Урок литературы в 10 классе Тема:"Да святится имя твое" (Тема любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет").
Жизнь неуловима в понятиях, она богаче понятия,поэтому познать жизнь можно не через слово, а через переживания, интуицию, любовь, веру.
(Гегель)
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. № 2, op. 2. LargoAppassionato Бетховена.
Цели:
1. На примере произведения А.И. Куприна "Гранатовый браслет" показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком.
2. Совместно с учащимися проанализировать процесс "пробуждения" человека. Выявить авторскую позицию, сформулировать собственную точку зрения.
3. Развивать филологическое мышление учащихся. Формировать эстетическое восприятие произведения, используя различные виды искусства: литературу, музыку, произведения живописи.
Ход урока:
На экране проецируется 1 слайд - дача Шеиных на фоне осеннего пейзажа. Учитель литературы читает финальные строки повести: "Вера Николаевна вернулась домой поздно вечером и была рада, что не застала дома ни мужа, ни брата. Зато её дожидалась пианистка Женни Рейтер. "Женни, милая, сыграй для меня что-нибудь",- почти закричала Вера. Женни начала играть (звучит соната Бетховена.На её фоне записано последнее обращение Желткова, которое в мыслях слышит Вера) иВера с первых же аккордов узнала это исключительное, единственное по глубине произведение… Учитель после завершения фонограммы дочитывает: "Он меня простил. Теперь всё хорошо",- вся в слезах проговорила Вера. Так заканчивается великое произведение Александра Ивановича Куприна "Гранатовый браслет", главной героиней которого является уже известная нам княгиня Вера Шеина.
Нам с вами предстоит выяснить, о каком прощении говорит Вера. А для этого обратимся к произведению и вспомним основные события, предшествующие этой фразе. Беседа с учащимися перемежается работой с текстом произведения, основные ключевые моменты сопровождаются презентацией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Да святится имя твое» »
КГУ « ОСШГ имени Н.А.Островского»
Урок литературы
10 класс
на тему:
Да святится имя твое" (Тема любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет").
Учитель русского языка и литературы
Каирсынова Людмила Аюповна
2015 год
Урок литературы в 10 классе Тема: "Да святится имя твое" (Тема любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет").
Жизнь неуловима в понятиях, она богаче понятия, поэтому познать жизнь можно не через слово, а через переживания, интуицию, любовь, веру. (Гегель)
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. № 2, op. 2. LargoAppassionato Бетховена.
Цели: 1. На примере произведения А.И. Куприна "Гранатовый браслет" показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком. 2. Совместно с учащимися проанализировать процесс "пробуждения" человека. Выявить авторскую позицию, сформулировать собственную точку зрения. 3. Развивать филологическое мышление учащихся. Формировать эстетическое восприятие произведения, используя различные виды искусства: литературу, музыку, произведения живописи.
Ход урока:
На экране проецируется 1 слайд - дача Шеиных на фоне осеннего пейзажа. Учитель литературы читает финальные строки повести: "Вера Николаевна вернулась домой поздно вечером и была рада, что не застала дома ни мужа, ни брата. Зато её дожидалась пианистка Женни Рейтер. "Женни, милая, сыграй для меня что-нибудь",- почти закричала Вера. Женни начала играть (звучит соната Бетховена. На её фоне записано последнее обращение Желткова, которое в мыслях слышит Вера) и Вера с первых же аккордов узнала это исключительное, единственное по глубине произведение… Учитель после завершения фонограммы дочитывает: "Он меня простил. Теперь всё хорошо",- вся в слезах проговорила Вера. Так заканчивается великое произведение Александра Ивановича Куприна "Гранатовый браслет", главной героиней которого является уже известная нам княгиня Вера Шеина. Нам с вами предстоит выяснить, о каком прощении говорит Вера. А для этого обратимся к произведению и вспомним основные события, предшествующие этой фразе. Беседа с учащимися перемежается работой с текстом произведения, основные ключевые моменты сопровождаются презентацией.
