Урок №3
Слайд 2
Тема урока:
«Чудеса надо делать своими руками!»
Слайд 3
Цель:
вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым.
Задачи:
1.обучать умению анализировать текст художественного произведения, по ключевым эпизодам и словам составлять характеристику главных героев произведения;
2. вызвать эмоциональные чувства от восприятия художественного слова;
3. развивать навыки работы с текстом, учить думать, обобщать, делать выводы и сопоставления;
4. подвести к выводу, что любой человек способен на высокие чувства и поступки;
Слайд 4
Эпиграф:
Благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
(А.Грин)
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственно.
(Платон)
Оборудование:
- проектор
- экран
Иллюстрированный материал:
- компьютерная презентация
Ход урока.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная
Методы: исследование и дискуссия, слово учителя, опрос.
I Организационный момент.
1 Приветствие.
2 Проверка готовности учащихся к уроку.
II Работа с классом.
1 Слово учителя.
Слайд 5
Начинается урок с чтения стихотворения Бориса Чичибабина «Памяти Грина»
( стихотворение читается под музыку Грига «Утро»):
Шесть русских прозаиков, которых бы
Взял бы с собой в пустыню, это:
Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов,
Пришвин и – Александр Грин.
Какой мне юный мир на старость лет
Подарен!
Кто хочешь, приходи - поделим
Пополам.
За верность детским снам о как я благодарен
Бегущей по волнам и Алым парусам…
Сегодняшний наш урок называется так неслучайно. Мы продолжаем работать с произведением, которое не разрушает веру в человека, а поддерживает чувство собственного достоинства, пробуждает стремление к счастью, любви, к действию, к осмыслению ценностей жизни.
Давайте обратимся к нашему произведению и попробуем понять «нехитрую истину»: действительно ли нужно делать так называемые чудеса своими руками?».
- Итак, мудрый Эгль подарил девочке мечту, в которую она поверила всей душой. Она поделилась ею с отцом. Отныне она часто обращала свой взор в сторону моря – в надежде увидеть алые паруса.
Мы уже знаем, что в произведении есть родственная душа Ассоль. Это Грей.
Слайд 6
- Что роднит их души?
(У него тоже есть мечта.)
Учитель:
Следующую нашу остановку мы сделаем в доме Грэя.
- Какие чувства вы испытывали, когда читали книгу?
(Чувства: радость, удивление, огорчение, отвращение, жалость, восторг, гнев, грусть, нежность, веселье, надежда, разочарование, чувство ожидания, восхищение, ликование.)
Учитель:
Слайд 7
Если предыдущий урок был посвящен жизни Ассоль, то сейчас мы обратимся к образу Грэя. Сосредоточим внимание на главе II «Грэй».
Слайд 8
- Хотелось бы вам дружить с таким человеком, каким был Грэй в детстве?
- Какие поступки героя, совершенные в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника беззащитных?
Слайд 9
1) «...Он вынул гвозди из окровавленных рук Христа, то есть попросту замазал их голубой краской, похищенной у маляра». «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь».
2) «—Я выпью его, — сказал однажды Грэй, топнув ногой.
— Вот храбрый молодой человек! — заметил Польдишок. — Ты выпьешь его в раю?
— Конечно. Вот рай!.. Он у меня, видишь? — Грэй тихо засмеялся, раскрыв свою маленькую руку. Нежная, но твердых очертаний ладонь озарилась солнцем, и мальчик сжал пальцы в кулак. — Вот он, здесь!.. То тут, то опять нет...»
3) «Грэй замер. В то время, как другие женщины хлопотали около Бетси, он пережил ощущение острого чужого страдания, которое не мог испытать сам.
— Очень ли тебе больно? — спросил он.
— Попробуй, так узнаешь, — ответила Бетси, накрывая руку передником.
Нахмурив брови, мальчик вскарабкался на табурет, зачерпнул длинной ложкой горячей жижи (сказать кстати, это был суп с бараниной) и плеснул на сгиб кисти. Впечатление оказалось не слабым, но слабость от сильной боли заставила его пошатнуться. Бледный как мука Грэй подошел к Бетси, заложив горящую руку в карман штанишек.
- Мне кажется, что тебе очень больно, — сказал он, умалчивая о своем опыте. - Пойдем, Бетси, к врачу. Пойдем же!
