - Поступок Фильки отразится на жизни жителей деревни Бережки. - Мальчик сможет совершить добрый поступок и вернуть к себе любовь и доверие окружающих. Постановка цели, проблемного вопроса. Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять? Запишем тему урока. Дарить тепло другим – согреваться самому» Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб» Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло. Закончите предложение. Я думаю, что тёплым может быть…. Что?( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …) - Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих. Как вы понимаете слова эпиграфа. 2. Стадия осмысления. Приём «Чтение с остановкой» Читает учитель. Чтение с остановками «Филька нехотя встал….. потянулся к хлебу». Как вы думаете, что произойдёт дальше? «Да ну тебя!...по губам.» Что произойдёт дальше? Конь … до слов Иди копай» Что будет дальше и почему? Прочитайте притчу. Как вы думаете, какая фраза является ключевой в разговоре бабки и Фильки? ( мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.) — Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца? — Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство? Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки? Приём «Цветовые ассоциации» Если бы вы были художником, какие цвета вы бы использовали, изображая этот эпизод? «Встаньте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно глазами , используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.» Исследование по группам (или индивидуально) 1 группа Найдите пословицы и поговорки в произведении. 2 группа Назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Действительно ли , что это произведение по жанру сказка? 3 группа Запишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй характеристику Фильки. Какие качества одинаковые? Почему у Фильки не замерзло сердце? Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки? Нужно быть добрыми, отзывчивыми. Не причинять другим вреда, обиды. Отвечать за свои поступки, слова. Не бояться просить прощения, прощать. 3.Рефлексия. 1.Взаимоопрос . Приём «Тонкие и толстые вопросы» 2.Приём «Дерево предсказаний» а) Как сложится судьба главных героев? Что может Филька рассказать об этом через несколько лет? | Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников. Записывают, затем читают. Отвечают. Слушают ответы одноклассников. Высказывают свою точку зрения. Записывают тему в тетрадь. Выполняют задания, слушают ответы одноклассников. Читают эпиграф, анализируют. Слушают текст, высказывают свои предположения. Читают притчу. Отвечают на вопросы. Делают записи в дневнике. Отвечают. Работают с текстом, затем рассказывают о выполненной работе. Оцениваю работу одноклассников. Отвечают. Проводят взаимоопрос. | П1 К2 Р4 П1 К2 К2 ПР2 Р4 П1 К2 К1 К2. П3 ПР3 К2 ПР3 К2 Р4 Л1 |
6. Рефлексия (Цели: определение, что усвоено учащимися, что вызвало за- труднения, что привлекло внимание детей). Оценка эффективности урока. Приём «Градусник» 7. Домашнее задание (Цель: организация самостоя- тельной работы учащихся, творческой работы учащихся). | Продолжите предложения: Сегодня я познакомился (узнал)… Самым интересным для меня.. Мне непонятно… Я ещё хотел бы узнать… Давайте с вами составим Поляну доброты. ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТА - Давайте составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. - Оцените урок, используя приём «Градусник» Домашнее задание: Нарисовать обложку сказки»Тёплый хлеб». Написать письмо Фильке. | Продолжают предложения Составляют правила, наклеивают на плакат «Поляна доброты», комментируют написанное. Оценивают урок Записывают задание в дневник | П2 |