Работа по восприятию текста: - Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский курорт, осень, сентябрь) -Произведение начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. (Ученик читает фрагмент текста.) - Какую роль в произведении играет первая глава? Какое настроение создает пейзаж? (Первая глава является вступлением. Содержание ее готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: "Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб". Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: "Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья". Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шейной, жены предводителя дворянства.)
- Как автор выявляет это душевное состояние Веры?(Он проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада).
- Найдите и прочитайте описание (вторая глава). (Ученик читает фрагмент текста.) - Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов: "Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу..." - Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада? - Какую цель преследовал автор? (Показать, что душа Веры пребывает в состоянии дремы. "И Вера была строго проста, со всеми холодна ... любезна, независима и царственно спокойна".) - Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 17 сентября. Куприн пишет: "Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного". Что же "счастливо-чудесное" произошло в этот день? (Вера получила подарки: от мужа, от сестры Анны и от человека с инициалами Г. С.Ж., а еще у Веры появилось предчувствие чего-то неприятного. Желтков разрушил "царское спокойствие" Веры.) - Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее? (Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.) (Ученики рассуждают о предчувствиях героини: 13 гостей; зачитывают описание подарка; и выясняют впечатление от увиденного: "точно кровь!" - подумала с тревогой Вера.) - Что мы узнали о браслете из письма Желткова? ("По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...") - Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова? - Остановимся на письме Желткова Вере. Читаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо? - Сравним его письмо с письмом - признанием в любви, помещенным в юмористическом семейном альбоме Шейных. Как воспринимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры, девятая глава). - Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере? - Как относятся к любви эти два человека? А Вера? - Способен ли князь Шеин глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа?(Аносов о Васе.) Как относится князь Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом!) - Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову? - Как он рассуждает о любви? - Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры? - Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова? ("Безумец; может быть, это просто ненормальный малый, маниак, почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины") - Далее все происходящее обостряет осознание Верой исключительности прошедшей мимо нее любви, вплоть до предчувствия близкой смерти Желткова. Обратимся к эпизоду встречи князя Шеина и Николая Николаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова. - Прочитайте вслух слова признания в любви Желткова в десятой главе и последнее письмо Желткова к Вере. - Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? "Что это: любовь или сумасшествие?" (Для доказательства приводим слова князя Шеина (десятая глава): "Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо..."и т. д. до слов: "я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать" (одиннадцатая глава). "Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим"!) - Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (двенадцатая глава). Обратимся к этому эпизоду. Прочитаем вслух со слов: "В комнате пахло ладаном..." до конца главы. (Ученик читает фрагмент текста.) - Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало "впечатление смерти" или есть другая причина? (Она поняла, что "мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет".) - Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты номер два, как бы донесшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание. - Почему Желтков "заставил" Веру слушать именно это бетховенское произведение? - Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры? (Да. Ответное чувство Веры состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки, пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.) Учитель: Да, любовь люди воспевали во все времена, на всех языках мира. О любви писали раньше, пишут сейчас и будут писать в будущем. Перед вами несколько высказываний об этом удивительном чувстве. Какое из них наиболее соответствует вашему представлению о любви? Прочтите их и постарайтесь высказать свою точку зрения. Как их можно соотнести с эпиграфом? (Заслушиваются мнения ребят.) ўПервый признак любви - благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас с предметом нашей страсти.(Блез Паскаль). Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца.(Виктор Гюго) ў У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. (К. Г. Паустовский) ўЛюбовь - это чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя. (А.И. Куприн)
Итог. Рефлексия. Оценки за урок. Домашнее задание: подготовиться к сочинению на одну из предложенных тем. Темы развёрнутых ответов на ? 1. Хочу поделиться мыслями о прочитанном рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет". 2. "... Что это было: любовь или сумасшествие?" (По рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет".) 3. Любовь в произведениях А.И. Куприна («Суламифь», «Олеся») 4. Чтение рассказа «Поединок», план, портреты героев: Назанский, Ромашов, Шурочка.