Он усердно тянул ее за юбку, в то время как сторонники домашних средств наперерыв давали служанке спасительные рецепты. Но девушка, сильно мучаясь, пошла с Грэем. Врач смягчил боль, наложив перевязку. Лишь после того, как Бэтси ушла, мальчик показал свою руку».
4) «Однажды он узнал, что Бетси не может выйти замуж за конюха Джима, ибо у них нет денег обзавестись хозяйством. Грэй разбил каминными щипцами свою фарфоровую копилку и вытряхнул оттуда все, что составляло около ста фунтов. Встав рано, когда бесприданница удалилась на кухню, он прокрался в ее комнату и, засунув подарок в сундук девушки, прикрыл его короткой запиской: „Бетси, это твое. Предводитель шайки разбойников Робин Гуд“».
5) «Ему шел уже двенадцатый год, когда все намеки его души, все разрозненные черты духа и оттенки тайных порывов соединились в одном сильном моменте и, тем получив стройное выражение, стали неукротимым желанием. До этого он как бы находил лишь отдельные части своего сада — просвет, тень, цветок, дремучий и пышный ствол — во множестве садов иных, и вдруг увидел их ясно, все — в прекрасном, поражающем соответствии.
6) Какую роль сыграла в судьбе Грея картина, висящая над дверью библиотеки? Что на картине особенно восхитило Грэя? Давайте зачитаем.
Это случилось в библиотеке.
Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки.
Слайд 10
Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала».
Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу
содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина
изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены
стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета. Корабль
шел прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт.
Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской
птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакборта и выше
бугшприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад,
чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно
к новым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый
свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее
была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Она
выражала все положение, даже характер момента. Поза человека (он расставил
ноги, взмахнув руками) ничего собственно не говорила о том, чем он занят, но
заставляла предполагать крайнюю напряженность внимания, обращенного к
чему-то на палубе, невидимой зрителю. Завернутые полы его кафтана трепались
ветром; белая коса и черная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство
костюма выказывало в нем капитана, танцующее положение тела -- взмах вала;
без шляпы, он был, видимо, поглощен опасным моментом и кричал -- но что?
Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой
галс или, заглушая ветер, звал боцмана? Не мысли, но тени этих мыслей
выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину. Вдруг показалось ему, что
слева подошел, став рядом, неизвестный невидимый; стоило повернуть голову,
как причудливое ощущение исчезло бы без следа. Грэй знал это. Но он не
погасил воображения, а прислушался. Беззвучный голос выкрикнул несколько
отрывистых фраз, непонятных, как малайский язык; раздался шум как бы долгих
обвалов; эхо и мрачный ветер наполнили библиотеку. Все это Грэй слышал
внутри себя. Он осмотрелся: мгновенно вставшая тишина рассеяла звучную
паутину фантазии; связь с бурей исчезла.
Грэй несколько раз приходил смотреть эту картину. Она стала для него
тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В
маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. Он сжился с ним,
Учитель:
Первые четыре события были такими событиями, в которых Грэй совершал какие-то действия, поступки во внешнем мире. Пятое событие — встреча с картиной — важнейшее событие внутреннего характера, которое направляет все движения души в одно русло. Грэй сумел установить «связь с бурей», своим воображением он словно бы оживил картину, очутился внутри ее.)
Текст Грина:
«Не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину. Вдруг показалось ему, что подошел слева, встав рядом, неизвестный невидимый; стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло бы без следа. Грэй знал это. Но он не погасил воображение, а прислушался. Беззвучный голос выкрикнул несколько отрывистых фраз, непонятных, как малайский язык; раздался шум как бы долгих обвалов; эхо и мрачный ветер наполнили библиотеку. Все это Грэй слышал внутри себя. Он осмотрелся: мгновенно вставшая тишина рассеяла звучную паутину фантазии; связь с бурей исчезла».
Учитель:
( Подчеркнем: «Но он не погасил воображение, а прислушался». Мир может одарить человека приближением к чуду, но войти в него или остаться на твердом берегу рассудочности — решает сам человек. Это и есть важнейший внутренний поступок, тот душевный шаг, который сформировал сознание Грэя. Именно об этом он потом писал в письме к матери: «Я знаю. Но если бы ты видела, как я; посмотри моими глазами. Если бы ты слышала, как я; приложи к уху раковину: в ней шум вечной волны; если бы ты любила, как я — все в твоем письме я нашел бы, кроме любви и чека, — улыбку...».)
