kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Да святится имя твое»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 10 классе
Тема:"Да святится имя твое" (Тема любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет").

Жизнь неуловима в понятиях, она богаче понятия,поэтому познать жизнь можно не через слово, а через переживания, интуицию, любовь, веру.
(Гегель)

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. № 2, op. 2. LargoAppassionato Бетховена.

Цели:
1. На примере произведения А.И. Куприна "Гранатовый браслет" показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком.
2. Совместно с учащимися проанализировать процесс "пробуждения" человека. Выявить авторскую позицию, сформулировать собственную точку зрения.
3. Развивать филологическое мышление учащихся. Формировать эстетическое восприятие произведения, используя различные виды искусства: литературу, музыку, произведения живописи
.

Ход урока:

На экране проецируется 1 слайд - дача Шеиных на фоне осеннего пейзажа. Учитель литературы читает финальные строки повести: "Вера Николаевна вернулась домой поздно вечером и была рада, что не застала дома ни мужа, ни брата. Зато её дожидалась пианистка Женни Рейтер. "Женни, милая, сыграй для меня что-нибудь",- почти закричала Вера. Женни начала играть (звучит соната Бетховена.На её фоне записано последнее обращение Желткова, которое в мыслях слышит Вера) иВера с первых же аккордов узнала это исключительное, единственное по глубине произведение…
Учитель после завершения фонограммы дочитывает: "Он меня простил. Теперь всё хорошо",- вся в слезах проговорила Вера. Так заканчивается великое произведение Александра Ивановича Куприна "Гранатовый браслет", главной героиней которого является уже известная нам княгиня Вера Шеина.
Нам с вами предстоит выяснить, о каком прощении говорит Вера. А для этого обратимся к произведению и вспомним основные события, предшествующие этой фразе.
Беседа с учащимися перемежается работой с текстом произведения, основные ключевые моменты сопровождаются презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Да святится имя твое» »

КГУ « ОСШГ имени Н.А.Островского»



Урок литературы

10 класс


на тему:

Да святится имя твое" (Тема любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет").








Учитель русского языка и литературы

Каирсынова Людмила Аюповна









2015 год

Урок литературы в 10 классе
Тема: "Да святится имя твое" (Тема любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет").

Жизнь неуловима в понятиях, она богаче понятия, поэтому познать жизнь можно не через слово, а через переживания, интуицию, любовь, веру.
(Гегель)

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. № 2, op. 2. LargoAppassionato Бетховена.

Цели:
1. На примере произведения А.И. Куприна "Гранатовый браслет" показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком.
2. Совместно с учащимися проанализировать процесс "пробуждения" человека. Выявить авторскую позицию, сформулировать собственную точку зрения.
3. Развивать филологическое мышление учащихся. Формировать эстетическое восприятие произведения, используя различные виды искусства: литературу, музыку, произведения живописи
.

Ход урока:

На экране проецируется 1 слайд - дача Шеиных на фоне осеннего пейзажа. Учитель литературы читает финальные строки повести: "Вера Николаевна вернулась домой поздно вечером и была рада, что не застала дома ни мужа, ни брата. Зато её дожидалась пианистка Женни Рейтер. "Женни, милая, сыграй для меня что-нибудь",- почти закричала Вера. Женни начала играть (звучит соната Бетховена. На её фоне записано последнее обращение Желткова, которое в мыслях слышит Вера) и Вера с первых же аккордов узнала это исключительное, единственное по глубине произведение…
Учитель после завершения фонограммы дочитывает: "Он меня простил. Теперь всё хорошо",- вся в слезах проговорила Вера. Так заканчивается великое произведение Александра Ивановича Куприна "Гранатовый браслет", главной героиней которого является уже известная нам княгиня Вера Шеина.
Нам с вами предстоит выяснить, о каком прощении говорит Вера. А для этого обратимся к произведению и вспомним основные события, предшествующие этой фразе.
Беседа с учащимися перемежается работой с текстом произведения, основные ключевые моменты сопровождаются презентацией.

Работа по восприятию текста:
- Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский курорт, осень, сентябрь)
-Произведение начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. (Ученик читает фрагмент текста.)
- Какую роль в произведении играет первая глава? Какое настроение создает пейзаж? (Первая глава является вступлением. Содержание ее готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: "Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб".
Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: "Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья". Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шейной, жены предводителя дворянства.)

- Как автор выявляет это душевное состояние Веры?(Он проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада).