Учитель:
- Почему именно фигура капитана, изображенного на картине, стала воплощением жизненного идеала Грэя?
«В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана. Он был судьбой, душой и разумом команды. Его характер определял досуги и работу команды. Сама команда подбиралась им лично и во многом отвечала его наклонностям. Он знал привычки и семейные дела каждого человека. Он обладал в глазах подчиненных магическим знанием...»
Учитель:
Слайд 11
- Что можно сказать о характере мальчика? Почему он решает стать капитаном?
- К чему привела в итоге встреча с картиной? Что случилось, когда Грэю шел пятнадцатый год?
( Первая история с картиной изображает главное в характере Грея – активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдания. Эпизод с картиной, висевшей в библиотеке, указывает на богатое воображение мальчика, умеющего услышать, почувствовать, пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление определило его судьбу: Грэй решил стать капитаном. И в 15 лет он уходит из дома, 5 лет плавает юнгой, а затем приобретает свой корабль.)
Учитель:
- Как представлял он себе профессию капитана?
(«Никакая профессия, кроме этой, не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья. Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни…»
Учитель:
- Какую речь приготовил для Грэя капитан «Ансельма»? Удалось ли ему произнести эту речь? Почему?
- Какой представляла овдовевшая мать жизнь Грэя-капитана?
Учитель:
Слайд 12
- Какую характеристику своему капитану дает матрос Летика?
("Первый раз плаваю с таким капитаном: капитан дельный, но непохожий. Загвоздистый капитан. Впрочем, люблю его".)
Учитель:
- Можно ли назвать Грэя романтическим героем?
(Да, можно. Он с детства живет в особенном, добром и прекрасном мире, который строит сам. Его активная позиция борца за чудеса, создаваемые своими руками, замечательна. Главная его черта – это доброжелательное отношение к людям, умение добиться их расположения, любви, желание понять других, сделать их счастливее. Это не герой одиночка, противопоставленный остальным. Наоборот, всему лучшему он научился у людей.)
Учитель:
Слайд 13
умение сопереживать чужому горю;
воля сильная, ставит цели – достигает их;
сострадание, доброта;
у него был свой мир, каков он;
живет мечтой о море – и в 15 лет покидает дом и, переодевшись, становится юнгой на корабле «Ансельм»;
идет к цели стать капитаном – со стиснутыми зубами и побледневшим лицом…;
сам сделал свою судьбу.
Составление синквейна.
- Давайте попробуем составить синквейны об Ассоль и Грее. Девочки напишут об Ассоль, а мальчики – о Грее.
Дети зачитывают составленные синквейны.
Учитель:
- Итак, мы проследили судьбу героев повести «Алые паруса» Ассоль и Грея. Чем близки эти герои? Что общего можно найти в героях, их жизни?
Слайд 14
Во-первых, как мы уже сказали, они оба были одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.
Во-вторых, они понимают и любят все живое на земле, близки к природе.
В-третьих, Ассоль и Грей добры и бескорыстны.
В-четвертых, они трудолюбивы, и наконец, оба они верят в мечту.
Итак, сама судьба свела героев. Вспомним тревожное чувство Грея накануне первой встречи с Ассоль вечером и радостное пробуждение утром:
«С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрывы берега среди ярких ветвей и пылающую синюю даль…».
Учитель:
- Что же ведет их друг к другу?
(Мечта, они могут мечтать, верят в мечту.)
Учитель:
Теперь мы сделаем остановку в Лиссе.
- Как вы думаете, случайно ли произошла встреча Ассоль и Артура Грея?
(Нет. Сама судьба свела героев. Тревожное чувство теснило грудь Грэя, «его как бы позвал кто-то». Ассоль неожиданно услышала «нечто, подобное отдалённому зову», и это привело её на берег.)
Учитель:
- Когда пересекаются судьбы героев?
(Ассоль 17 лет, Грею 24 года. Случилось как в сказке: шел и нашел свою принцессу.)
Учитель:
Слайд 15
- Как произошла встреча Ассоль с Грэем?
Слайд 16
- Какой увидел Грей спящую Ассоль?
- Какие чувства испытывает герой?
(Проснулось сильное чувство – любовь с первого взгляда.)
Слайд 17
Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами – с душой.
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.
Как сладкое в душе воспоминанье,
Как милый свет родной звезды твоей,
Какое-то влечёт очарованье
К её ногам и под защиту к ней.
Слайд 18
Учитель:
- Почему Грей дал о себе знать столь необычным образом?
(Романтическая натура, Грею свойственно стремление к прекрасному, чудесному, необычному.)
Учитель:
- Что значит кольцо для девушки? Как Ассоль отреагировала на его неожиданное появление?
(Для нее кольцо – знак близкого счастья. Этот факт вселяет уверенность в скорое предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами. Но теперь она не говорит о своем счастье даже отцу. Скажешь – улетит мечта, уйдет очарование. Она сбережет их в своем сердце.)
Учитель:
- Где Грэй узнал историю про «Корабельную Ассоль»?
(В трактире Меннерса)
Учитель:
- Почему Грэю захотелось воплотить в жизнь предсказание Эгля?
(Он видел Ассоль, любовался ею, понял ее одиночество и отверженность. Он чувствует душевное родство с этой девушкой.)
Учитель:
- Каким образом Артур Грей претворяет мечту девушки в жизнь? Почему он это делает?
(Он умел в обыкновенном увидеть необычное и заставить поверить в это. Грей творит свою сказку, поэтому находит счастье и несет его другим.)
Учитель:
- Давайте вспомним, как Грэй выбирает ткань для парусов. Какую ткань он выбрал?
Какие ассоциации вызывает у вас алый цвет? Назовите цветовой ряд, характеризующий все оттенки цветов ткани, предлагаемой Грею для парусов.
Слайд 19
(Работа со словом: пурпурный, красный, бледный розовый, розовый тёмный, густые закипи вишнёвых, оранжевых, мрачно-рыжих тонов. – синонимы.
Использование синонимов – еще один стилистический прием, ведущий к более глубокому осмыслению идеи произведения и особенностей творчества писателя.)
Учитель:
- Какой же цвет выбрал Грэй для парусов любви и счастья? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно могли бы выразить назначение алых парусов.
(“Совершенно чистый, полный благородного веселья и царственности цвет, гордый цвет» «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения.”)
Учитель:
- Как назывался трехмачтовый галиот, купленный Грэем? Случайно ли название шхуны «Секрет»? Какую «нехитрую истину» открыл для себя Артур Грэй и поделился ею со своим помощником Пантеном?
(Когда корабль с алыми парусами приближается к Каперне, Грэй рассказывает своим товарищам одну нехитрую истину – раскрывает главный секрет: Слайд 20
«...я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».)
Учитель:
- Как вы понимаете слова Грэя?
Учитель:
Слайд 21
- И вот уже наяву видит Ассоль АЛЫЕ ПАРУСА.
(Вот и дождалась своего счастья Ассоль: на рассвете трогательная девочка, боясь, что ее не заметят, кричит: «Я здесь! Я здесь!» - и бежит навстречу шлюпке по воде.
«Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла».
Учитель:
-Какие чувства испытывает девушка? Найдите подтверждение в тексте, зачитайте.
(«Она вздрогнула, откинулась, замерла», «Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю», «остановилась почти без сил» - потрясение.)
Учитель:
- Необычное состояние героини автор передает фразой:"Счастье сидело в ней… ”. Продолжите фразу (пушистым котенком). Как называется это средство выразительности?
(Метафора.)
Учитель:
- Что означает эта метафора?
(Сердце сжалось от счастья, затрепетало от радости.)
Учитель:
- Заслуживает ли Ассоль то счастье, ту любовь, которые дарит ей Грин в лице капитана Грэя?
(Да, так как Ассоль всегда верила и никогда не пыталась предать свою мечту).
Учитель:
- А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?
(Обращаем внимание на угрюмую тревогу, злобный испуг: «Сдавленно, змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины».
«Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась совсем одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо».)
Слайд 22
Учитель:
- Итак, герои встречаются. Грэй говорит девушке: «Вот я пришел. Узнала ли ты меня?»
Учитель:
- А какие слова произносит Ассоль?
( Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?)
Учитель:
Слайд 23
После этих слов за героев можно быть спокойными. Они обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для связи с другими людьми, в нем есть любовь, добро и благодарность. Последняя сцена - это торжество Алых парусов над пошлостью, приземленностью, торжествует мечта над серостью, обыденностью, торжествует любовь над ненавистью, страхом.
Учитель:
- Каким должен быть человек, который умеет делать чудеса? Вот что сказал Польдишок в винном погребе: «Нужно одной ногой стоять на земле, другой – на небе». Как вы понимаете это выражение?
(С одной стороны, уметь мечтать, иметь «летящую душу», с другой – уметь осуществить мечту, а для этого нужны решительность, сила воли, твердый характер, и целеустремленность, и знания, и опыт.)
Учитель:
Слайд 24
- Ребята, а вам не показалось, что алые паруса вошли в жизнь не только девочки Ассоль, но и всех тех, кто прочитал эту повесть?
Такова сила искусства. Мы сопереживали героине, нам было больно за нее.
Автор радуется за героев, потому что их мечта сбылась, герои обрели счастье, которого так долго ждали.
В финале повести вновь море, корабль с алыми парусами. Символом чего являются алые паруса?
(Алые паруса – символ сбывшейся мечты, чуда, созданного собственными руками.
Алый цвет – символ любви, сильного и прекрасного чувства.)
Учитель:
- Ассоль говорит, что у каждого человека есть мечта (текст). А Грин своей повестью-сказкой говорит: «Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя»
Нужно верить своей мечте, нужно делать чудеса своими руками. Нужно приносить счастье другим людям, потому что, “стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.” (Платон)
Учитель:
Вывод.
- Как вы думаете, только ли ради этой прекрасной истории написал свое произведение А. Грин?
Нет, не только, наверное, ради ключевых строк повести о чудесах, которые делаются «своими руками… Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим, значит, владеть всем».
- Как вы понимаете эти слова? Согласитесь ли с ними? Улыбка, прощение… - это чудеса во все времена?
(Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.)
Звучит песня «Алые паруса» (исполняют все учащиеся)
Слайд 25
Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоёт над океаном.
Не три глаза, ведь это же не сон.
И алый парус, правда, гордо реет
В той бухте, где отважный Грей нашёл свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.
С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.
Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоёт над океаном.
Итог урока.
Учитель:
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Скажите, как вы думаете, почему я взяла именно эти слова?
Завершаем урок мыслью К. Паустовского – воображение, мечта, надежда, помогает человеку стать творцом своей судьбы и сквозь горести и скорби, потери и поражения нести свет надежды и веру в человека: Слайд 26
«Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умение мечтать и любить».
Мечтайте о высоком и недоступном! Питайте любовь в сердце, веруйте и не теряйте надежду на то, что ваша вера будет вознаграждена!
Слайд 27
«В чём сила этой книги?
Прежде всего – в…»
Слайд 28
Звучит стихотворение С.Д.Липатниковой
Душа моя! Не измельчай и не остынь,
Я так хочу, чтоб ты осталась юной,
Пусть замечательный писатель Грин
Уводит нас в мир сказочный и лунный.
Махнёт закат алеющим платком,
Шальные ветры силы мне прибавят,
И я пройду сквозь трудностей заслон,
Чтобы открыть свои морские дали.
Слайд 29
Творческое домашнее задание.
Мини-сочинение:
«Какие черты характера героев повести вас привлекли?
Чему меня научили «Алые паруса»?
«О чем заставила меня задуматься феерия А. Грина «Алые паруса»?
Используемая литература.
1 Журнал «Литература в школе» № 1- 2002 года.
К.Паустовский – Сказочник. Стр.1-2.
Е.О.Галицких - Александр Грин. Стр. 3-7.
В.В.Лисовская – Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить. Стр. 8-11.
Л.С.Скепнер – А.С.Грин в школьном изучении. Стр. 12-13.
Б.А.Макарова – Нужна ли юности романтика. Стр. 14-16.
2 Журнал «Литература в школе» № 2 – 2004 г.
Н.Н.Осанова – Александр Грин «Алые паруса». Стр. 40-41.
3 Журнал «Литература в школе» № 4 - 2004 года.
Л.П.Шумилина – Два урока по Грину. Стр. 44-45.
4 Журнал «Литература в школе» № 10 2005 года.
К. Паустовский – Из книги «Золотая роза». Стр. 3-4.
Е.О.Галицких – А.Грин и К.Паустовский: диалог о поэзии жизни. Стр. 4-7.
5 Журнал «Литература в школе» № 2- 2006 года.
Е.А.Шишкина – В тени алых парусов. Стр. 30-32.
6 Автор и источник заимствования неизвестен.
7 Н.В.Егорова - Поурочные разработки по литературе – Москва «ВАКО»
2009 г.
8 Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова Литература в 8 классе – Урок за уроком. Москва «Русское слово» 2001 г.