- Найдите и прочитайте описание (вторая глава). (Ученик читает фрагмент текста.)
- Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов: "Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу..."
- Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада?
- Какую цель преследовал автор?
(Показать, что душа Веры пребывает в состоянии дремы. "И Вера была строго проста, со всеми холодна ... любезна, независима и царственно спокойна".)
- Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 17 сентября. Куприн пишет: "Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного". Что же "счастливо-чудесное" произошло в этот день?
(Вера получила подарки: от мужа, от сестры Анны и от человека с инициалами Г. С.Ж., а еще у Веры появилось предчувствие чего-то неприятного. Желтков разрушил "царское спокойствие" Веры.)
- Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее? (Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.) (Ученики рассуждают о предчувствиях героини: 13 гостей; зачитывают описание подарка; и выясняют впечатление от увиденного: "точно кровь!" - подумала с тревогой Вера.)
- Что мы узнали о браслете из письма Желткова?
("По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...")
- Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?
- Остановимся на письме Желткова Вере. Читаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо?
- Сравним его письмо с письмом - признанием в любви, помещенным в юмористическом семейном альбоме Шейных. Как воспринимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры, девятая глава).
- Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере?
- Как относятся к любви эти два человека? А Вера?
- Способен ли князь Шеин глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа?(Аносов о Васе.) Как относится князь Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом!)
- Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову?
- Как он рассуждает о любви?
- Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры?
- Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова?
("Безумец; может быть, это просто ненормальный малый, маниак, почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины")
- Далее все происходящее обостряет осознание Верой исключительности прошедшей мимо нее любви, вплоть до предчувствия близкой смерти Желткова. Обратимся к эпизоду встречи князя Шеина и Николая Николаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова.
- Прочитайте вслух слова признания в любви Желткова в десятой главе и последнее письмо Желткова к Вере.
- Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? "Что это: любовь или сумасшествие?"
(Для доказательства приводим слова князя Шеина (десятая глава): "Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо..."и т. д. до слов: "я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать" (одиннадцатая глава). "Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим"!)
- Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (двенадцатая глава). Обратимся к этому эпизоду. Прочитаем вслух со слов: "В комнате пахло ладаном..." до конца главы. (Ученик читает фрагмент текста.)
- Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало "впечатление смерти" или есть другая причина?
(Она поняла, что "мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет".)
- Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты номер два, как бы донесшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.
- Почему Желтков "заставил" Веру слушать именно это бетховенское произведение?
- Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?
(Да. Ответное чувство Веры состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки, пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)
Учитель: Да, любовь люди воспевали во все времена, на всех языках мира. О любви писали раньше, пишут сейчас и будут писать в будущем. Перед вами несколько высказываний об этом удивительном чувстве. Какое из них наиболее соответствует вашему представлению о любви? Прочтите их и постарайтесь высказать свою точку зрения. Как их можно соотнести с эпиграфом? (Заслушиваются мнения ребят.)
ўПервый признак любви - благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены,
и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас
с предметом нашей страсти.
(Блез Паскаль).
Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца.(Виктор Гюго)
ў У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. (К. Г. Паустовский)
ўЛюбовь - это чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя. (А.И. Куприн)

Итог. Рефлексия. Оценки за урок.
Домашнее задание:
подготовиться к сочинению на одну из предложенных тем. Темы развёрнутых ответов на ?
1. Хочу поделиться мыслями о прочитанном рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет".
2. "... Что это было: любовь или сумасшествие?" (По рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет".) 3. Любовь в произведениях А.И. Куприна («Суламифь», «Олеся») 4. Чтение рассказа «Поединок», план, портреты героев: Назанский, Ромашов, Шурочка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Да святится имя твое»

Автор: Каирсынова Людмила Аюповна

Дата: 05.03.2015

Номер свидетельства: 182405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) ""Да святится имя твое..." ( Урок по творчеству А. Куприна) "
    ["seo_title"] => string(55) "da-sviatitsia-imia-tvoie-urok-po-tvorchiestvu-a-kuprina"
    ["file_id"] => string(6) "146497"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419183168"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Презентация к сценарию для регионального конкурса  "Да святится Имя Твое". "Жизнь Иисуса Христа""
    ["seo_title"] => string(106) "priezientatsiia-k-stsienariiu-dlia-rieghional-nogho-konkursa-da-sviatitsia-imia-tvoie-zhizn-iisusa-khrista"
    ["file_id"] => string(6) "324458"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1462472662"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Живи с молитвой, доброе дитя!"
    ["seo_title"] => string(32) "zhivi_s_molitvoi_dobroie_ditia_1"
    ["file_id"] => string(6) "431793"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1507668558"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "День Святого Николая 1-2 классы"
    ["seo_title"] => string(32) "den_sviatogo_nikolaia_1_2_klassy"
    ["file_id"] => string(6) "597883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1642317348"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Женщина, пред именем твоим...""
    ["seo_title"] => string(30) "zhienshchinapriedimieniemtvoim"
    ["file_id"] => string(6) "317003"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460225021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства